Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Как начинается осень»
(Средняя группа)
Цель: познакомить с характерными признаками осени.
Задачи:
Образовательные:
- учить устанавливать причинные связи; развивать слуховое и зрительное внимание;
- познакомить детей с литературным произведением и вызвать к нему интерес;
- учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями;
- формировать грамматический строй речи, образовывая словосочетания с использованием существительных в родительном падеже;
- закрепить счет до трех, умение сравнивать совокупности, предметы по величине и форме;
- продолжать учить рисовать предметы округлой формы и закрашивать изображение цветными карандашами.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;
- развивать общую и мелкую моторику, умение соотносить слова и движения.
Воспитательные:
- формировать эмоциональный отзыв на красоту осени;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование:
- книга (рассказ О.Иваненко «Спокойной ночи»).
- магнитофон.
- картинки с изображением осени
- картинки «Одежда»
- осенние листья, грибы, орехи.
- цветные карандаши и листы бумаги с нарисованным контуром мешка.
- картофель разной величины и формы.
- фрукты (для угощения).
Предварительная работа:
Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека, экскурсия по экологической тропе детского сада, сбор осенних листьев и составление из них букетов. Дидактические игры. Чтение стихотворений об осени.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
(Организационный момент.)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Жила-была семья: отец и четыре дочери.
Отца звали год, а дочерей Зима, Весна, Лето и Осень.
Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из них, а с какой, это вы отгадаете, когда прослушаете отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям.
Воспитатель: О каком времени года идет речь? Как вы догадались? Что происходит с листочками?
Дети:
- В отрывке говорится об осени
- Желтеют.
- Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый. Опадают.
Воспитатель: Когда листочки опадают, как это называется?
Дети: Листопад
Воспитатель: Ребята давайте вместе вспомним стихотворение В. Мировича «Листопад»
Листопад, листопад
Листья желтые летят;
Под ногой шуршат, шуршат;
Скоро голым
Станет сад.
Основная часть
(Воспитатель раскладывает на полу осенние листья. Желтых по количеству детей, а красных и оранжевых- на половину группы.)
Воспитатель: Представьте, что вы осенний ветерок. Ветерок подхватил листочки и закружил их в воздухе.
Возьмите в правую руку желтый листок, а в левую листочек другого цвета.
Какого цвета листик у тебя в левой руке?
Сколько у тебя листочков? (Ответы детей.)
Дети под музыку двигаются по группе.
Воспитатель: Какая погода бывает осенью?
Дети: Холодно, часто идут дожди.
Воспитатель: Отличается ли ветер, который дует летом от осеннего ветра?
Дети: Осенний ветер холодный, а летний теплый
Предлагается детям спеть песенку сильного ветра (дети с силой выдувают воздух).
Воспитатель: Как называется сильный ветер?
Дети: Ветер
Воспитатель: Вот ветер начал стихать и утих совсем (дети дуют с меньшей силой).
- Как называется слабый ветер?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Только что вы ветер слышали, а можно ли его почувствовать? (дети с разной силой дуют себе на руку).
-Можно ли ветер увидеть? (эксперимент с султанчиками).
(Дети машут султанчиками.)
Воспитатель показывает фотографии детей в одежде в разное время года. Приложение 1
Воспитатель: Какая фотография сделана осенью?
Дети показывают соответствующую картинку.
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей.)
-Зачем дети надели сапоги, шапки, куртки?
Дети: осенью стало холодно, подули сильные холодные ветра
Воспитатель: Зачем девочке зонт?
Дети: Осенью часто идут дожди.
Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем изобразить дождь движениями.
Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.
- Если дождь сильный, наступаем всей ступней.
- Вспомним как называется слабый дождь (дождик).
По сигналу воспитателя «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующие движения.
Дети садятся на ковер, воспитатель читает загадку-стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года…
Осенью зовется.
М. Ходякова.
Воспитатель: Несмотря на то, что и небо хмурое, что дождик без конца, осень очень красивое время года.
-Посмотрите на картинки с изображением осени.
Воспитатель кладет перед детьми картинки и снова читает стихотворение по одной строчке
Дети должны показать соответствующие картинки.
Воспитатель: А что же сейчас происходит в осеннем лесу? Ребята, давайте с вами послушаем лесные звуки (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»). Кто что слышал?
Дети: Шелест листочков, шум дождя, шорохи и крики животных, птиц.
Воспитатель: Ребята, а что же делают осенью звери: медведь, еж, белка.
Дети: Они готовятся к зиме. Медведь много ест, набирает жир. Белка собирает грибы, орешки и складывает их в дупло. Еж зарывается в листочки и засыпает.
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Осенние заботы»
Слушайте внимательно, задания выполняйте старательно:
Медведь в глухом лесу живет.
Летом ест малину, мед.
Ложится осенью в берлогу косолапый,
До весны он будет спать и сосать лапу.
(Ходьба, имитирующая медвежью походку, затем дети ложатся на ковер.)
Скачет ежик меж дубками
Своими мелкими шажками.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
А под елочкой прошел,
Два грибка себе нашел.
(Семенящий бег мелким шагом, дети должны взять с ковра два грибка.)
Белка прыгала, скакала.
К зиме кладовки запасала.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
По сторонкам погляди,
В дупло один орех неси.
(Дети скачут на двух ногах, затем берут по одному ореху.)
Воспитатель: Ребята, сколько у вас орехов? А сколько грибов? Чего больше, орехов или грибов?
Дидактическая игра «Осенние запасы»
Воспитатель: Не только животные готовятся осенью к зиме. И у людей много хлопот в это время года: нужно успеть собрать урожай с огородов и садов. Часто урожай собирают и складывают для хранения в ящики или мешки. Давайте поиграем и сложим в мешки овощи и фрукты.
Словесная игра «Собери урожай»
(Воспитатель говорит начало предложения, дети правильно договаривают.)
Если мы сложим в мешок картошку, то можно сказать, что заготовили на зиму мешок картошки.
Если наберем в мешок лук, то получится мешок ... (лука).
Если наберем в мешок яблоки, то получится мешок ... (яблок).
Если наберем в мешок морковь, то получится мешок ... (моркови).
Если наберем в мешок капусту, то получится мешок ... (капусты).
Если наберем в мешок груши, то получится мешок ... (груш).
Если наберем в мешок свеклу, то получится мешок ... (свеклы).
Если наберем в мешок орехи, то получится мешок ... (орехов).
Рисование «Мешок картошки»
Воспитатель: А вот и пустой мешок, мы наполним его нарисованной картошкой. Взгляните на настоящую картошку. Все картофелины одинаковые? Чем они отличаются? Есть большие и маленькие картофелины. Одни по форме круглые, другие вытянутые. А какого цвета карандаш мы будем использовать для рисования картофеля? Коричневый карандаш. Посмотрите, как я рисую и закрашиваю картошку. (Показ выполнения работы). Мы должны наполнить весь мешок картофелинами, но постараться не вылезать за границы мешка.
Заключительная часть (рефлексия)
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что интересного вы запомнили?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
Угощение фруктами.
Используемые источники:
- «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- http://vospitateljam/ru/
- С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Читайте также |
---|
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...