Культура речи. Занятие 2.1. Вежливость – закон для всех
Цель: элементарная вежливость; понятие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самоконтроля.
Оборудование: персональный компьютер, сигнальные карточки, карандаши, открытки.
Программное обеспечение: MS Word, MS Power Point, презентация «Манера поведения», CD «Азбука Этикета».
План занятия:
- Приветствие.
- Повторение изученного материала.
1). Инструктаж по технике безопасности.
2). Игра «Мозаика» (графический редактор).
3). Объясните смысл выражений:
- ПРИВЕТЛИВОСТЬ — ЭТО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ, который открывает железные замки людских сердец (восточная поговорка).
- Ваши желания — это радости или слезы ваших близких... Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо (В.А.Сухомлинский).
- Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж Голсуорси).
- Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В.А.Сухомлинский).
3. Беседа по теме «Вежливость – закон для всех»
1). Игра «Закончи фразу»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день).
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы... (спасибо). - Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... (здравствуйте). - Когда нас бранят за малости,
Говорим... (прости, пожалуйста). - И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Воспитатель:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - это широко известные слова Сервантеса никогда не устареют. «Будьте добры», «пожалуйста», «разрешите», «простите» - эти слова, как и множество других, помогают людям выразить свое расположение, уважение.
2). Анализ ситуации.
Вы...это самое...того...
Когда вы говорите,
То, значит, это...как его...
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Воспитатель:
Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова, в которых нет смысла, они ничего не обозначают, а только засоряют нашу речь. Выбросите из каждой строчки все слова «паразиты», что останется? Изменится ли смысл сказанного?
3). Воспитатель: Давайте поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:
1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).
2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).
3. Понтово (получаю удовольствие).
4. Выделываться (вести себя вызывающе).
5. Прикол (шутка).
6. Отпад (замечательно).
7. Тащиться (быть в восторге).
Воспитатель: Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
4. Музыкальная минутка (фрагменты произведений П.И. Чайковского).
5. Закрепление изученного материала.
1). Игра «Светофор». Красный – невежливо, Зеленый – вежливо, Желтый – не знаю.
- Делать замечания, поучать.
- Зайдя в дом снять головной убор.
- Во время разговора размахивать руками.
- Есть во время беседы, если она проходит не за обеденным столом.
- Извиниться за непроизвольную ошибку, нанесенную незаслуженную обиду.
2). Воспитатель:
- Как вы понимаете данное высказывание: « Воспитанный человек всегда снисходителен, мягок в обращении, уступчив, живя с кем-нибудь, он не делает из этого одолжения, а уходя, не говорит: с вами жить нельзя. Воспитанные люди «прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Они не суетны» (А.П.Чехов).
Объясните смысл выражений:
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская поговорка) (Не навязывай своих правил в незнакомом коллективе)
Есть люди, которые гораздо вежливее отказывают, чем другие умеют давать (Ж.Лабрюйер).
Не подвергай осмеянию недостатки и слабости других, помни, что «насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете» (Н.В.Гоголь).
3) Игра «Вкусное яблоко»
Педагог разрезает яблоко на 4 части, придерживая его одной рукой на тарелке, удаляет из каждой части сердцевину и угощает детей. Следующим яблоко разрезает воспитанник и угощает других. Каждый, получая кусочек яблока, говорит слова благодарности. Воспитанники учатся правильно и красиво есть яблоко, благодарить за угощение.
6. Рефлексия.
- О чем вы узнали на этом занятии?
- Почему надо быть вежливым?
Если вам понравилось занятие нарисуйте ????
Если не понравилось - ☹
6. Ритуал прощания (проводится под музыку).
Читайте также |
---|
Опыт работы: «Использование технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании…
Опыт работы: «Использование технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах» Раздел I Информация об опыте Условия...
Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…
Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...