Сайт для воспитателей детских садов



Конспект организованной образовательной деятельности «Осень разноцветная» (Познавательное развитие)

Старшая группа.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений окружающего мира (познавательное развитие).

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание наблюдать и любоваться красотой осенней природы; (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие).

- Воспитывать чувство любви к родной природе; (познавательное развитие).

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным; (познавательное развитие).

- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность, инициативность (социально – коммуникативное развитие).

  Образовательные задачи:

- Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; (познавательное развитие).

- Закрепить представления детей о названиях осенних месяцев; (познавательное развитие).

- Устанавливать причинно - следственные связи на примере образования плода растения; (познавательное развитие).

- Продолжать учить различать породы различных деревьев; (познавательное развитие).

- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор; (познавательное развитие).

- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными; (речевое развитие).

Развивающие задачи:

- Развивать художественный вкус; (художественно – эстетическое развитие).

- Развивать связную речь; (речевое развитие).

- Развивать общую и мелкую моторику рук, умение ориентироваться в группе; (физическое развитие).

- Развивать навык сотрудничества; (социально – коммуникативное развитие).

- Развивать логическое мышление, внимание, память; (познавательное развитие).

- Развивать познавательный интерес, умение делать самостоятельные выводы; (познавательное развитие).

Словарная работа:

Листопад, березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, березовая роща, лучина, лукошко, долгожитель, дубрава, древесина.

Совместная деятельность взрослого и ребенка:

1. Рассказы воспитателя и детей о временах года, наблюдения на прогулке.

2. Сбор листьев для гербария.

3. Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.

4. Заучивание загадок о временах года, деревьях.

5. Чтение стихов об осени.

6. Дидактическая игра «С какого дерева листок?», «Экологический светофор», « Найди дерево».

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей к комментированию ответов других детей.

Материал:

1. «Времена года» П.И. Чайковского (музыкальное сопровождение).

2. Ноутбук.

3. Презентация.

4. Иллюстрации с изображением деревьев.

5. Осенние листочки для игры (по количеству детей).

5. Коромысла с картинами деревьев (березы, рябина, сосна, ел).

6. Плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины.

7. Игрушка « Лесовичок».

8. Угощение для детей (печенье в виде кленовых листочков).

Методы и приемы, используемые на ООД.

  • Наглядный метод: иллюстративный и предметный материал, ИКТ;
  • Словесный метод: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы;
  • Игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения:

«Экологический светофор», « Найди дерево»);

  • Практический метод (круги Луллия « С чьей ветки детки?).
  • Репродуктивные (показ движения).
  • Проблемно – поисковые: проблемный, исследовательский, эвристический, загадки.
  • Прием ТРИЗ и РТВ (мозговой штурм, сравнение «Хорошо-плохо», Круги Луллия);
  • Метод бескнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (по использованию коромысел).

Цель: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений окружающего мира.

Интеграция образовательных областей

Образовательные области Задачи
Познавательное развитие Формировать у детей представления о взаимосвязи природных явлений с повседневной жизнью.
Развивать мыслительные способности детей: сравнение, обобщение. Развивать умение детей переводить иллюстративное изображение в словесное (при работе с «коромыслами»). Закреплять знание детей о временах года – осень.
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающей нас природе; воспитывать коммуникативные качества личности детей; воспитывать навыки культуры общения.
Художественно-эстетическое развитие Заучивание загадок, стихотворений, рассказа. Работа с иллюстрациями картины деревьев.
Речевое развитие Развивать связную речь, активизировать словарь детей. Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты со сказочными персонажами.
Физическое развитие Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в группе, гимнастика для глаз.

 

Ход ООД

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

«Собрались все дети вкруг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Попробуйте отгадать о каком времени года пойдет речь.

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
Дети: (Осень.)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей: (В полях убрали урожай, идет дождь, тучи грозные нависли, птицы улетают на юг, ветер срывает листья.)

Воспитатель: После какого времени года, наступает осень?

Ответы детей: (после лета).

