Занятие «Новогодняя фантазия»

(Развитие социальных способностей и навыков)

 

Задачи.

  1. Развитие форм уверенного поведения.
  2. Формирование положительного представления о себе.
  3. Развитие умения замечать, говорить о достоинствах другого человека, понимать его и делать для него что-то приятное.

Занятие направлено на приобретение детьми опыта самоутверждающего поведения, позитивного самовосприятия и поддержания атмосферы праздника.

Если ребенок не в состоянии признать в себе положительные качества, открыто и свободно выражать себя, то он не сможет принять и другого человека, позволить ему открыто выражать свои чувства и требования. Роль воспитателя на занятии – создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок получили бы переживание, способствующее удовлетворению потребности в истинном самоуважении, дающее ощущение праздника: «Как хорошо быть мною! Я счастлив быть мною!». Активизация на протяжении занятия различных видов восприятия направлена на обеспечение развития сенсомоторных координаций.

Материалы.

Демонстрационный: «волшебные» предметы – трон, корона, накидка, шкатулка.

Раздаточный (по числу детей): полоски цветного картона, конверты, листы бумаги.

Музыкальный: фрагменты балета «Спящая красавица» П.Чайковского.

Предварительная работа. Упражнение «Комплименты» (ритуал приветствия): дети отмечают, что им нравится в другом ребенке: черты внешности, голос, движения, игра и другие занятия с ним вместе, его конкретные действия. Воспитатель может побеседовать с детьми об образе короля: какой он, чем король занимается, как относится к людям, как к нему относятся. Вместе с детьми можно изобразить походку короля, его жесты под музыку «Вступление» из сцены «Бала» (первое действие балета «Спящая красавица» П.Чайковского).

 

Ход занятия

I. Вводная часть.

В начале занятия воспитатель спрашивает детей, какие приятные слова о себе они слышали от родных, друзей, какие свои качества они любят в себе?

Затем детям предлагается отправиться в страну фантазии, где они встретятся с волшебными предметами и услышат приятные слова о себе.

Звучит музыка «Танец феи Драже» из второго действия балета «Спящая красавица» П.Чайковского. Дети закрывают глаза и переносятся в волшебную страну.

Вводная часть подготавливает детей к восприятию игровой ситуации, создает положительный эмоциональный настрой. Атрибуты королевской власти помогают ребенку пережить в игровой ситуации чувство гордости за себя и собственной значимости.

Использование направленной фантазии способствует снятию эмоционального напряжения.

II. Основная часть.

1. «Волшебные предметы». Воспитатель знакомит детей с волшебными предметами: короной, шкатулкой и драгоценными камнями. Каждый, кто надевает волшебную корону, становится значительным, привлекательным. Все восхищаются им как Королем (Королевой), говорят комплименты, которые превращаются в драгоценные камни.

Дети выбирают картонные полоски разного цвета («драгоценные камни»). Каждый может сказать Королю (Королеве) что-то приятное о нем, начиная со слов «мне нравится…» и положить в шкатулку любую полоску.

Воспитатель говорит детям о том, что нужно выбрать цвет, который порадует этого человека, тот, что ему подходит, по вашему мнению.

Дети по очереди надевают корону, садятся на трон и дают распоряжения, кому из детей подойти к трону. Король (Королева) по окончании складывает все полоски в конверт и кладет его рядом с собой.

Методические рекомендации. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли Короля. Чтобы избежать обид, на роль Короля можно избирать ребенка следующим способом: дети передают по кругу из рук в руки корону, педагог хлопает в ладоши, у кого в этот момент в руках корона, тот – Король. Важно создать атмосферу поклонения и почитания Короля. Следует торжественно подвести ребенка к трону и предложить сесть на него. Ребенок, сидящий на троне, должен смотреть на остальных сверху вниз: можно посадить ребенка на большой стул, накрытый тканью. Все сказочные атрибуты должны быть красивыми и привлекательными для детей. Воспитатель должен обратить внимание на интонацию, с которой Король дает указания. Необходимо обратить внимание детей на то, как хвалить Короля (конкретного ребенка): можно отмечать внешний облик, одежду, личностные качества, умения, поведение.

Упражнение направлено на развитие социально-перцептивных способностей. Идентификация с образом короля позволяет ребенку получить иное ощущение себя. Отличие от повседневного самовосприятия ломает сложившиеся негативные эмоционально-поведенческие стереотипы. Позитивное воздействие этого архетипического образа на эмоциональную сферу способствует развитию одного из главных механизмов регуляции психической деятельности и поведения, благоприятно влияют на деятельность модулирующих систем мозга, прежде всего, лимбической системы. Подбор цвета, соответствующего индивидуальным особенностям того или иного сверстника, способствует расширению образных представлений.

2. «Драгоценные подарки». Каждому ребенку предлагается из полученных цветных полосок составить «драгоценный» подарок – картину – аппликацию, который будет напоминать ему о том, что он нравится другим детям.

Упражнение направлено на закрепление положительных эмоций. Оно помогает так же

научиться принимать любые дары со стороны других, т.к. ребенок для создания образа должен использовать те цвета, которые ему преподнесли дети. Упражнение способствует развитию ассоциативного образного мышления, ориентировки в пространстве.

III. Заключительная часть.

По окончании дети показывают остальным детям свои картины – подарки. Воспитатель спрашивает детей: приятно ли им было слышать о себе хорошие слова, согласны ли они с мнением друзей о себе, понравились ли им цвета «драгоценных камней», довольны ли они своим подарком.

Заключительная мини-беседа направлена на закрепление приобретенного на занятии позитивного опыта, на развитие рефлексии. Ребенок закрепляет умение говорить о своем опыте и эмоциональном состоянии, слушать и понимать состояние сверстника, анализировать свои действия по отношению к нему. Беседа развивает способность понимания и порождения речевых инструкций.

Последующая работа. Игра «Король». Одному из детей предлагается на короткий отрезок времени побыть в образе доброго Короля (Королевы). Остальные дети становятся слугами и должны выполнять распоряжения Короля (Королевы). Необходимо обговорить с детьми, что приказы касаются действий по отношению к Королю, но не должны быть обидными для других детей. Например, Король может приказать исполнить для него песню или танец, покачать его на руках, принести ему что-то, поклонится ему и т.п.

Игра продолжается около пяти минут, затем роль Короля может сыграть другой ребенок. Можно предложить детям установить Короля на один день. Он объявляет разумные правила, которых все должны придерживаться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Читайте также

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...