Конспект НОД «Развитие речи старших дошкольников на занятиях по приобщению к искусству». Рассказывание по картине И.И.Шишкина «Зима»

 

Цель: Формирование умения детей составлять связный, последовательный.

Задачи:

1. Создать условия эмоционального настроя в процесс восприятия произведений искусства.

2. Продолжать формировать интерес к произведениям искусства.

3. Закреплять умения детей составлять рассказы о содержании картины И.И.Шишкина «Зима».

4. Воспитывать интерес к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Словарная работа: серебристый, дремучий, непроходимый, величественный, заснеженный, махровый, искристый, вьюжная, волшебная.

Материал: Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»; портрет И.И.Шишкина; фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Зима»; мольберт; волшебный сундучок; игрушка Зайчик; эскизы зимнего пейзажа.

 

Ход занятия:

1. Раздается звон колокольчика. Дети входят в группу, встают в круг, берутся за руки и хором проговаривают:

Встанем рядышком друг с другом,

Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это у меня в руках? (Показывает детям.)

Дети: Сундучок.

Воспитатель: Волшебный сундучок. Потрогайте его, он какой? (Дети гладят сундучок руками.)

Дети: Холодный, серебристый, блестящий, зимний.

Воспитатель: А вам интересно посмотреть, что там внутри?

Дети: Да.

Воспитатель открывает сундучок, достает снежинку.

Воспитатель: Какая снежинка?

Дети: Красивая, голубая, резная, волшебная.

Воспитатель: А тут замечательное стихотворение, послушайте и, скажите мне о каком времени года в нем говорится.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно...

Дети: О зиме!

Воспитатель: Это стихотворение о зиме написал поэт Иван Суриков.

А вам нравится зима?

А почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Зима волшебное время года, только зимой природа украшена великолепными, невиданными нарядами. О зиме написано много красивых стихов, музыки, а также картин. С одной из них мы сегодня познакомимся. (Показ картины.)

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картину. (Дети рассматривают картину.)

Включить музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима».

Воспитатель: А теперь встаньте, подойдите и рассмотрите картину ближе.

Дети садятся. (Выключить музыку.)

Воспитатель: Понравилась вам картина?

Дети, а как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Воспитатель: Картина называется «Зима», а написал ее, уже известный вам, художник Иван Иванович Шишкин. (Портрет.)

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Игра называется «Что вы видите на картине?».

Хотите поиграть? (Ответы детей.)

Тогда начинаем: мой вопрос – ваш ответ.

Воспитатель: Что изображено на картине? (Ответы детей.)

Расскажите, что вы видите на первом плане, прямо перед нами внизу картины? (Ответы детей.)

Что лежит под снегом? (Ответы детей.)

Что изображено на заднем плане картины? (Ответы детей.)

Какой лес? Опишите его. (Лес старый, дремучий.)

Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Да, лес густой, величественный, непроходимый. А что значит «непроходимый»? (Ответы детей.)

Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать старый, дремучий, непроходимый лес? (Ответы детей.)

А что вы видите среди огромных, гигантских сосен? (Ответы детей.)

Где самое светлое пятно на картине? (Ответы детей.)

А каким цветом художник написал небо? (Ответы детей.)

Каким художник изобразил на картине снег? (Ответы детей.)

Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Ответы детей.)

Видите ли вы кого-нибудь еще в этом лесу? (Ответы детей.)

Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Почему мы не видим верхушек деревьев? (Ответы детей.)

А скажите мне, какое настроение вызывает у вас эта картина? (Ответы детей.)

А, как вы думаете, почему именно это место художник решил изобразить на холсте? Что больше всего привлекло его внимание? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, давайте окунемся в зимнюю атмосферу этой картины.

(Встали около стульчиков.)

Физкультминутка «Зимняя полянка»

Посмотрите на картину: (руки вытягиваем вперед)   

Белая полянка, (обводим круг руками)

Замело в лесу все ели, (плавные движения руками перед собой)

 

Спят под снегом звери. (приседаем с закрытыми глазами)

В небе желтая луна. (потягивание на носочках)

Лишь одна не спит она. (круговые движения головой)

2. Воспитатель: Слышите, кто-то шуршит в нашем сундучке. (открывает сундучок)

Ой, а это Зайчик. Давайте с ним поздороваемся.

Воспитатель: Зайчик, а ты откуда тут взялся? (слушает, что говорит Зайчик)

Дети, Зайчик мне сказал, что он потерялся и никак не может вспомнить, где его домик. Но мне, кажется, что мы сможем ему помочь.

Воспитатель: А знаете, как мы ему поможем?

Дети: Нет.

Воспитатель: Мы будем ему рассказывать, что изображено на нашей картине и, может быть, после нашего рассказа Зайчик вспомнит, где его дом.

Кто хочет первый начать свой рассказ? (Рассказы детей.)

Воспитатель: Зайчик, понравились тебе рассказы детей по картине?

Дети, чей рассказ вам понравился больше?

Чем понравился рассказ?

О чем удалось интересно рассказать?

О чем они не рассказали?

Чтобы вы добавили?

А сейчас послушайте мой рассказ. Эту красивую зимнюю картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин и называется она «Зима».

На картине мы видим кусочек дремучего, великого, зимнего леса. Зимой лес спит, он пустынен и тих. Лишь одна замерзшая, одинокая птица сидит на ветке могучей ели. Белым покрывалом укрыта земля и деревья в лесу. Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Мы видим, как красив и величав зимний лес.

Воспитатель: Дети, Зайчик мне сказал, что слушая наши рассказы и рассматривая картину, он вспомнил на какой полянке в лесу его дом. Зайчик говорит вам огромное спасибо.

3. Воспитатель: А давайте Зайчику расскажем, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

Какими словами можно описать зиму? Зима какая? (Ответы детей.)

А какой снег зимой? (Ответы детей.)

Как называется картина, которую мы с вами рассматривали? (Ответы детей.)

Кто её написал? (Ответы детей.)

Что мы с вами сегодня делали на занятии? (Ответы детей.)

Какое было занятие? (Ответы детей.)

Что больше всего понравилось вам на занятии? (Ответы детей.)

Какие красивые, необычные слова услышали на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети сегодня на занятии мы с вами поговорили о зиме, о красоте зимней природы, изображенной на картине И.И.Шишкина.

Мне вы очень понравились: были активными и внимательными, отвечали полными ответами, дополняли друг друга, сочинили интересные рассказы по картине и помогли Зайчику. И на память о нашем занятии мы с Зайчиком приготовили вам подарок: это эскизы, вы сами дорисуете красивый зимний пейзаж. (Детям раздаются эскизы в черно-белом варианте.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Читайте также

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей» Пояснительная записка Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых...

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...