Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«Звук [ш] и буква Ш. День рождения Степашки»
Программное содержание:
уточнить фонематическое представление детей о новом звуке, объяснить характеристику звука, познакомить с буквой Ш; закрепить умение составлять слова определённой звуковой структуры; познакомить детей с разными значениями слова "шишка"; развивать фонематический слух; развивать словообразовательные функции речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных; воспитывать у детей отзывчивость, стремление ставить духовные ценности выше материальных.
Оборудование: изображения (лес, мост (в виде звуковой схемы) через речку, город Звуков), символ звука - синий прямоугольник, буква Ш, картинка из серии "На что похожа буква?", снежинки с написанными на них слогами, подарочная коробка с набором предметов (шашки, карандаш, зайчик), шапочки для Степашки и Хрюши, диск с записью музыки, конфеты для угощения, раздаточный материал - касса букв, счётные палочки.
Предварительная работа: подготовка детей, играющих роли Хрюши и Степаши.
Ход занятия
I. Вводная часть
В. Сегодня у нас занятие необычное. К нам пришли гости.
(Раздаётся стук в дверь. Входит мальчик в костюме Степашки.)
С. Здравствуйте. Ребята, можно к вам?
В. Степашка, проходи, мы гостям всегда рады.
С. У меня сегодня день рождения. Одному праздник грустно отмечать.
В. В день рожденья каждый рад
Пригласить к себе ребят,
Потому что, без сомненья,
Нет друзей и нет веселья.
Мы вместе будем праздновать твой день рожденья. Эта песенка для тебя.
(Звучит 1 куплет песенки "Пусть бегут неуклюже...")
В. Степашка, а где твой друг Хрюша?
С. Не знаю. Я с самого утра его не могу найти. Давайте поищем Хрюшу. Не хочется мне праздновать день рождения без друга.
В. Ну, что, ребята, поможем Степашке? (Да.)
В. Ребята, а какой одинаковый звук есть в словах Хрюша и Степашка? (Ш.)
В. Сегодня мы будем слушать, произносить звук [ш, познакомимся с буквой Ш и, конечно, будем искать Хрюшу. А где же его искать? Куда идти? В какую сторону? В русских народных сказках обычно герой, который отправляется на поиски, выбирает одну из трёх дорог: налево, направо или прямо. Вот и мы с вами сейчас выберем дорогу.
Направо пойдёшь - денежку...(найдёшь)
Налево пойдёшь - в яму...(упадёшь)
Прямо пойдёшь - друга...(найдёшь)
Какую дорогу выбираем? (прямо)
В. Да, конечно, главное, найти друга. Ведь не зря в пословице говорится: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Значит идём прямо.
(Дети идут прямо, садятся за столы.)
II. Основная часть
1. Закрепление пройденных звуков.
В. Мы с вами подошли к городу, ворота в город закрыты. Посмотрите, ребята, здесь какие-то непонятные знаки (изображены элементы букв). Они вам ничего не напоминают?
(Дети элементы дописывают, получается слово.)
В. Давайте попробуем прочитать слово, которое у нас получилось. (Дети читают слово "круг".)
В. Нарисуем в воздухе круг и ... (ворота открываются).
В. Вы узнали, в какой город попали? (в город Звуков).
В. Пройдёмся по его улицам. может там найдём Хрюшу. Давайте заглянем на улицу, где красные домики. (Показываю указкой буквы, а дети произносят звуки.)
В. Переходим на другую улицу (Согласную.)
2. Знакомство с новым звуком буквой "Ш".
В. Посмотрите, синий домик. Он на этой улице один, и, наверное, никто в нём не живёт. (Нет на домике портрета-буквы.) Давайте постучимся. (раздаётся шипение).
В.Что это может быть? (Предположения детей.)
(Появляется змея-игрушка.)
В. Вот это чей звук. Змейка хочет поселить свой звук [ш ] в домик. Давайте вместе произнесём этот звук. (произносят)
В. Что происходит с языком, губами? Гласный или согласный этот звук?
В. Этот звук особенный, у него нет младшего братца (мягкого звука-пары). Он всегда твёрдый. А вот его портрет - буква Ш.
В. На что она похожа? (Ответы детей.)
(Показываю картинку.)
В. Составьте букву Ш из палочек.
В. Звук мы поселили в синий домик и портрет его прикрепим - заглавную и строчную букву Ш. (Наклеиваю букву на синий прямоугольник.)
