Конспект НОД с элементами совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в страну под названием «Природа»
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Обучающие задачи:
- Систематизировать знания детей о природе.
- Дать представления о воздухе, как необходимом элементе для жизни всего живого.
Развивающие задачи:
- Закрепить правила поведения в природе.
- Развивать навыки общения, умение работать в паре и группе.
- Формировать начальные навыки речи – доказательства.
- Вводить в активный словарь слова «прозрачный», «невидимый», «чувствовать».
- Развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Воспитательные задачи:
Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.
Материалы: иллюстрации животных и растений Пермского края, Красная книга, «Вишерский заповедник», «Басеги», правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; мягкие модули; игрушечные деньги; билеты; руль; 2 листа А 3; маркеры – синий, зеленый, красный, черный; 2 мольберта; презентации по темам: лес, вода, воздух; ИКТ оборудование, металлофон, мяч.
Словарная работа: «Красная книга», «Заповедник», «Вишерский заповедник», «Басеги».
Предварительная работа: Экскурсии в лес, березовую рощу. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Игра «Съедобное – несъедобное». Чтение художественной литературы о природе. Беседы на темы: «О правилах поведения в лесу», «А что если…».
Воспитатель играет на металлофоне мелодию «Во поле береза стояла»…
(Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.)
Психогимнастика:
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я собралась в путешествие, в волшебную страну под названием «ПРИРОДА». Вы со мной поедите? (Ответы детей.)
- А вы знаете, что такое природа? (Ответы детей.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе. А поможет нам в этом игра «Разрезные картинки со схемами о правилах поведения в природе»:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
Дети по желанию объединяются в пары, получают конверт и собирают картинку. Кто собрал, называет свое правило поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята, на каком транспорте люди путешествуют? (Предположения детей.) А какой транспорт из модулей мы можем построить сейчас в группе? (Автобус.)
Конструктивная деятельность: «Строительство автобуса».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить конструктивные решения при постройке автобуса.
Материал: мягкие модули, стулья, руль.
Элементы сюжетно - ролевой игры: «Поездка на транспорте…»
Цель: Продолжать развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Материал: схемы для распределения ролей – кондуктор, водитель, билеты, деньги.
Воспитатель: Наше путешествие в природу начинается…
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы приехали? (Предположения детей.)
Остановка «ЛЕСНАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о лесе.)
Беседа по вопросам:
- Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
- А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).
- А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
Пальчиковая гимнастика «Поход в лес»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел
Потому и потолстел!
Воспитатель: Снова садимся в автобус. Путешествие продолжается…
Звучит фонограмма «шум моря».
Остановка «МОРСКАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о воде, море.)
- Кто живет в воде?
- А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
- Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
Цель: Развивать умение детей за короткое время подразделять жидкости на две категории: съедобное и несъедобное.
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т.д.)
Воспитатель: И снова в путь!
Звучит фонограмма «шум ветра».
Остановка «Воздушная» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов.)
- Ребята, ветер - это поток воздуха.
- А кто живет в воздухе? (ответы детей).
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
- А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).
- Воздух нужен только птицам? (ответы детей)
Интерактивная игра «Кому нужен воздух».
Цель: Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород).
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ).
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Человеку и животным необходим воздух».
Цель: Формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха. Помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания.
Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. (Дети выполняют.)
Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха?
Что почувствовали, что испытали? (Ответы детей.)
Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.
Прослушивание стихотворение:
Через нос проходит в грудь
И обратный ищет путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Воспитатель подводит детей к выводу, что человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?
Обращение к личному опыту детей: вспомните, где вам легче дышится? (Парке, в лесу, там, где много растений.)
Вывод: Легко дышать нам помогают растения. К счастью, им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем. Поэтому и дуб – великан, и маленькая травинка, и комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.
Подумайте, как же человек может способствовать, тому чтобы воздух был чистым? (Ответы детей.)
Создание плаката с призывом беречь воздух. (Дети делятся на две группы (по цвету одежды) схематично рисуют на мольберте.)
- Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
- Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли
- Не бросать мусор
- Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов
- На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.
Интерактивная игра « Хорошо – плохо».
Дети выбирают изображения когда воздух выступает, как помощник человека и когда наносит ему вред (ураган, смерч, суховей и т.д…)
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,
И живётся нам легко.
Воспитатель: Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, занимайте места в автобусе. Пока мы едем, давайте покажем, как живем в детском саду.
Физкультурная пауза «Как живешь?»
Текст | Описание движений |
– Как живешь? – Вот так! |
Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх. |
– Как идешь? – Вот так! |
Маршируем. |
– Как бежишь? – Вот так! |
Бег на месте. |
– Ночью спишь? – Вот так! |
Ладошки соединяем вместе и кладем на них голову. |
– Как берешь? – Вот так! |
Прижимаем ладошку к себе. |
– А даешь? – Вот так! |
Ладошку от себя вперед. |
– Как шалишь? – Вот так! |
Надуваем щечки и кулачками мягко ударяем по ним. |
– Как грозишь? – Вот так! |
Погрозить пальцем вперед или друг другу. |
Интерактивная технология «Интервью»
Навстречу детям выходит младший воспитатель и спрашивает:
- Ребята! Вы откуда приехали? (Ответы детей.)
- Что вы вспомнили и что нового узнали во время путешествия? (Ответы детей.)
- Как вы будете беречь природу? (Ответы детей.)
Воспитатель дает положительную оценку участию каждого ребенка, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.
Литература:
- https://infourok.ru/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-krasnaya-kniga-1363596.html
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах./ сост. Н.В.Нищева. с.217.
Читайте также |
---|
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...