Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«Звук [ш] и буква Ш. День рождения Степашки»

 

Программное содержание:

уточнить фонематическое представление детей о новом звуке, объяснить характеристику звука, познакомить с буквой Ш; закрепить умение составлять слова определённой звуковой структуры; познакомить детей с разными значениями слова "шишка"; развивать фонематический слух; развивать словообразовательные функции речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных; воспитывать у детей отзывчивость, стремление ставить духовные ценности выше материальных.

Оборудование: изображения (лес, мост (в виде звуковой схемы) через речку, город Звуков), символ звука - синий прямоугольник, буква Ш, картинка из серии "На что похожа буква?", снежинки с написанными на них слогами, подарочная коробка с набором предметов (шашки, карандаш, зайчик), шапочки для Степашки и Хрюши, диск с записью музыки, конфеты для угощения, раздаточный материал - касса букв, счётные палочки.

Предварительная работа: подготовка детей, играющих роли Хрюши и Степаши.

 

Ход занятия

I. Вводная часть

В. Сегодня у нас занятие необычное. К нам пришли гости.

(Раздаётся стук в дверь. Входит мальчик в костюме Степашки.)

С. Здравствуйте. Ребята, можно к вам?

В. Степашка, проходи, мы гостям всегда рады.

С. У меня сегодня день рождения. Одному праздник грустно отмечать.

В. В день рожденья каждый рад

Пригласить к себе ребят,

Потому что, без сомненья,

Нет друзей и нет веселья.

Мы вместе будем праздновать твой день рожденья. Эта песенка для тебя.

(Звучит 1 куплет песенки "Пусть бегут неуклюже...")

В. Степашка, а где твой друг Хрюша?

С. Не знаю. Я с самого утра его не могу найти. Давайте поищем Хрюшу. Не хочется мне праздновать день рождения без друга.

В. Ну, что, ребята, поможем Степашке? (Да.)

В. Ребята, а какой одинаковый звук есть в словах Хрюша и Степашка? (Ш.)

В. Сегодня мы будем слушать, произносить звук [ш, познакомимся с буквой Ш и, конечно, будем искать Хрюшу. А где же его искать? Куда идти? В какую сторону? В русских народных сказках обычно герой, который отправляется на поиски, выбирает одну из трёх дорог: налево, направо или прямо. Вот и мы с вами сейчас выберем дорогу.

Направо пойдёшь - денежку...(найдёшь)

Налево пойдёшь - в яму...(упадёшь)

Прямо пойдёшь - друга...(найдёшь)

Какую дорогу выбираем? (прямо)

В. Да, конечно, главное, найти друга. Ведь не зря в пословице говорится: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Значит идём прямо.

(Дети идут прямо, садятся за столы.)

II. Основная часть

1. Закрепление пройденных звуков.

В. Мы с вами подошли к городу, ворота в город закрыты. Посмотрите, ребята, здесь какие-то непонятные знаки (изображены элементы букв). Они вам ничего не напоминают?

(Дети элементы дописывают, получается слово.)

В. Давайте попробуем прочитать слово, которое у нас получилось. (Дети читают слово "круг".)

В. Нарисуем в воздухе круг и ... (ворота открываются).

В. Вы узнали, в какой город попали? (в город Звуков).

В. Пройдёмся по его улицам. может там найдём Хрюшу. Давайте заглянем на улицу, где красные домики. (Показываю указкой буквы, а дети произносят звуки.)

В. Переходим на другую улицу (Согласную.)

2. Знакомство с новым звуком буквой "Ш".

В. Посмотрите, синий домик. Он на этой улице один, и, наверное, никто в нём не живёт. (Нет на домике портрета-буквы.) Давайте постучимся. (раздаётся шипение).

В.Что это может быть? (Предположения детей.)

(Появляется змея-игрушка.)

В. Вот это чей звук. Змейка хочет поселить свой звук [ш ] в домик. Давайте вместе произнесём этот звук. (произносят)

В. Что происходит с языком, губами? Гласный или согласный этот звук?

В. Этот звук особенный, у него нет младшего братца (мягкого звука-пары). Он всегда твёрдый. А вот его портрет - буква Ш.

В. На что она похожа? (Ответы детей.)

(Показываю картинку.)

В. Составьте букву Ш из палочек.

В. Звук мы поселили в синий домик и портрет его прикрепим - заглавную и строчную букву Ш. (Наклеиваю букву на синий прямоугольник.)