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Правильно. Ребята осень бывает разная говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем. Как вы думаете, какая это осень?

Ответы детей: (ранняя осень).

Воспитатель: А как ещё называют раннюю осень?

Ответы детей: (Золотой.)

Воспитатель: Почему ее так называют?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, правильно. А другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей травой, опавшей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. А это какая осень?

Ответы детей: (поздняя осень).

Воспитатель: А вы знаете как еще называют позднюю осень?

Ответы детей: (Серебрянная.) Если не ответят рассказать. Поздней осенью часто ночью уже случаются заморозки. И тогда утром на ветках можно увидеть иней, как серебро - вот и серебрянная осень.

Игра «Хорошо – плохо» («Осень» - хорошо… «Осень» - плохо…)

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, что «Осенью» хорошо? А что «Осенью» плохо?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Ребята, а когда сразу много осенних листочков падает с дерева, как это называется?

Ответы детей (это листопад).

Речевая разминка «Листопад»

Листопад, листопад

Осыпается наш сад.

Листья желтые летят

Под ногою шелестят.

Воспитатель: Покажите, как вы ходили по листочкам на прогулке.

(Дети имитируют шуршание листьев звуком ш-ш-ш, идут шаркающим шагом.)

Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише, что - то странное я слышу. Под ногами лист шуршит, кто - то в гости к нам спешит.

За деревом воспитатель находит Старичка - Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются).

Воспитатель: Здравствуйте.

Очень странный старичок,
Вместо носика – сучок!
По лесу гуляет,
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок... (Лесовичок).

Старичок - Лесовичок: Правильно ребятки, я Старичок - Лесовичок живу в лесу и охраняю его. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. Знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? В Лесу много птиц, животных, деревьев, все они - живые. Ребята, как вы понимаете, что деревья живые?

Ответы детей: (они дышат, питаются, растут).

Лесовичок: Какую пользу приносят деревья?

Ответы детей: (они очищают воздух).

Лесовичок: Правильно, деревья очищают воздух. Дети, а вы знаете как надо вести себя в лесу?

Ответы детей: (не шуметь, не ломать деревья).

Лесовичок: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: «Экологический светофор».
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок.)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.

Старичок - Лесовичок: Правильно, молодцы знаете как себя в лесу вести. Ребята у меня в лесу много деревьев. Только вот беда, забыл я их названия.

Воспитатель: Ребятки, давайте поможем Лесовичку вспомнить названия деревьев и покажем их ему.

Ребята: Да, поможем.

Воспитатель: А сейчас пройдем с вами на стульчики.

Воспитатель: Какие деревья вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а загадки любите отгадывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим. Кто мне поможет.

Призентация:

Ребенок:

«Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки» (береза, слайд №1).

Воспитатель: Сейчас Алеша расскажет нам о ней. Береза – щедрое и доброе дерево! Любит наш народ русскую красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Раньше березовой лучиной освещали дома. Из березы мастерили деревянные игрушки, ложки, лукошки для ягод и грибов. В настоящее время березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи. Из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, а из почек делают лекарства.

Алеша: Лес, где растут одни березы знаете как называется?

Ответ детей: (березовая роща);

Воспитатель: Алеша, правильно дети ответили?

Алеша: Правильно, березовая роща;  слайд№2).

Воспитатель: Еще одна загадка.

Ребенок:

«Крепок, строен и силен

Ведь владыка леса он

Из него добротен сруб.

Догадались? Это….» (дуб, слайд№3).

Лесовичок: Дубы – деревья - долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»?

Ответы детей (тот, кто живет долго).

Лесовичок: Дубы живут очень долго. Лес, в котором растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Дети (дубрава, слайд №4).

Воспитатель: (Маша, Даша) повтори, лес где много растут дубов как называется?

Маша: (дубрава).

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре.

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули.

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель: И еще одна загадка:

Ребенок:

«Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это…» (клен, слайд №4).

Воспитатель: Последняя загадка.

Ребенок:

«В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце?» (Рябинка, слайд №5).

