Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Моя малая Родина – станица Нижнечирская» для детей старшей группы

 

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма непосредственно образовательной деятельности: совместная.

Форма организации: подгруппа.

Цель: расширять и закреплять культурно-исторические представления об архитектуре родной станицы, её прошлом и настоящим.

Задачи:

Обучающие:

1. Закреплять и уточнять знания детей о родном крае, о своей Родине;

2. Закреплять и пополнять знания об истории возникновения станицы;

3. Познакомить детей с гражданской архитектурой родной станицы: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, крыльцо, познакомить с их образными названиями.

4. Совершенствовать умение диалогической и монологической речи детей;

Развивающие:

1. Способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;

2. Расширять лексический запас по теме «Моя малая Родина», стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3. Развивать эмоционально-ценностные, художественно-творческие способности, речь, кругозор, детскую самостоятельность, уверенность в себе;

4. Развивать физические умения: прыжки на двух ногах, ходьба друг за другом, змейкой;

Воспитывающие:

1. Воспитывать чувство любви к родному дому и станице, умение видеть её красоту в жилых постройках.

2. Воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к родному краю, малой Родине.

3. Продолжать работу по воспитанию культуры общения детей;

Здоровьесберегающие технологии: организация здорово сберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе деятельности.

Методические приемы:

- метод демонстрации (показ видеоролика);

- метод пояснения;

- метод положительной оценки детей.

- художественное слово (чтение стихотворения воспитателем);

- активизация речевой активности детей;

Практические действия детей моделирование детьми новой улицы.

Словарная работа: хата, курень, ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.

Предварительная работа:

  • экскурсия в краеведческий музей, целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут;
  • чтение, рассматривание книг о Родине, родном крае; беседа о своей малой Родине;

    игровая деятельность (дидактическая игра «Узнай по описанию и найди», «словесная игра «Подбери слова - какая наша станица?», сюжетно – ролевая

    игра «На улицах станицы», творческие игры «Каким будет наша станица в будущем»);

  • рассматривание иллюстраций на тему «Родина», «Достопримечательности Нинечирской»;
  • просмотр видеоролика «Это Родина Моя»;
  • заучивание пословиц о родине, доме.

Методическое обеспечение: Музыкальное сопровождение: аудиозапись «С чего начинается Родина», цветок «Цветик–семицветик», «Волшебная музыка». Звуки леса. Музыкальный центр, ноутбук.

Материал: макеты, фотографии старинных и современных домов, картинки к игре, ноутбук; видеоролик «Мне повезло родиться на Руси»; оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.

Раздаточный материал: на каждого ребенка, макеты домов, готовые формы окон, дверей, деревьев, клей, клеёнки, салфетки.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вхождение в непосредственно образовательную деятельность.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, и мы давайте улыбнёмся друг другу! Подарите свои улыбки и хорошее настроение нашим гостям.

Этюд приветствие.

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, матушка – Земля

Здравствуйте, мои Друзья!

2. Мотивация образовательной деятельности.

Воспитатель: ребята, сегодня утром я проверила нашу электронную почту, и увидела одно не прочитанное письмо. Хотите узнать, кто нам его прислал?

Садитесь поудобнее, мы его вместе посмотрим.

Дети рассаживаются на стулья у ноутбука.

Это письмо от работников Краеведческого музея, куда мы с вами ходили на экскурсию. Интересно, что же они нам прислали?

3. Просмотр отрывка Видеоролика «Мне повезло родиться на Руси».

Воспитатель: Ребята, а вам знакомы места, показанные в этом фильме.

Ответы детей: да, это наша Нижнечирская.

Воспитатель: правильно, молодцы. Этот видеофильм о нашей родной станице.

4. Беседа на тему «С чего начинается Родина»

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое Родина?

Ответы детей:

Родина — это - то место где ты родился, рос, где находится твой дом, семья, где ты ходишь в детский сад, с друзей, это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Как называется наша огромная страна, в которой мы живем?

Дети. Россия

Воспитатель: посмотрите на карту нашей страны (показать). Карта – уменьшенное изображение России.

Огромные просторы России. Наша Родина – красивая с глубокими морями и чистыми озерами. С высокими горами и бескрайними степями.

- Наша страна Россия- это наша большая Родина, а станица Нижнечирская это наша Малая Родина (повторить с детьми).

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Ребята, подумайте и скажите, как называется область, в которой мы живём?

Показ карты Волгоградской области.

Дети: Волгоградская.

Воспитатель: а областной город?

Дети: Волгоград.

Воспитатель: и маленькой частицей нашей Родины, Волгоградской области является наша родная станица – Нижний Чир. Это маленькое сердце на карте нашей Родины.

- А вы знаете пословицы о Родине, о родном крае?

Ответы детей.

Где родился - там и пригодился.

Родной край - сердцу рай.

Родной посёлок, ты с детства нам дорог.

Родная земля, ты как мать нам мила.

5. Словесная игра: «Наша станица, какая?» (передают сердечко).

Воспитатель: ребята вы хотите со мной поиграть в очень интересную игру? Передаём сердечко и говорим словечко наша станица, какая? - красивая, чистая, зеленая, любимая, удивительная, цветущая, великолепная, гостеприимная, многонациональная, прекрасная, замечательная. За что вы любите её? (Я люблю станицу за то, что в ней есть…)

6. Постановка проблемно - игровой ситуации.

Воспитатель: ребята, - мы с вами много говорили о нашей станице, путешествовали по улицам, побывали в разных местах. Сейчас мы живём в современной станице. Но она не всегда была такой. Хотите узнать, как выглядела Нижнечирская раньше? Сегодня я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое нашей станицы. Вы узнаете, какими были дома первых жителей, как они назывались, из чего были построены, мы с вами рассмотрим современные здания, посетим музей «Что нам стоит дом построить». А поможет нам в этом необыкновенном путешествии волшебный цветок - «Цветик – семицветик». А как вы думаете, почему же именно этот цветок может нам помочь?

Дети: он будет исполнять желания.

7. Игра - путешествие по родной станице.

Воспитатель: перед тем как нам отправиться путешествовать в какое-нибудь место, мы будем отрывать один из лепестков, и говорить волшебные слова.

Давайте все вместе попросим отправить нас в прошлое нашей станице.

Воспитатель отрывает первый красный лепесток и все произносят слова.

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

В прошлое станицы нас перенеси!

Имитируя полет лепестка (под музыку), педагог подводит детей к мольберту (мольберт накрыт тканью), где прикреплена фотография старой станицы.

Воспитатель: ребята, попробуйте угадать, что за место здесь изображено?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Это наша станица только много лет тому назад. Первоначально она находилась на правом покатом берегу Дона, частью в балке, частью на ровном и низменном месте у подножья склона, который покрывали виноградники и сады два, буерака (балки) Грушевской и Бобровский, изобиловали чистой водой.

Показ старой карты расположения Нижнечирской.

Станица располагалась не на самом Дону, а в 2,5 верстах от него, чуть ниже устья реки Чир. Отсюда и название Нижний Чир. Наша станица считалась одной из самых красивейших на Дону. Когда разлилось, вовсю ширь неоглядное Цимлянское водохранилище, станица справила новоселье на крутояре у этого моря.

- Посмотрите, какие были дома, первых жителей.

Дети с воспитателем подходят ко второй стороне мольберта, рассматривают изображение домов (хата, курень).

Первые свои дома казаки называли, хатами они были небольшими по размеру, строились из самана, обмазывались глиной и белились. Крышу покрывали камышом. В хате было прохладно летом и тепло зимой. Саманные хаты стояли достаточно долго до 100 лет.

Ещё одно название казачьего дома - курень, от слова круглый – двухэтажный казачий дом. Комнаты в таком доме располагались по круг. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне». Дома строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.

Вопрос: для чего нужны окна? (ответы детей)

Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице.

Воспитатель и дети переходят к следующему мольберту с картинками.

Вопрос: Давайте посмотрим, из чего состоит узор на окне? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий).

Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дома выглядели нарядными.

Воспитатель: Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой.

С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.

У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.

С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:

«Вы, соседи, проходите,

Чаем с медом угоститесь» Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано! Вы хотели бы жить в таком доме? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: в лес весенний на прогулку, приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья, нам, ребята, не найти

Воспитатель предлагает одному из детей оторвать оранжевый лепесток. Все дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, медленно кружась на месте.

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в весеннем лесу!

Звучит музыка леса, дети открывают глаза.

Воспитатель: друг за дружкой становитесь. Все готовы? (Да.)

8. Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:

Раз – два – три, раз – два – три – по дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала среди высоких трав.

По ней шагаем, мы легко, головушку подняв.

Ходьба змейкой.

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперёд.

Впереди течёт ручей, подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки - на поясе.

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз – два, раз – два – прыжки.

Позади теперь вода! - маршировать.

Раз – два, раз – два – прыжки.

Позади теперь вода! - маршировать.

Дышим ровно, глубоко – маршировать.

Лес весенний увидали и к нему все побежали – бег по кругу.

Воспитатель:

Вы хотите поиграть в очень интересную игру? А называется она: «Что забыл нарисовать художник?»

9. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?».

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон,

Вопросы:

Что забыл нарисовать художник? (окна).

Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)

Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)

Зачем в старину нужны были ставни?

Карточка - дом без крыльца.

Вопросы:

Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)

Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)

Карточка – дом без крыши.

Вопросы:

Чего не хватает у дома? (крыши)

Какие были в старину крыши? (двускатные)

Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)

Воспитатель: ребята наше путешествие продолжается. Отрываем ещё один, жёлтый лепесток и отправляемся в музей:

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток

Через север, через юг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в музее.

10. Экскурсия в музей.

Воспитатель: мы оказались с вами в музее, где собраны макеты различных домов.

Что вы можете сказать об этих домах, какие они? (ответы детей – большие, маленькие).

Воспитатель: чем дома отличаются? (разные по цвету, сделаны из различных материалов, старинные, современные).

Ребята, как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

Скажите, а какие сейчас дома в нашей станице? (Ответы детей). Воспитатель: правильно, дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные. Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.) Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича. Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.) Правильно, дом состоит из одного этажа – одноэтажный, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей. В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста. Несколько детей рассказывают о своем доме. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных домах.

Воспитатель:

Со временем человек стал строить другие дома.

Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание картинок на мольберте). Сейчас дома строят из бетона, пластика, стекла. Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.

Вопросы:

Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво.)

Как называется вход в дом? (подъезд).

Воспитатель:

В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме - Ребята, а как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).

- Молодцы! Из вас вырастут замечательные помощники! А давайте вспомним, как наводят порядок старушки из далёкой деревушки? Встанем в круг.

11. Пальчиковая игра на развитие мелкой моторики (выполняется стоя):

Стояла изба в деревушке. (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки)
В ней жили смешные старушки. (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки)
Бельё зашивали метелками, (Одну руку держат ребром, другой имитируют движение подметания пола)
Полы подметали иголками, (Имитирует движения подметания пола, соединив все пальцы вместе, держат иголки)
Солили волнушки в подушке, (Имитируют движение соления, трут пальчики друг о друга, затем ладошки соединяются вместе – подушка)
И шли подремать на кадушке. (Потягиваются, соединяют пальцы, принимая форму бочонка).
Стояла изба в деревушке. (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки)
В ней жили смешные старушки. (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки)
Бельё зашивали иголками, (имитируют движение шитья иголкой)
Полы подметали метёлками, (имитируют движение подметания пола)
Солили волнушки в кадушке, (имитация движения соления, пальчики трут друг о друга, кадушка – пальцы соединены, принимают форму бочонка)
И шли подремать на подушке. (Потягивание, соединение рук вместе, под щеку).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о доме:

- Дома как хочу, а в людях как велят.

- Дома ешь что хочешь, а в гостях что дадут.

- Дома стены помогают.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

12. Заключительная. Беседа.

Воспитатель: наше путешествие ребята подошло к концу. Возвращаемся назад в нашу группу. Отрываем ещё один жёлтый лепесток и загадываем желание.

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток

Через север, через юг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в группе.

Дети присаживаются на стулья

- Что больше всего вам запомнилось, путешествуя по станице? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Как вы думаете, все ли интересные места нашей станице мы с вами увидели? (ответы детей).

У нас осталось ещё несколько лепестков, мы продолжим, путешествовать и изучать нашу малую родину.

- Ребята, а как вы думаете, кому было бы интересно узнать о том, что мы сегодня с вами узнали и увидели? Почему? (ответы детей)

- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать рассказ о Нижнечирской.

Практическая часть.

У каждого города, села, станицы, как и у человека, есть своё имя, своя история и даже день рождения, вот и у нашей Нижнечирской скоро будет день рождения, ей исполнится в этом году 380 лет на день рожденья как всем известно принято дарить подарки.

У нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же подарок мы приготовим для нашей любимой станице?

(Предложения детей.)

Выбирайте свой макет будущего дома, наклейте окна и двери.

- Вам уже знаком способ «постройки» домов из геометрических фигур, поэтому я не буду объяснять, как выполнять работу. Только попрошу особенно постараться, ведь это подарок родной станице. Новая улица с домами, детским садом, школой, магазинами.

Дети под музыку моделируют улицу. Дополняют: деревьями, машинами. Вот наш подарок готов. Каждый из Вас вложил частичку своей любви к родной станице. Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получилось!

Совершив сегодня путешествие в прошлое и настоящее нашей станицы, побывав в музее, вы узнали, что «Дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета»

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета» Введение В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию»...

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей…

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возраст: 6-7 лет (дети с...

Читайте также

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники –…

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением...