Конспект занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Собака и ее тень»

 

Цель:

Учить детей осмысливать аллегоричность басни, ее образную суть; соотносить идею басни со значением пословицы. Учить самостоятельно выбирать и изображать эпизод из басни. Развивать творчество и воображение.

Задачи:

- Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть;

- Соотносить идею басни со значением пословицы.

Оборудование: иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова, текст басни Л.Н.Толстого «Собака и ее тень», бумага и цветные карандаши, аудиозапись звуков леса.

Организационная часть: по звуку колокольчика дети садятся за столы.

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Давайте немного поиграем и вспомним басни, с которыми мы уже познакомились. Я читаю строки из басен, а вы угадываете из какой они басни.

- И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона и лисица.)

- То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет… (Мартышка и очки.)

- Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей.)

- Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська.)

- Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. (Свинья под дубом.)

- Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Лебедь, щука и рак.)

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит. (Отец и сыновья.)

- «Вот это мой топор». (Мужик и водяной.)

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (Два товарища.)

Воспитатель: - Молодцы, все басни вы узнали.

Воспитатель: - Ребята сегодня я вам расскажу о великом писателе Льве Николаевиче Толстом. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. Повзрослев, Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями «За защиту Севастополя». Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для бедных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях люди были безграмотны. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная. Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. Л. Н. Толстой написал огромное количество книг, он писал как для взрослых, так и доя детей. Его произведения известны во всем мире. Вот таким интересным человеком был писатель Лев Николаевич Толстой. И сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого «Собака и ее тень».

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет,— она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

Вопросы к детям:

- О ком говорится в басне? (Ответы детей.)

- Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо? (Ответы детей.)

- Какой вы представляете себе эту собаку? (Ответы детей.)

- Как вы поняли, что собака глупая и жадная?

- Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом? (Ответы детей.)

- Когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или одновременно пытается сделать несколько дел, про таких в народе говорят: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

- Подумайте, почему так говорят? Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

Физкультурная пауза с выходом из-за стола:

Для разминки из—за парт поднимаемся на старт.

Бег на месте веселей и быстрей, быстрей, быстрей.

Делаем вперед наклоны раз, два, три, четыре, пять

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Руки в стороны расставим, руки к солнышку потянем,

А теперь давай учиться, да прилежно не лениться.

Воспитатель предлагает детям придумать историю, в которой кто- то из героев мог бы использовать пословицу: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». Заслушиваются 2—3 истории.

- А теперь я предлагаю вам нарисовать сюжет из любой басни, которая вам больше всего понравилась или нарисовать сюжет к придуманным историям.

Рисование.

По мере готовности рисунки вывешивают на доске. Их обсуждение проводится в свободное от занятий время.

Воспитатель дает положительную оценку работе детей. Спрашивает, понравилось ли им занятие, что запомнилось, что интересного узнали, какие были затруднения. Предлагает детям почитать басни вместе с родителями.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы»

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы» Цель: сплочение коллектива, формирование семейных ценностей, любовь и уважение к матери. Задачи:  1. Создать праздничную атмосферу. 2...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности На современном этапе в системе воспитания и обучения...

Читайте также

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Путешествие в Африку

Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...