Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Кукла»

 

Программные задачи:

- воспитывать у детей интерес к народным промыслам; систематизировать сведения о народной кукле;

- познакомить детей с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

- побудить у детей интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;

- научить изготавливать одну из разновидностей народной куклы – куклу «Самокрутку»;

- воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;

- развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Оборудование:

Игрушки: лошадка, машинка, кукла; слайды с коллекционными и самодельными игрушками, слайды со свадебными машинами украшенными свадебными куклами; слайды с изображением соломенных кукол, кукол из ниток и куклами – самокрутками; фонограмма русских народных песен, проектор; разноцветные тряпочки, вата, нитки, образец куклы – самокрутки.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята прежде чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга.

Станем рядышком по кругу,

Скажем "Здравствуйте" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется!

Доброе утро всем!

Воспитатель: Ребята, а теперь проходите за столы и послушайте стихотворение А.Барто «Кукла»

Мальчик

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

Девочка

— Разве это грузовик?

Три пустых катушки.

Мальчик

Смастерил я ей коня,

Пусть берет, не жалко!

Катя смотрит на меня,

Не желает брать коня:

Девочка

— Это просто палка!

Мальчик

Я свернул два лоскута.

Девочка

— Ах,— сказала Катя,—

Ах, какая красота:

Кукла в пестром платье!

Воспитатель: Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О кукле.

Воспитатель: Правильно мы будем говорить об игрушках, о кукле.

- Как вы думаете, игрушки это пустяк или важная вещь? – ответы детей

- Давайте представим себе, что злой волшебник сделал так, что исчезли все игрушки: пирамидки, куклы, машинки, мячики. Что изменится?

Дети: Нечем будет играть, станет скучно.

Воспитатель: Конечно, с игрушками весело, они помогают изучать мир. Бывают игрушки, которые можно назвать произведениями искусства. Создавали и создают их мастера – художники и хранятся они в музеях, вот посмотрите.

Воспитатель показывает слайды с коллекционными игрушками.

Воспитатель: Ребята, раньше были и простые, самодельные игрушки, которые предназначались только для детских игр. На Руси в крестьянских семьях игра в куклы была не простой забавой: крестьяне верили, чем больше ребенок играет с куклой, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с игрушкой обращаться плохо, небрежно неприятностей не миновать. В старину по красоте самодельной куклы судили о мастерстве хозяйки, ее умении. Куклы раньше переходили от матери к дочери, их берегли. Когда девушка выходила замуж, куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке, благословляла ее на замужество. Традиция «приглашать» кукол на свадьбу сохранилась до наших дней: сейчас многие молодожены украшают нарядными куклами свадебные машины.

Показ слайдов со свадебными машинами украшенными свадебными куклами

Воспитатель: На Руси, как я уже говорила, делали очень простые куклы т.к. люди жили в основном бедно. Кукол делали из того, что было дома, например из соломы.

Показ слайдов с изображением соломенных кукол

Воспитатель: Еще делали кукол из ниток

Показ слайдов с изображением кукол сделанных из ниток.

Воспитатель: А еще были такие куклы, которые назывались самокрутками.

Показ слайдов с куклами – самокрутками и сопровождением рассказа.

Воспитатель: Кукла – самокрутка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем ребенка. Ткани для изготовления самокрутки, как правило, были кусками от одежды материи, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту. В первые месяцы жизни ребенок очень уязвим для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных не показывают малыша не только друзьям, но и родственникам. А на Руси на помощь приходила кукла – самокрутка. При приходе гостей в постельку клали эту куклу, а гости, чтобы не сглазить малыша говорили: - До чего кукленок хорош! Куклы – самокрутки имеют одну характерную черту, у них нет лица. Это не случайно. Ведь лицо – это уже признак двойника человека, кукле с лицом можно нанести магический вред, который передается владельцу. По этому на Руси куклам не рисовали лица. Сейчас я вам предлагаю посмотреть как в старину делали кукол – самокруток.

Воспитатель сопровождает рассказ показом слайдов.

Воспитатель: Брали кусок белой ткани, клали по – середине кусок ваты, если ваты не было клали пряжу, перетягивали ниткой – так получалась голова. Оставалось надеть на нее платок и юбку. Вот и вся кукла! Как вы думаете, трудно сделать такую куклу?

Дети: Нет.

Воспитатель: - «Не трудное дело, да не каждому дается!» - говорится в пословице. Хотите сами попробовать сделать такую куклу?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда за работу.

Дети берут приготовленные тряпочки и под руководством воспитателя под русские народные песни делают куклу.

Воспитатель: Как много кукол получилось! Да какие они все красивые! Я предлагаю вам придумать им имена и пойти показать кукол малышам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Одежда для кругосветного путешествия»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...