В. Будет ли колокольчик на домике? (Нет.)
В. Почему не будет? (Когда мы произносим [ш], голосок наш спит, значит, звук глухой.)
В. Итак, [ш]... (согласный, твёрдый, глухой).
В. Змейка заглянула в домик и прошипела: "Шкафа не хватает". Какую одежду, в названии которой есть [ш], можно класть в шкаф? (Дети называют предметы одежды.)
В. Как только появился новый жилец, прибежали звуки с Гласной улицы.
Прибежала первой...(а),
Получилась песня...(ша).
А за ней бежит и ...(о),
Вот и спели они...(шо).
Прискакала тут же...(у),
И запели они...(шу).
В. Весело стал жить наш звук. Ой, ребята, мы долго задержались в городе Звуков, а ведь Хрюшу нам найти надо. Идём дальше.
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Солнце яркое встаёт,
Лучики свои нам шлёт.
Руки к солнцу мы протянем,
На пенёчки тихо сядем.
4. Работа над многозначностью слова "шишка". Образование относительных прилагательных.
В. Мы подошли к лесу. А какие предметы встречаются в лесу, в названии которых есть [ш]?
(Ответы детей.)
В. Шишка шлёпнулась шурша. (Дети повторяют.)
В.Прямо в мишку угодила. Как вы думаете, что будет с мишкой? (У него будет шишка.)
В. Откуда шлёпнулась шишка? Ещё на каком дереве растут шишки?
В. Как называется шишка, которая растёт на сосне? На ели? На кедре?
(Сосновая, еловая, кедровая.)
В. А у мишки какая шишка появилась, еловая? Может сосновая?
В. Видите, какое интересное слово "шишка". Растёт и на дереве, и на лбу.
В. Может наш Хрюша заблудился в лесу? Давайте его позовём.
(Дети зовут. Ответа нет.)
5. Подбор слов к заданной схеме.
В. Идём дальше. Теперь нам предстоит перебраться через речку. Смотрите, какой разноцветный мостик.
В. Чтобы пройти по этому мостику, нужно придумать слова, соответствующие данной схеме.
В.Сколько всего звуков в слове? (4.) Сколько гласных? (2.) Сколько согласных звуков? (2) Какие согласные, твёрдые или мягкие? (Твёрдые.)
(Дети работают в кассах букв.)
В. Ребята, следы. Наверное, Хрюша здесь был. Мы двигаемся в нужном направлении.
Релаксационная пауза. (Звучит спокойная музыка.)
В. Долго мы находились в пути, устали. Садимся на пенёчки (на ковре), отдыхаем, расслабляемся. Дует лёгкий ветерок. Мы закрываем глазки, подставляем лицо ветерку. Снежинки падают на щёчки, на носики и превращаются в капельки. Лицо стало влажным, свежим. Вытираем лицо ручками. Прохладно стало. Поработаем кулачками, потёрли ушки. Согрелись? Посмотрите, снежинки не только падали на нос и щёчки, но и на землю. (Бумажные снежинки разбросаны на ковре.)
6. Синтез слогов. Чтение полученных слов.
(Дети работают на ковре. Каждый берёт снежинку, на которой написан слог, и объединяются в пары, чтобы из слогов получилось слово.)
В. Ребята, давайте прочитаем получившиеся слова.
(Дети читают слова на снежинках.)
7. Определение позиции [ш]в словах.
Появляется Хрюша.
Хр. Степашка! Ребята!
Ст. Хрюша! Мы тебя нашли! Спасибо, ребята, что мне помогли.
Хр. С днем чудесным, Днём рожденья
Тебя я поздравляю!
Имениннику подарок с радостью вручаю.
Ст. Спасибо.
В. А что же лежит внутри? В названии подарков поищем наш [ш].
(Внутри подарка лежат предметы, в названии которых есть [ш].)
III. Итог занятия.
В. С каким новым звуком и какой новой буквой познакомились?
В. Чем особенен этот звук? (Согласный твёрдый, у него нет младшего брата - мягкого звука)
В. А самое главное, доброе, что мы сделали? (Мы помогли Степашке отыскать друга и сделать его праздник весёлым.)
В. А какой же день рождения без угощения? Степашка вас угощает. А в названии угощения тоже есть [ш].
В. Это... (конфеты). Но не простые, а ...(шоколадные).
Степашка всех угощает.
Читайте также |
---|
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Лепбук «Пожарная безопасность»
Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...
Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»
Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...