Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе «Зачем нужны опавшие листья?» - «Дошколёнок.ру»

Сайт для воспитателей детских садов



Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе
«Зачем нужны опавшие листья?»

 

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Форма организации: групповая.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы, музыка), физическое развитие.

Социальные партнеры: музыкальный руководитель.

Учебно-методический комплект:

  • Г.В. Родионова «Конспекты занятий исследовательского цикла для детей старшего дошкольного возраста» Пермь 1997г.
  • А. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!» лига-Пресс Москва 2004г.
  • А. И. Иванова «Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
  • А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
  • А. М. Федотова «Экологическое воспитание дошкольников» Пермь 1992г.
  • С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2002г.
  • А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду Издательство «Учебная литература» 2005г.
  • http://potomy.ru/fauna/556.htm
  • http://www.novgorod.fio.ru
  • http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/

Средства:

  • Наглядные: иллюстративный материал, раздаточный природный материал на выбор (листья клена, дуба, сирени, осины высушенные и не высушенные).
  • Мультимедийные: ноутбук.
  • Литературные: стихотворение З.Федорцова.
  • Музыкальные: фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», Бергман «Мельница твоей души».
  • Оборудование: Лупы, белые бумажные салфетки; деревянные кубики; альбомные листы, набор гуашевых красок, палитра, кисти, емкость для воды.

Цель: Развитие у детей предпосылок исследовательской деятельности, формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы осенью.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:

Обучающие: 

  • Актуализировать знание, при необходимости познакомить детей со строением листа.
  • Актуализировать знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • Способствовать нахождению причинно-следственных связей явлений живой и неживой природы.
  • Познакомить детей с новыми понятиями: черешок, кромка, хлорофилл, жилки).

Развивающие:

  • Развивать внимание, связную речь мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
  • Развитие тактильных ощущений у детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Планируемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении познавательных, творческих задач.

 

Ход деятельности

(Звучит фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года») в группу входят Елочка и Шалун (Эколята – молодые защитники природы)

Елочка: Доброе утро, дети! Давайте познакомимся!

С помощью массажного мячика

Мы шли через парк, а там на земле лежат опавшие разноцветные листья. Именно в это время года можно собрать и принести вам эту красоту, не причинив вреда природе.

Обратите внимание, какой у меня красивый букет из листьев.

Посмотрев на этот букет, я вспомнила загадку.

Солнце греет слишком мало

Время золота настало

Листья жёлтые летят

Скоро будет пустой сад.

Птицы в стаи собрались

Звери в спячку улеглись

У кого друзья не спросим

Наступила, дети… (Осень.)

Шалун: Почему же золотую осень называют порой листопада? Почему перед долгими зимними холодами деревья и кусты сбрасывают свои великолепные пышные наряды?

- Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными.

Елочка: Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.

Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?

Предполагаемые ответы детей - Медведь, еж.

Елочка:

Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.

Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.

Воспитатель А вас интересует, почему падает лист с дерева? А если бы не было ветра, всегда ли лист падает? Давайте посмотрим в окно. Всегда ли листья опадают при наличии ветра?

Вы хотели бы узнать это?

Елочка: - Многие дети думают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.

Воспитатель: А для чего Елочка и Шалун принесли нам эти материалы и предметы?

- А что нам понадобится для наших опытов?

Елочка:

- А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Дать схему:

лист и лупа.

? зарисуй,

? расскажи о нем: форма, цвет, строение.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

У листа есть Верхушка и кромка.

Рассмотрите кромку и верхушку листа.

Какой можно сделать вывод?

Да, кромка листа бывает острой или округлой.

Сегодня мы с вами познакомились с интересным массажным мячиком. И сейчас я вам предлагаю сделать гимнастику массаж с помощью такого мячика (Елочка проводит с детьми.)

Самомассаж

Опыт №2: Листья сухие и влажные.

Цель: Узнать все ли листья сухие.

Шалун и Елочка предлагают детям нарисовать как используют осенние листья животные (по выбору).

Воспитатель:

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осеннем.

Только дуб зеленый

Утешает осень:

«Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща –

Золотом одета.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выбрать, чем вы будете рисовать: красками или карандашами.

На столе стоят баночки, акварельные краски, кисти, карандаши и бумага для рисования.

Изобразительная деятельность детей: свободное рисование по теме. (Елочка и Шалун прощаются с детьми.)

Воспитатель: - А вот и осенняя мастерская.

Проходите, ребята, располагайтесь.

Воспитатель: Что нам для этого нужно?

- Листья, кисточка, лист бумаги, краски.

- Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?

- Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?

- Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.

- Ребята, давайте вспомним правила пользования кисти и краски. Что мы будем делать вначале?

- Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.

Ребята, кто уже определился с выбором краски и листа, можете приступать к работе.

Воспитатель: Мнение, что листья опадают, потому что они плохо переносят холод и ветер верно? Я предлагаю вспомнить итоги наших опытов, и кому нужны опавшие листья.

    1. Что нового вы узнали?
    2. Как вы изображали осенний лист?

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы!

Как вы сможете использовать то, что узнали сегодня?

Нам Елочка оставила сертификаты юных защитников природы.

Как вы считаете, вы сегодня много узнали?

И если вы считаете, что достойны звания знатока и защитника природы, то можете взять. (Вручение и обсуждение.)

1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • оксана
    Мне очень понравилось. Я занимаюсь с детьми камнями и песком. Идей много.

    Подробнее...

     
  • Анастасия Аболенцева
    Здравствуйте! А сами конспекты как можно посмотреть[cens ored] приобрести?

    Подробнее...

     
  • Варламова Ирина
    Ира, отзовись! Моя почта: galatrarxiv@mail.ru.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо! Хороший методический материал!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт