Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Наш друг - уголек»

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и где они применяются.

Задачи: формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых, их внешних признаках, применении полезных ископаемых в быту; познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми, особенностями их добычи; закрепить знания о живой и неживой природе, учить различать объекты природы и мира вещей; вызвать у детей интерес к полезным ископаемым; воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну, любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: игровое поле (ватман с расчерченными секторами зелёного и коричневого цвета) и карточки с изображением основных природных ресурсов Магаданской области; карточки – символы полезных ископаемых; карта Магаданской области; мультимедийная презентация «Полезные ископаемые», кусок угля (в виде персонажа – прикреплены глаза, улыбка, стрелочки по площади всей групповой комнаты).

 

Ход НОД

I. Организация детей на работу.

(Дети стоят полукругом на ковре.)

Воспитатель: В каком городе мы живём? Где находится город Магадан? Где расположен город Магадан? Какой климат в нашем крае? Чем знаменит наш край? Чем богата природа нашего края? Вы много интересного уже знаете о нашем крае, вы верно назвали, чем богата наша природа. Сегодня мы познакомимся с очень важными богатствами нашего края – с полезными ископаемыми. Но сначала поиграем, повторим то, что уже знаем.

Дидактическая игра «Живая – неживая»

(Ребята становятся вокруг стола, на котором расположено игровое поле, а вокруг лежат карточки с изображением основных природных ресурсов Магаданской области.)

Воспитатель: По очереди любую карточку берите и на игровое поле положите. Объекты живой природы – на зелёные квадраты поля, а объекты неживой природы – на коричневые. Своё решение поясняйте.

Дети берут картинки: море, река, рыба, морские животные, дикие животные, деревья, сопки, олени и раскладывают на нужное игровое поле с пояснением. Например:

Первый ребёнок: Рыба – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Второй ребёнок: Сопки – это неживая природа, кладу на коричневое поле.

Третий ребёнок: Море – это неживая природа, кладу на коричневое поле. Четвёртый ребёнок: Морж, морское животное – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Пятый ребёнок: Медведь, дикое животное – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Шестой ребёнок: Река – это неживая природа, кладу на коричневое поле.

Седьмой ребёнок: Деревья – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Восьмой ребёнок: Кустарники – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Девятый ребёнок: Крабы, морские животные – это живая природа, кладу на зелёное поле.

Десятый ребёнок: Камни – это неживая природа, кладу на зелёное поле.

II. Основная часть.

(Дети садятся за столы.)

1. Беседа.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы, верно, выполнили задание. На одной карточке были изображены камни. Почему вы их положили на коричневое игровое поле?

Ребёнок: Мы положили камни на коричневое поле, потому что они относятся к неживой природе. А почему камни – это неживая природа?

Ребёнок: Камни – это неживая природа, потому что не рождаются, не дышат, не питаются, не приносят потомство и не умирают.

Воспитатель: Верно. Сегодня я вас познакомлю более подробно с миром камней. И не только камней. Мы познакомимся с богатствами природы, которые спрятаны под землёй. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы добыть из-под земли богатства природы?

Ребёнок: Я думаю, чтобы добыть из–под земли богатства природы, их надо выкопать.

Воспитатель: Правильно, их надо выкопать. Поэтому люди и назвали эти природные богатства – ископаемые. Но это не просто богатства природы, эти ископаемые приносят человеку очень много пользы. Поэтому их правильно называют полезные ископаемые.

Чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, давайте посмотрим на экран.

2. Просмотр презентации о полезных ископаемых и их применении (мультимедийная доска) (соль, мел, цемент, железная руда, нефть, каменный уголь, гранит, аметисты, золото, олово, серебро, хрусталь, мрамор, песок, вольфрам).

III. Заключительная часть.

1. Сюрпризный момент: стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришёл в гости (заносит кусок угля). Посмотрите, кто это? (Варианты ответов детей.)

Это уголь. Он пришёл к нам в гости, потому что услышал, что мы с вами изучаем полезные ископаемые. Уголёк хочет с вами поиграть и проверить, как вы запомнили полезные ископаемые и их пользу для человека.

2. Игра – путешествие. (Ребята с Угольком идут по стрелочкам, там, где стрелки прерываются – станция. На каждой станции, дети выполняют задание.)

Уголь: мы с вами отправляемся в путешествие. Путь нам покажут стрелочки. Вам надо найти полезные ископаемые, назвать их, вспомнить, какую пользу они приносят человеку. Те полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае надо прикрепить к карте Магаданской области.

1-я станция (картинка Буровая установка).

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Здесь добывают нефть.

Уголь: – Что получают люди из нефти?

Дети: Из нефти делают бензин, керосин, пластмассу, пластилин.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Нет, в нашем крае нефть не добывают.

2-я станция. (Картинка Шахта, добыча угля.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: В шахте добывают уголь.

Уголь: – Что получают люди из угля?

Дети: Углём топят ТЭЦ, у нас тепло в домах, есть горячая вода. Из угля делают лекарств.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Да, в нашем крае уголь добывают.

3-я станция. (Картинка карьер, добыча цемента.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Здесь добывают цемент.

Уголь: – Что получают люди из цемента?

Дети: Цемент нужен для строительства. Из него делают панели, заливают фундамент зданий.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Нет, в нашем крае цемент не добывают.

4-я станция. (Картинка Драга, добыча золота.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Здесь добывают золото.

Уголь: – Что получают люди из золота?

Дети: Золото нужно для медицины, для производства точной техники. Золото используют в самолётостроении. Из него делают ювелирные украшения.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Да, в нашем крае золото добывают.

5-я станция. (Картинка, добыча соли.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Здесь добывают соль.

Уголь: – Как используют люди соль?

Дети: Соль употребляют в пищу. Солью посыпают дорожки зимой.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Нет, в нашем крае соль не добывают.

6-я станция. (Коробочка с серебряными украшениями.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Это серебро.

Уголь: – Что получают люди из серебра?

Дети: Серебро нужно для медицины, для производства точной техники. Серебро используют в производстве приборов. Из него делают ювелирные украшения.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Да, в нашем крае серебро добывают.

7-я станция. (Кусочек олова.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Это олово.

Уголь: – Что получают люди из серебра?

Дети: Олово нужно для производства техники, его используют в машиностроении.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Да, в нашем крае олово добывают.

8-я станция. (Кусочек мела.)

Уголь: – Какое полезное ископаемое добывают?

Ребёнок: Это мел.

Уголь: – Что получают люди из мела?

Дети: Мел нужен для медицины. Мел используют в строительстве.

Уголь: – Молодцы, верно ответили. Будем крепить на карту нашего края эту картинку?

Дети: Нет, в нашем крае мел не добывают.

Ребята становятся у карты Магаданской области.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. О чём мы с вами говорили? (Варианты ответов детей.) Назовите полезные ископаемые, которые вы запомнили (Варианты ответов детей.) Почему их так назвали: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? (Варианты ответов детей.) Посмотрите на карту нашего края. Какие полезные ископаемые добывают в Магаданской области? (Варианты ответов детей.)

Уголь: Мне понравилось путешествовать с ребятами, и я хочу с вами дружить. Я к вам буду приходить в гости. Мне пора уходить, до свиданья, ребята! (Ребята прощаются с угольком.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Читайте также

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой Проведение экскурсии предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее...

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...