План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Живая и неживая природа»
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
- «Познавательное развитие»:
- развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
- познакомить дошкольников с понятиями «живая природа», «неживая природа»;
- научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы, используя признаки живой природы;
- заложить основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
- развивать желание с помощью палочек выкладывать изображения объектов живой или неживой природы.
2) «Социально-коммуникативное развитие»:
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;
- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
3) «Художественно-эстетическое»:
- развивать умение видеть красоту окружающего мира.
4) «Речевое развитие»:
- активизировать словарный запас детей,
- воспитывать культуру речевого общения.
5) «Физическое развитие»:
- способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий.
Методы и приемы (перечислить)
- практические: динамическая пауза, игры, продуктивная деятельность;
- наглядные: игровая ситуация приход куклы-Почемучки, рассматривание слайда;
- словесные: чтение стихотворения воспитателем, игры, рассказывание стихотворения ребенком.
Материалы и оборудование: текст стихотворения, кукла-Почемучка, мяч, мешочек с картинками, изображающими живую и неживую природу, проектор, экран, слайд, подносики со счетными палочками на каждого ребенка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Динамическая пауза «Лесная физкультминутка» Цель: развитие двигательной активности детей |
Игровая | 1. Игровая ситуация «Приход куклы-девочки Почемучки» Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
Познавательно-исследовательская | 1. Игра «Живая и неживая природа» Цель: развитие логического мышления, упражнять в умении разделять объекты природы на живые и неживые |
Коммуникативная | 1. Игра с мячом: «Кто нам встретится в лесу» Цель: упражнять в умение классифицировать предметы (звери, птицы, насекомые, деревья, кусты, цветы, грибы). 2. Словесная игра «Если я приду в лесок» Цель: развитие логического мышления, закрепление навыков разумного поведения в лесу. 3. Рассказывание стихотворения ребенком. Цель: с помощью поэтического слова уточнить и закрепить знания детей о природе. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
1. Чтение стихотворения А. Дайнеко: «Вот на Земле огромный дом» |
Конструирование | 1.Продуктивная деятельность «Выложи предмет живой или неживой природы». Цель: развитие мелкой моторики рук. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр.области) |
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Развивать у детей познавательный интерес к миру природы. | Игровая ситуация «Приход куклы-девочки Почемучки» | Мотивированы на предстоящую деятельность | |
Воспитатель читает стихотворение А. Дайнеко: «Вот на Земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом» Вопрос к детям: «Что такое природа?» Делает обобщение: «Природа-это то, что существует без помощи человека, все то, что нас окружает: планеты, Солнце, Земля, горы, воздух, вода, песок, человек, растения и животные. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: живая и неживая природа». В гости приходит кукла Почемучка и предлагает отправиться в мир «живой» и «неживой» природы» вместе с ней, чтобы научиться отличать живую природу от неживой. Она приглашает детей на лесную полянку |
Слушают, отвечают на вопросы, принимают приглашение куклы-Почемучки. Рассматривают иллюстрации. | |||
Деятельностный | Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, бережному и заботливому отношению к окружающему миру. Продолжать совершенствовать умение детей классифицировать предметы живой природы. Активизировать словарный запас детей по заданной теме. |
Словесная игра «Если я приду в лесок» | Уточняют и закрепляют правила поведения на природе. Используют в речи обобщающие слова. Классифицируют предметы живой природы. |
|
На экране появляется изображение леса и слышатся звуки, издаваемые лесными обитателями. Воспитатель предлагает поиграть в игру и вспомнить как можно, а как нельзя вести себя в лесу. Правило: если поступать в лесу так можно и нужно говорят слово «да», а если так делать нельзя, нужно сказать слово «нет». - Если я приду в лесок, я сорву ромашку? - Если съем я пирожок и выброшу бумажку? - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? - Если все цветы сорвать и в веночки заплести? - Если ветку привяжу, колышек поставлю? - Если сильно насорю и убрать забуду? - Если мусор соберу и с собой возьму я? - Если уходя домой забирать ежей с собой? - Если по лесу гулять можно листья все сорвать? - Я люблю свою природу, я ей помогаю! |
Рассматривают слайд, играют в игру, отвечают на вопросы воспитателя о правилах поведения на природе. |
|||
Игра с мячом: «Кто нам встретится в лесу?» (классификация предметов (звери, птицы, насекомые, деревья, кусты, цветы, грибы). | ||||
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет: сорока, лиса, пчела, береза, сирень, ромашка, мухомор и т.д. | Ловят мяч, анализируют, бросают мяч воспитателю классифицируя и называя обобщающим словом этот предмет (птица, животное, насекомое, дерево и т.д. | |||
Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий | Динамическая пауза «Лесная физкультминутка» | Умеют согласовывать движения с речью. Отличают объекты живой природы от неживой. Передают строение объектов живой или неживой природы с помощью счетных палочек |
||
- Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками); - Птицы и бабочки всюду порхают (дети взмахивают руками, словно крыльями); - Скачут по веткам белка с бельчонком (прыжки на месте, руки на поясе); - Ходят в лесу медведь с медвежонком (дети ходят вперевалочку); - Ест землянику в лесу детвора. (наклоняясь, дети изображают, как едят землянику); - Вот и закончилась наша игра! |
Дети выполняют движения. | |||
Научить детей отличать объекты живой природы - от объектов неживой природы, используя признаки живой природы. Развивать желание с помощью палочек выкладывать изображения объектов живой или неживой природы. Развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
Игра «Живая и неживая природа» | |||
Воспитатель сообщает детям, что девочка Почемучка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей? Предлагает вспомнить и назвать по каким признакам мы отличаем живую природу от неживой? Обобщение: «Все живое растет, питается, дышит, появляется потомство, а объекты неживой природы не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство». На один стол, где стоит горшочек с живым цветком поместите картинки с изображением живой природы, на стол, где стоит в вазе искусственный цветок – с неживой природой. Педагог: А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек растёт, дышит, кушает, даёт потомство – значит, он - часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе и ее обитателям. |
Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание. | |||
Продуктивная деятельность «Выложи предмет живой или неживой природы». | ||||
Задание: по карточкам схемам или самостоятельно выложить изображение объектов живой и неживой природы | Выполняют задание, выкладывая из палочек картинки живой или неживой природы. | |||
Заключительный | Беседа «Природа и мы» | Имеют представления о живой и неживой природе и правила поведения на природе. |
||
Вопросы к детям: О чём мы сегодня говорили? Что мы должны помнить, общаясь с природой? Воспитатель обобщает ответы детей: «Ребята, пожалуйста, запомните, как должен вести себя при общении с природой воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей!» |
Отвечают на вопросы. Ребёнок рассказывает стихотворение: «Дерево, трава и птица не всегда сумеют сами защититься, Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!» |
Читайте также |
---|
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...