Логопедическое занятие-развлечение по мотивам народной украинской сказки «Колосок»
Для детей с нарушениями речи от 5-ти до 6-ти лет
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности.
Пояснительная записка
Так как я работаю воспитателем с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи), целью моей профессиональной деятельности является создание условий для устранения речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. Как одно из эффективных средств для осуществления данной работы, я использую
театрализованную деятельность.
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов речи, обеспечивает эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка. Таким образом, возникла идея — создания системы педагогических
мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В рамках данного направления работы был разработан и реализован проект «Волшебная страна сказок», с привлечением родителей.
Представленное мероприятие было разработано и проведено как итоговое по проекту «Волшебная страна сказок» с детьми и родителями старшей группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи).
Мероприятие проводилось в форме игрового организованного взаимодействия педагога, детей и родителей.
Цель:
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности;
- поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.
Задачи:
- закрепление детьми практических навыков совершенствования грамматического строя речи, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи и речевой выразительности в процессе игрового организованного взаимодействия с педагогом и родителями;
- развивать артикуляционный аппарат, зрительное и слуховое внимание, навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, способствовать развитию тактильной чувствительности, речевого дыхания, речи с движением;
- приобщать детей и родителей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знания о театре, театральных атрибутах т.д.);
- создание условий для совместного творчества детей и родителей в продуктивной деятельности;
- содействие гармонизации детско-родительских отношений.
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание коротких стихотворений использование распевок «Петушок», «Кап-кап-кап», «Божья коровка»; упражнения «Дружные звери», «Мокрые котята», «Насос и надувная кукла», «Цыплята», «Буратино и Пьеро», «Качели», «В стране цветов» и др.
2. Артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на дыхание: «Веселый язычок», «Птичий двор» и др.
3. Этюды на выражение основных эмоций: «грусть», «радость», «страх», «гнев», «удивление» и др.
4. Чтение русских народных сказок, произведений А.С. Пушкина, К. Чуковского, Ш. Перро, П. Ершова, Н.Носова и др.
5. Подготовка к инсценировке «Колосок» по мотивам украинской народной сказки.
6. Игры: дидактические «Хорошо-плохо», «Угадай сказочного героя», «Волшебные прищепки», «В гостях у сказки», пальчиковые и логоритмические игры «Здравствуй, солнце золотое», «Петушок и колосок», «Варим суп» и др.
7. Игры с воображаемыми предметами «Что мы делали - не скажем, но зато мы вам покажем», «День рождения», «Лесные жители готовятся к зиме» и др.
8. Беседы: «Что такое театр?», «Какие бывают театры», обсуждение прочитанных произведений и др.
9. Показ сказок с использованием различных видов театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, варежковый, би-ба-бо и др.
Предварительная работа с родителями:
1. Подготовить художественную литературу для чтения с детьми, подборку стихов для заучивания.
2. Оформить стенд «Волшебный мир театра».
3. Подготовить памятки для родителей «Домашний театр», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Как развивать речь ребенка».
4. Оформить папки-передвижки на темы: «Куколки на пальчик», «Развиваем речь ребенка, играя», «Театры бывают разные» и др.
5. Консультации «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Развитие речи ребенка средствами театрализованной деятельности».
6. Мастер-класс для родителей «Театр ложек своими руками».
7. Помощь родителей в изготовлении театральной ширмы, различных видов театра.
8. День открытых дверей «Учимся, играя».
9. Распределение ролей среди родителей для участия в инсценировке «Колосок» по мотивам украинской народной сказки.
10. Реализация проекта «Волшебная страна сказок».
Материалы и оборудование: экран, проектор, (фон для сказки на флеш носителе, музыкальный центр, аудиозаписи песен, 2 разноса, краски, кисти, карандаши, бумага для рисования, цветная фасоль в контейнере, ширма, куклы би-ба-бо (петушок, 2 мышонка), колоски пшеницы, световой стол с песком.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма оркестровой обработки украинской народной песни «Веселые гуси» вальса «Осенний сон» А.Джойса. На столе стоит театрализованная ширма-домик, рядом с домиком колоски, в домике куклы би-ба-бо на подставке – петушок, два мышонка.
Дети с родителями входят в зал под негромкое звучание музыки.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители и дети!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь поскорей,
Обнимитесь, не стесняйтесь! Детский сад наш - дом друзей.
(Дети и родители приветствуют друг друга, обнимаются.)
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
(садятся на стульчики)
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения.
В одной деревушке
В маленькой избушке
Жили Петя-петушок –
Золотой гребешок
Да два мышонка-шалуна,
Два ленивых болтуна.
Петя на заре вставал,
Громко песня запевал.
Давайте покажем, как Петя-петушок песню запевал (воспитатель берет петушка и выставляет его перед домиком, дети и родители выполняют речевое упражнение).
Речевое упражнение «Петушок»
Петя, Петя-петушок (наклоняют голову вперед-назад)
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку (поворачивают голову вправо-влево)
Лишь одну:
«Ку-ка-ре-ку!» (Ударяют ладонями по бокам 4 раза.)
Воспитатель.
Петя по двору ходил
И всем «Здравствуй!» говорил.
(Воспитатель ставит петушка на место возле домика и выполняет речевое упражнение вместе с детьми и родителями.)
Речевое упражнение «Здравствуй, небо голубое!»
Здравствуй, небо голубое, (руки поднять вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (скрестить над головой)
Здравствуй, легкий ветерок, (легкое колыхание рук)
Здравствуй, маленький дубок, (руки поставить под подбородок и прислонить к щекам)
Здравствуй, утро, (поднять одну руку вверх)
Здравствуй, день, (поднять другую руку вверх)
Нам здороваться не лень. (показать руками на себя)
Воспитатель. (выставляет мышат перед домиком)
А мышата просыпались,
Неохотно одевались,
Во двор выходили.
«Здравствуй», тоже говорили.
Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок! (три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щёлк-щёлк-щёлк! (три раза ритмично постучать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуй, Петя-петушок! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой)
Воспитатель.
Нашел однажды петушок
На дорожке колосок
Что тут делать? Как тут быть?
Как много зерен получить?
- Ребята, помогите петушку, скажите, как много зерен получить?
(Ответы детей: посадить зерна, полить, сорняки вырвать)
Воспитатель. Для того, чтоб петушок зерна посадил, давайте мы с вами все камушки выберем.
Песочная терапия «Выбери камушки»
Воспитатель. А теперь, я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать много колосков на песке.
Песочная терапия на световом столе «Рисуем колоски»
Воспитатель.
Что ж, Петя зерна посадил
И дождик он полить просил,
Чтобы пшеница подрастала,
Зерно чтоб силы набирало.
Попевка «Дождик»
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи.
Дам тебе ложку —
Хлебай понемножку!
Воспитатель.
- Ну, а сейчас давайте поиграем и покажем, как растет колосок.
Игра-эмпатия вместе с родителями «Как растет колосок?»
Дети и родители выполняют движения согласно тексту:
Превращаю вас в маленькие зернышки, которые лежат на земле (дети родители приседают, обхватывают голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышки начали проростать (поднимают голову, раскрывают ладони). Это маленькие слабые ростки-колоски. Солнышко греет сильнее, прошел теплый дождик и ростки стали подниматься все выше и выше (поднимаются, руки вверх). Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень: ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Родители садятся на стульчики, а дети становятся сзади и делают массаж, затем меняются местами
Дождик бегает по крыше, (похлопываем ладошками)
бом-бом, бом-бом
По веселой, звонкой крыше, (постукиваем пальчиками)
бом-бом, бом-бом!
Дома, дома посидите, (поколачиваем кулачками)
бом-бом, бом-бом
Никуда не выходите, (растирают ребрами ладоней)
бом-бом, бом-бом.
Почитайте, поиграйте, (массируют плечи)
бом-бом, бом-бом.
А уйду, тогда гуляйте, (поглаживание ладонями спины)
бом-бом, бом-бом! (постукиваем кулачками)
Повторяем еще раз, повернувшись на 180 гр.
Воспитатель.
Работы много петуху
И огород он поливает,
И варит суп, и прибирает.
Давайте, поможем петуху перебрать фасоль.
Игра «Перебери фасоль»
Воспитатель. Ну а теперь пришла пора и суп сварить.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята, эге-гей! (хлопают в ладоши)
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту (рубят капусту)
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку (тыльную сторону кулака поглаживаем)
Чистим очень ловко.
Мы натрем морковку (сгибаем руки в локтях, имитируем натирание)
Красную головку.
А потом, а потом (стучим ребром правой ладони по левой)
Мы покрошим помидор.
И головку лучка
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик (солим)
Попробуй голубчик! (протягиваем обе ладони вперед)
Воспитатель. Пока мы помогали петушку, пшеница выросла.
Ребенок.
Эх, пшеница хороша!
Убрать ее пришла пора
Мышата спрятались опять
И работать не хотят.
Работает один петух
И как- захватывает дух!
Фонопедическое упражнение
Петушок пшеницу серпом сжал (руки скрещиваем - ших-ших-ших)
Снопов навязал (руки перед собой крутим - ш-ш-ш)
Обмолотил (кулачками стучим по коленям – т-ды, т-ды, т-ды)
На мельницу свозил (цокают язычком)
Ветер летит. Крылья мельницй вертит (рукой показываем вверх-вниз –у-у-у-у)
Получилась мука хороша, мягка (ладони сжимаем-зазжимаем - п-п-п-п)
Петушок из муки напек пироги (имитируем движения – ля-ля-ля-ля)
Вот они на печи стоят (плечи вверх-вниз – пых-пых-пых)
С пылу с жару пыхтят.
Родители с детьми показывают кукольный спектакль.
Только пироги на стол,
Мышата мчат во весь опор:
- Есть хотим мы пироги
Из пшеничной из муки.
Петушок же им сказал:
- А кто мне помогал,
Кто зерно садил,
Кто водой его полил,
Кто жал, молотил.
Кто на мельницу возил?
- Это ты все, петушок –
Золотой гребешок.
Покраснели тут мышата
Стало стыдно баловнятам.
Но петух простил малышек,
Глупых маленьких мышат.
С той поры они на помощь
К петуху всегда спешат.
И теперь в деревне этой
Про мышат такой рассказ:
Прежде вместе потрудитесь,
А потом пускайтесь в пляс.
Воспитатель. Ребята, давайте и мы потанцуем.
Танец «Колобок румяный бок»
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие и нам пора возвращаться. Предлагаю всем, кому понравилось наше путешествие, и кто хотел бы еще не раз оказаться в сказочной стране, всей семьей нарисовать сказочных героев, с которыми вы бы хотели встретиться. (Родителям и детям предлагаются листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры; готовые работы рассматриваются и обсуждаются).
Всем большое спасибо за наше увлекательное путешествие! До свидания! До новых встреч!
Дети с родителями под музыку выходят из зала.
Читайте также |
---|
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...