Путешествие в мир счетных устройств
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: знакомство детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
- Закрепить умение выделять некоторые особенности, части компьютера.
- Воспитывать уважение к труду людей, создающих машины-помощники.
Материалы: слайды с изображениями счетных устройств, настоящие счетные устройства, мультфильм «Фиксики».
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Поколения компьютеров».
Ход.
Воспитатель. Дети, вы любите сюрпризы? Сегодня мы с вами в путешествие.
Раздается стук в дверь.
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать до 10 на пальцах. Хотите посчитаю? (Считает.)
Воспитатель. Молодец, Незнайка. До 10 считать ты умеешь, а наши ребята могут и до 20. А ты сможешь посчитать до 20?
Незнайка. Это я быстро, раз-два и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает.)
Воспитатель. Ну, Незнайка, что ты остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Достает калькулятор.)
Незнайка. Поможет, поможет! А как он мне поможет? Интересно, что это такое? Ребята, вы знаете, что это такое? А как на нем считать? (Ребята показывают.) Так, интересно, а я не знал.
Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего не знаешь, только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Ребята, по-вашему где об этом можно узнать? (Ответ детей.) Тогда поехали с нами в музей счетных устройств. Закрываем глаза, считаем до 10. Вот и приехали.
Как вы думаете, как раньше, в древности складывали числа? Первый экспонат. (Слайд.) Что это такое? (Рука и нога человека.) Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но это было неудобно потому, что нельзя посчитать больше 20. Как вы думаете, какие предметы могли тогда люди использовать при счете?
В разное время для счета использовались различные предметы – камешки, шишки, бусины. (Слайд.) В дальнейшем люди придумали счеты.
Посмотрите на счеты разных стран: костяные, узелковые, деревянные. Рассмотрите их внимательно. Как они устроены? Счеты – обычная рама с перекладинами, на которые нанизаны бусины или завязан узелок. Каждая бусина – цифра, числовое значение которой зависит от того, на какой перекладине она находится.
(Слайд.) Посмотрите, а это деревянная счетная доска – абак. Она разделена на полоски, на которые выкладываются бобы, косточки, горох и пересчитывали их.
(Слайд.) А такие счеты с костяшками вы видели? У нас в группе есть такие. Чем они неудобны?
Физминутка.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.
Чтобы быстро считать большие числа, человеку необходимо много времени. (Слайд.) И первую счетную машинку, арифмометр 300 лет назад изобрел французский ученый Блез Паскаль. Она была большой машиной. Он использовал принцип часового механизма с зубчатой передачей. Всевозможные кассовые аппараты, электросчетчики работают на этом принципе.
А теперь отгадайте загадку:
Машина отлично задачу решила,
Мигала, гудела, старалась, спешила.
Рисует, играет, учит меня.
Какое же имя имеет она?
Первый компьютер был создан 72 года назад. (Слайд). Это был огромный прибор и назывался электронный числовой вычислитель. Вспомните, какого поколения этот компьютер. (1 поколения).
Ребята, а сейчас какие у нас компьютеры?
(Слайд.) Какие части есть у компьютера? Назовите их (1 – системный блок (мозг компьютера), 2 – монитор (экран), 3 – клавиатура, на которой набирают команды для компьютера, мышь.)
Что можно делать на компьютере?
Сколько можно играть на компьютере детям дошкольного возраста?
А сейчас поиграем в игру «Собери компьютер». Разделимся на 3 команды.
Незнайке в день рождения подарили компьютер. Он очень обрадовался, а когда открыл коробку, увидел, что компьютер разобран. Помогите Незнайке собрать все части компьютера.
Знаете ли вы правила работы за компьютером?
Молодцы! А теперь послушайте стихи про компьютер:
Компьютер – друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Пришел из Франции далекой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
Он вычитает, прибавляет,
Рисует с нами, говорит!
Передает, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава –
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует, друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда!
А давайте придумаем сказку про компьютер. Я начну, а вы продолжите. Жили – были системный блок, монитор, клавиатура и мышка…
А сейчас посмотрим мультфильм про компьютеры. Но перед началом проведем гимнастику для глаз. (Комплекс №4.)
Рефлексия. Ребята, давайте расскажем Незнайке, как раньше люди считали, что использовали?
Что умеет делать компьютер?
Он приносит пользу?
А есть ли вред от компьютера?
Не сидите за компьютерами, дети,
Очень вредно «виснуть» в интернете!
Станут, словно знак вопроса ваши спинки,
А из глаз польются жгучие слезинки,
Головная боль взорвется громким треском!
Людям каких профессий необходимы счетные устройства?
Что случилось бы, если бы исчезли компьютеры?
Незнайка, тебе понравилось с нами путешествовать? Приходи к нам в гости.
Читайте также |
---|
Семинар-практикум «Творческий проект»
Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...
Лепбук «Волшебный праздник Новый год»
Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...
Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»
Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»