В. Будет ли колокольчик на домике? (Нет.)

В. Почему не будет? (Когда мы произносим [ш], голосок наш спит, значит, звук глухой.)

В. Итак, [ш]... (согласный, твёрдый, глухой).

В. Змейка заглянула в домик и прошипела: "Шкафа не хватает". Какую одежду, в названии которой есть [ш], можно класть в шкаф? (Дети называют предметы одежды.)

В. Как только появился новый жилец, прибежали звуки с Гласной улицы.

Прибежала первой...(а),

Получилась песня...(ша).

А за ней бежит и ...(о),

Вот и спели они...(шо).

Прискакала тут же...(у),

И запели они...(шу).

В. Весело стал жить наш звук. Ой, ребята, мы долго задержались в городе Звуков, а ведь Хрюшу нам найти надо. Идём дальше.

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

Солнце яркое встаёт,

Лучики свои нам шлёт.

Руки к солнцу мы протянем,

На пенёчки тихо сядем.

4. Работа над многозначностью слова "шишка". Образование относительных прилагательных.

В. Мы подошли к лесу. А какие предметы встречаются в лесу, в названии которых есть [ш]?

(Ответы детей.)

В. Шишка шлёпнулась шурша. (Дети повторяют.)

В.Прямо в мишку угодила. Как вы думаете, что будет с мишкой? (У него будет шишка.)

В. Откуда шлёпнулась шишка? Ещё на каком дереве растут шишки?

В. Как называется шишка, которая растёт на сосне? На ели? На кедре?

(Сосновая, еловая, кедровая.)

В. А у мишки какая шишка появилась, еловая? Может сосновая?

В. Видите, какое интересное слово "шишка". Растёт и на дереве, и на лбу.

В. Может наш Хрюша заблудился в лесу? Давайте его позовём.

(Дети зовут. Ответа нет.)

5. Подбор слов к заданной схеме.

В. Идём дальше. Теперь нам предстоит перебраться через речку. Смотрите, какой разноцветный мостик.

разноцветный мостик

В. Чтобы пройти по этому мостику, нужно придумать слова, соответствующие данной схеме.

В.Сколько всего звуков в слове? (4.) Сколько гласных? (2.) Сколько согласных звуков? (2) Какие согласные, твёрдые или мягкие? (Твёрдые.)

(Дети работают в кассах букв.)

В. Ребята, следы. Наверное, Хрюша здесь был. Мы двигаемся в нужном направлении.

Релаксационная пауза. (Звучит спокойная музыка.)

В. Долго мы находились в пути, устали. Садимся на пенёчки (на ковре), отдыхаем, расслабляемся. Дует лёгкий ветерок. Мы закрываем глазки, подставляем лицо ветерку. Снежинки падают на щёчки, на носики и превращаются в капельки. Лицо стало влажным, свежим. Вытираем лицо ручками. Прохладно стало. Поработаем кулачками, потёрли ушки. Согрелись? Посмотрите, снежинки не только падали на нос и щёчки, но и на землю. (Бумажные снежинки разбросаны на ковре.)

6. Синтез слогов. Чтение полученных слов.

(Дети работают на ковре. Каждый берёт снежинку, на которой написан слог, и объединяются в пары, чтобы из слогов получилось слово.)

В. Ребята, давайте прочитаем получившиеся слова.

(Дети читают слова на снежинках.)

7. Определение позиции [ш]в словах.

Появляется Хрюша.

Хр. Степашка! Ребята!

Ст. Хрюша! Мы тебя нашли! Спасибо, ребята, что мне помогли.

Хр. С днем чудесным, Днём рожденья

Тебя я поздравляю!

Имениннику подарок с радостью вручаю.

Ст. Спасибо.

В. А что же лежит внутри? В названии подарков поищем наш [ш].

(Внутри подарка лежат предметы, в названии которых есть [ш].)

III. Итог занятия.

В. С каким новым звуком и какой новой буквой познакомились?

В. Чем особенен этот звук? (Согласный твёрдый, у него нет младшего брата - мягкого звука)

В. А самое главное, доброе, что мы сделали? (Мы помогли Степашке отыскать друга и сделать его праздник весёлым.)

В. А какой же день рождения без угощения? Степашка вас угощает. А в названии угощения тоже есть [ш].

В. Это... (конфеты). Но не простые, а ...(шоколадные).

Степашка всех угощает.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...