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой (на ковре).

Воспитатель: Ребята, возьмите осенние листочки.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Лесовичок: Ой, ой, ой!

Воспитатель: Что случилось, дедушка?

Лесовичок: Да вот беда, ветер налетел, все листочки перепутал. Что теперь делать?

Воспитатель: Не волнуйся, дедушка, что- нибудь придумаем. А помогут нам круги Луллия.

Воспитатель: приглашает детей за столы.

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

Воспитатель: Пододвинте к себе поближе круги Луллия и приступим с вами к работе.

Найдите на правом круге лист каштана.

Дети находят на Кругах Луллия (лист каштана).

Воспитатель: Какой вы нашли лист? А с какого он дерева?

Ответы детей: (каштановый, с каштана).

Воспитатель: Найдите на левом круге, дерево к каштановому листочку.

Дети находят на Кругах Луллия (каштан).

Воспитатель: посмотрела , правильно молодцы.

Воспитатель: Найдите дерево дуб.

Дети находят на Кругах Луллия (дуб).

Воспитатель: Какой лист у дуба?

Ответы детей (дубовый).

Воспитатель: Найдите лист дуба.

Воспитатель: проверила, хорошо.

Воспитатель: А сейчас найдите на кругах Луллия любой лист, какой вы захотите.

Дети находят на Кругах Луллия (любой лист).

Воспитатель: какой лист вы выбрали?

Дети. (кленовый……).

Воспитатель: А с какого он дерева?

Ответы детей: (с клена).

Воспитатель: Найдите дерево к этому листочку.

Дети находят на Кругах Луллия (клен).

Воспитатель: Кленовые листья самые красивые осенью. Посмотрите, как красиво их разукрасила осень! (показать листик).

Воспитатель: Встали ребятки, немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

«Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый – резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку!».

Воспитатель: А сейчас дети первого ряда найдут дерево ель. А дети второго ряда найдут сосну.

Дети находят на Кругах Луллия (ель, сосну).

Воспитатель: Посмотрела, молодцы. Ребята, а у сосны и ели, что вместо листиков?

Ответы детей: (иголки).

Воспитатель: найдите веточки сосны и ели на кругах Луллия.

Дети находят на Кругах Луллия (ель, сосну).

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились, пройдем на ковер.

Дидактическая игра «Найди дерево». (На коромыслах.)

Воспитатель: Ребята, я назову дерево, а вы найдете его на коромыслах и встаньте под этим деревом.

Лесовичок: Какие они молодцы , все деревья знают. Посмотрите, что я насобирал под деревьями?

Ответы детей: (плоды).

Воспитатель: У каждого дерева есть свой плод.

Лесовичок достает из корзинки плоды различных деревьев и выкладывает их на стол.

Воспитатель: Дети найдите плоды дуба, рябины, каштана. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды каких деревьев?

Ответы детей: (клена и березы).

Лесовичок: Внутри каждого плода есть – семена. Они попадают в землю… а что нужно, чтобы из семян выросло молодое деревце?

Ответы детей: (солнце, вода).

Лесовичок: Молодцы, правильно. В городе люди сажают много молодых деревьев, которые вырастут и будут очищать грязный городской воздух. К городским деревьям и кустарникам нужно относиться бережно, ведь они очень помогают нам.

Лесовичок: Ребята скоро зимушке черед, лес мой снегом заметет. А вы зимой не скучайте. Лес осенний вспоминайте. А чтобы вы меня помнили, я вам дарю угощение, вот такие листочки. До свидания! (уходит).

Дети: Спасибо, до свидания.

Воспитатель подводит итог занятия.

Ребята кто к нам приходил в гости? О каком времени года мы с вами говорили? В какие игры мы с вами играли? Какие новые слова вы узнали?

Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания. Лесовичку помогли вспомнить названия деревьев, а так же какому дереву принадлежит тот или иной листок и с какого дерева плоды, и семена. Ребята, спасибо вам.

Спасибо за внимание.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо, замечательная работа!!!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт