Конспект открытого занятия в подготовительной группе «А» на тему: «Как звери в лесу зимуют»

 

Цель. Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Интеграция: подготовительное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, подвижная игра, слушание звукозаписи.

Демонстрационный материал:

 мягкие модули для имитации берлоги; деревья, нарисованные следы животных; звуковые эффекты (вой волков); видео сообщение от лесовичка; набор предметов для угощенья зверей; набор картинок "Дикие животные леса".

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.

 

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о зиме.

Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?

Дети: У нас сейчас зима.

Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?

Дети: Зима приходит после осени.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?

Дети: деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.

Воспитатель: - Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?

Дети: декабрь, январь, февраль

Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?

Дети: потому-то он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.

Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?

Дети: потому что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,

Почему?

Дети: потому-то кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.

Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним зимние народные приметы?

(На экране появляются картинки.)

1. Дым с столбом—к морозу.

2. Если зима снежная-то лето дождливое.

3. Кошка клубком---к морозу.

4. Воробьи дружно чирикают----- к теплу.

5. Сильно блестят зимою звёзды –тоже к морозу.

Воспитатель: Всё правильно, вот какая зимушка зима.

- Ребята, сегодня утром мне на компьютер, пришло волшебное видео сообщение для нашей группы. Хотите узнать что там?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте посмотрим. (Включается видеозапись.)

«Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, отправил вам письмо, потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. Вот смотрите.

И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Как помочь им ребята?»

Воспитатель: - От кого мы получили видео сообщение?

- О чём говорится в этом сообщении?

- Ребята, как нам помочь лесным животным?

Дети: Надо набрать еды и отнести им в лес.

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу? Дети: в лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, косуля, дикий кабан.

Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Давайте поможем диким животным соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес. У меня на столе, смотрите морковка и капуста это для кого?

Дети: для зайца.

Воспитатель: А шишки и грибочек?

Дети: для белочки.

Воспитатель: А рыбка и косточка?

Дети: для лисы и волка.

Воспитатель: Сено, соль, кормушка и семечки?

Дети: для лося и птиц.

(Воспитатель убирает все продукты в корзину.)

Воспитатель: - Ребята, как надо вести себя в лесу?

Дети: нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.

Воспитатель: - А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)

Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.

- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.

- Что нам нужно надеть?

(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)

Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки и корзинку с продуктами для зверей. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.

(Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика под музыку.)

Сколько здесь много снега. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! А вон там и чьи-то следы! Давайте поближе подойдем. И кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал? (подходим к месту, где следы зайца)

- Ребята, чьи это следы? (зайца).

(Показываю картинку зайца.)

- Максим, расскажи ребятам, что ты знаешь о зайцах.

Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.

Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье. Что мы ему оставим? Денис иди, достань с корзинки морковку и капусту и положи на пенек, прибежит заяц обрадуется. (Слышится вой волков – звукозапись.)

Воспитатель: Что это, дети?

Дети: Это воют волки.

Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках). А что Захар знает о волках.

Ребёнок: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.

Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость.)

Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.

(Идем к дереву с дуплом белочки.)

— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? (Воспитатель показывает картинку с изображением белки.)

Воспитатель: Как называется домик белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Кристина расскажи, как белочка зимует? (ответы детей.)

Ребёнок: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Воспитатель: Ну что оставим и белочки угощенье. (Шишки, грибочек.)

- Ребята, чьи это следы?

Дети: Лисы (показ картинки лисы)

Воспитатель: Алеша, а что ты знаешь о лисе.

Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.

Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба).

- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).

А что нам Андрей расскажет про медведя.

Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун.

Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.

Дети: Барсук, еж, суслик.

Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.

А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. След копыта на снегу.

— Кто это? (Ответ детей.)

— Правильно, это лось. А как зимуют лоси?

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим на пенёчек сена, соль.

Воспитатель. Ребята, а это чьи следы?

Дети. Птичек.

Воспитатель. На какие две группы делятся птицы?

Дети. Перелетные и зимующие. А перелётные это, какие птицы?

А зимующие?

- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Дети. Голод.

Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпям зернышек.

Ребята зверей мы покормили теперь можно и поиграть. Вставайте в круг поиграем в игру лиса и заяц. Выберем с помощью считалки лису и зайчика. (Дети в кругу.)

«Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки ушки

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется

Ты, зайчонок убегай и к лисе не попадай».

(Заяц убегает, лиса догоняет.)

Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.

(Дети под музыку имитируют езду на лыжах.)

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.

Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. А зачем мы ходили в зимний лес?

Я думаю, что лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы немножко помогли лесным животным подкормили и. (Звук смс №6.)

Воспитатель: Ребята нам опять на компьютер пришло ещё одно сообщение, давайте посмотрим. (Включается видеописьмо.)

«Спасибо вам ребята за то, что вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Я очень хотел отблагодарить вас и поэтому прислал вам корзину с гостинцами. До свидания ребята! До новых встреч!»

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите здесь и правда, корзинка. Давайте посмотрим что там?

Лесовичок прислал вам конфеты. Спасибо тебе лесовичок.

Возьмите свои конфеты и пойдем в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...