Сайт для воспитателей детских садов



Культура речи. Занятие 2.1. Вежливость – закон для всех

 

Цель: элементарная вежливость; понятие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самоконтроля.

Оборудование: персональный компьютер, сигнальные карточки, карандаши, открытки.

Программное обеспечение: MS Word, MS Power Point, презентация «Манера поведения», CD «Азбука Этикета».

План занятия:

  • Приветствие.
  • Повторение изученного материала.

1). Инструктаж по технике безопасности.

2). Игра «Мозаика» (графический редактор).

3). Объясните смысл выражений:

- ПРИВЕТЛИВОСТЬ — ЭТО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ, который открывает железные замки людских сердец (восточная поговорка).

- Ваши желания — это радости или слезы ваших близких... Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо (В.А.Сухомлинский).

- Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж Голсуорси).

- Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В.А.Сухомлинский).

3. Беседа по теме «Вежливость – закон для всех»  

1). Игра «Закончи фразу»

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого...(спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день).

  1. Если больше есть не в силах,
    Скажем маме мы... (спасибо).
  2. Мальчик, вежливый и развитый
    Говорит, встречаясь... (здравствуйте).
  3. Когда нас бранят за малости,
    Говорим... (прости, пожалуйста).
  4. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Воспитатель:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - это широко известные слова Сервантеса никогда не устареют. «Будьте добры», «пожалуйста», «разрешите», «простите» - эти слова, как и множество других, помогают людям выразить свое расположение, уважение.

2). Анализ ситуации.

Вы...это самое...того...

Когда вы говорите,

То, значит, это...как его...

Ну, в общем, не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

Воспитатель:

Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова, в которых нет смысла, они ничего не обозначают, а только засоряют нашу речь. Выбросите из каждой строчки все слова «паразиты», что останется? Изменится ли смысл сказанного?

3). Воспитатель: Давайте поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:

1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3. Понтово (получаю удовольствие).

4. Выделываться (вести себя вызывающе).

5. Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7. Тащиться (быть в восторге).

Воспитатель: Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

4. Музыкальная минутка (фрагменты произведений П.И. Чайковского).

5. Закрепление изученного материала.

1). Игра «Светофор». Красный – невежливо, Зеленый – вежливо, Желтый – не знаю.

  • Делать замечания, поучать.
  • Зайдя в дом снять головной убор.
  • Во время разговора размахивать руками.
  • Есть во время беседы, если она проходит не за обеденным столом.
  • Извиниться за непроизвольную ошибку, нанесенную незаслуженную обиду.

2). Воспитатель:

- Как вы понимаете данное высказывание: « Воспитанный человек всегда снисходителен, мягок в обращении, уступчив, живя с кем-нибудь, он не делает из этого одолжения, а уходя, не говорит: с вами жить нельзя. Воспитанные люди «прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Они не суетны» (А.П.Чехов).

Объясните смысл выражений:

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская поговорка) (Не навязывай своих правил в незнакомом коллективе)

Есть люди, которые гораздо вежливее отказывают, чем другие умеют давать (Ж.Лабрюйер).

Не подвергай осмеянию недостатки и слабости других, помни, что «насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете» (Н.В.Гоголь).

3) Игра «Вкусное яблоко»

Педагог разрезает яблоко на 4 части, придерживая его одной рукой на тарелке, удаляет из каждой части сердцевину и угощает детей. Следующим яблоко разрезает воспитанник и угощает других. Каждый, получая кусочек яблока, говорит слова благодарности. Воспитанники учатся правильно и красиво есть яблоко, благодарить за угощение.

6. Рефлексия.

- О чем вы узнали на этом занятии?

- Почему надо быть вежливым?

Если вам понравилось занятие нарисуйте  🙂

Если не понравилось -  ☹

6. Ритуал прощания (проводится под музыку).

1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Спасибо за конспект, что-то взяла для себя.

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Классно!!! То, что нужно! Толково и понятно! Молодец!

    Подробнее...

     
  • Оксана
    Довольно интересно и познавательно, буду применять.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Хорошая, интересная работа. Спасибо. Обязательно применю в своей деятельности.

    Подробнее...

     
  • Евгения
    Очень интересная работа.Возь му на вооружение

    Подробнее...

Добавить статью на сайт