Конспект НОД в подготовительной группе
Цель.
- Учить детей пересказывать небольшие рассказы, отвечать на вопросы, подбирать к словам синонимы, антонимы, родственные слова, признаки - прилагательные, глаголы - действия.
- Уметь объяснять значение явлений природы, задавать поисковые вопросы, решать логические задачи.
- Развивать логическое мышление, связную речь.
Материал: карточки по количеству детей: явления природы; текст рассказа "Звери зимой" Соколово - Микитова, картинка - медведь, фланелеграф, указка.
Ход
(Дети стоят полукругом.)
Воспитатель: Я почитаю вам стихотворение, вы послушав его, скажете: "Когда это бывает?"
Стихотворение: А. Фет "Когда это бывает?"
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Дети:
1. Так бывает зимой.
2. Скрип шагов бывает на снегу в морозы.
3. На стенах хрустали - это замерзшая вода
4. Серебристый пух - это пушистые снежинки лежат на ресницах.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже почти первоклассники и у вас сегодня будет небольшой экзамен. Подойдите к столу, видите лежат карточки изображением вниз. Вы будете по одному брать карточку, говорить и объяснять, что это. (Дети берут карточки и объясняют.)
Облака - это скопление водяных паров.
Иней - это белый кристаллический осадок, который образуется на растениях и предметах.
Град - это осадки в виде ледяных шариков.
Снег - это белые осадки в виде кристалликов - снежинок или хлопьев.
Туман - это сплошное серое или голубоватое помутнение воздуха из - за которого ухудшается видимость.
Дождь - это осадки в виде капель воды.
Молния - это электрический разряд в воздухе.
Изморозь - это белый кристаллический осадок, состоящий из белых блестящих льдинок.
Роса - это осадки в виде капель воды, которые образуются на поверхности растений и предметов.
Радуга - Это разноцветное дугообразное преломление солнечных лучей в капельках дождя.
Сугроб - это наметенная ветром большая снежная куча.
Сосулька - это обледеневшая при стоке вода в виде заостренной палочки.
Метель - это сильный ветер со снегом.
Воспитатель: Сейчас послушаем стихотворение про снег:
1-й ребенок: Белый, чистый снег идет,
Попадает прямо в рот
Если только захочу,
Снег весь разом проглочу.
И тогда, что будет братцы!
2-й ребенок: На коньках не покататься,
3-й ребенок: И в снежки не поиграть,
4-й ребенок: И сугробов не видать,
5-й ребенок: И на лыжах не побегать.
6-й ребенок: Скучно будет всем без снега,
1-й ребенок: И поэтому друзья, снег не съем,
Пожалуй, я!
Воспитатель: Давайте образуем круг и поиграем (игры с мячом).
Игра №1. "Подбор синонимов, антонимов"
Как вы понимаете слова "холод", "кружится", "блестать", "дивный"?
1. "Дивный" - чудесный, фантастический, очаровательный, волшебный.
2. "Холод" - это стужа, мороз.
3. "Блестать" - сверкать, искриться, светиться, сиять.
4. "Кружиться" - виться, вертеться, вращаться.
Игра №2. Я называю слова, вы говорите слова противоположные (игра с мячом)
Сладкий – горький,
белый – черный,
замерзнуть – согреться,
холодно – тепло,
мокрый – сухой,
высокий – низкий,
большой – маленький,
глубокий – мелкий,
темно – светло,
горячий – холодный,
рыхлый – липкий,
длинный – короткий.
Игра № 3. "Подбери признаки"
Воспитатель: Снег какой? (белый, пушистый, серебристый, мягкий, липкий, рыхлый, блестящий).
Зима какая? (суровая, морозная, холодная, лютая, вьюжная, поздняя, ранняя, теплая).
Пора нам отдохнуть!
Физминутка:
На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями опускаются вниз).
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавными движениями раскачивают их из стороны а затем кружатся).
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки, в стороны,
Белые пушинки.
Воспитатель: Что можно делать на лыжах? (На лыжах можно кататься, спускаться с горы, подниматься на гору, лететь, бегать, ходить.)
Что можно делать на коньках? (На коньках можно танцевать, кружиться, падать, мчаться, кататься.)
Воспитатель: Как звери готовились к зиме? (Стоя в кругу)
Дети:
1. Ёж, медведь, барсук легли в спячку.
2. Белка поменяла свою рыжую шубку на серую.
3. Белка серая - чтобы ее не было видно на голом сером дереве.
4. Еще белка запасла себе на зиму запасы, чтобы с голоду не умереть.
5. Медведь утеплил свою берлогу сухим мхом, хвоей.
6. Волк, лиса утеплили свои шубки, но не поменяли их цвет, шерсть стала гуще и длиннее.
7. Заяц тоже поменял свою шубку серую, на белую, чтобы его не было видно на снегу.
Воспитатель: Молодцы! Пройдите, сядьте. Я прочитаю вам рассказ, который называется "Звери зимой", написал его Соколов - Микитов:
"Наступила зима. Воют вьюги. Хлопья снега падают на землю. Сонный стоит лес. Как только выпадает снег, медведи залезают в берлогу. Старательно и умело готовят медведи свою берлогу. Устилают дно берлоги корой молодых елочек, сухой травой и душистой мягкой хвоей. Как только ударят морозы в лесу, засыпают медведи. Ежи укрылись в темных норках сухими листьями. Забилась от мороза в свою нору и лисица. Спит в теплом дупле белочка. Только зайчишка - длинные уши - без жилья. "
Вопросы:
Что происходит в лесу зимой? (В лесу воют вьюги, хлопья снега падают на землю.)
Как ведут себя звери в мороз в лесу?
Дети:
1. Ежи укрылись в темных норках сухой травой.
2. Лисица забралась в свою нору.
3. Белочка спит в теплом дупле.
4. Медведь спит в берлоге, утеплив дно корой молодых елочек, сухим мхом и душистой мягкой хвоей.
Кто остался в лесу без жилья? (В лесу без жилья остался зайчика - длинные уши.)
Воспитатель: Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте, будете пересказывать. (Повторное чтение рассказа с установкой на перессказ. Пересказывание рассказа детьми по частям.)
Воспитатель: Молодцы! всаньте, подойдите ко мне. Вы сказали, что медведь зимой спит в берлоге. Но вот один медведь не спит. это медведь - шатун и он пришел к нам в гости (картинка - медведь). У медведицы в феврале появляются медвежата, значит у медведицы скоро день рождение. Вы узнаете сколько ему лет исполнится, если зададите мне поисковые вопросы, а я буду вам отвечать "да" или " нет".
Дети:
1. Медведю 10 лет? (Нет.)
2. Ему 5 лет? (нет)
3. Ему больше чем 5 лет? (Да.)
4. Ему меньше чем 9 лет? (Да.)
5. Ему 7 лет? (Нет.)
6. Медведю будет 8 лет? (Да.)
Воспитатель: медведь принес из леса задачки - загадки, хочет чтобы вы ему помогли их решить. Согласны? (Да, мы согласны помочь медведю.)
1. На полянке в лесу сидело 5 зайчат, к ним подошли еще 2 зайчат. Сколько зайчат стало на полянке? (На полянке стало 7 зайчат: 5+2=7.)
2. У белки в дупле было 5 грибов, 1 гриб она нечаянно сломала. Сколько грибов осталось у белки в дупле? (У белки осталось 5 грибов, потому что они все у нее в дупле, хоть один гриб и поломался.)
3. У щитка в лесу, медведь увидел 8 ног, и подумал: "Кто это там стоит?" помогите ему разобраться.
Дети: 1. За щитком, наверно, стоят 2 медведя, или 2 лисы, 2 волка или еще кто-нибудь из зверей, потому что у зверей по 4 лапы, значит стояли там двое каких-нибудь зверей: 4+4=8.
2. За щитком, наверно, стоят 2 человека и собака, потому что у человека 2 ноги, а у собаки 4: 2+2+4=8.
Воспитатель: Молодцы! Что труднее всего вам сегодня удавалось на занятии? Что понравилось больше всего. (Ответы детей.)
Давайте попрощаемся с медведем, отпустим его в лес, а сами пойдем.
Читайте также |
---|
Детские сказки дома и в детском саду
Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...
Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…
Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...