Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраст «Путешествие в морские глубины»
Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах детской деятельности.
Обоснование целесообразности применения ИКТ:
- поддержка мотивационной линии на протяжении НОД;
- активизация речевой деятельности детей.
Цель деятельности: развитие творческого воображения и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства;
закрепление знаний детей об обитателях морских глубин посредством игрового поля.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: активизация познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
- учить детей осмысливать и реализовывать собственный воображаемый замысел;
- пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;
- развивать у детей экологические представления об
обитателях морских глубин и пользе моря для человека;
- развивать любознательность, познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к природе (морю).
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»
- Побуждать к коллективной работе на основе общих интересов.
- Развивать у детей самостоятельность мышления и творческую активность через создание привлекательного игрового пространства.
- Создать условия для развития воображения, фантазии и проявления творческой инициативы.
«Речевое развитие»
- Развивать связную, грамматически правильную речь, формировать умение высказывать свою точку зрения.
- Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: батискаф, морская соль, соляные пещеры, ламинарии, жемчуг, янтарь.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Воспитывать положительное эмоциональное восприятие.
- Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.
«Физическое развитие»
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Обогащать опыт двигательной деятельности детей.
- Приобщать детей к разнообразию двигательной деятельности детей, в том числе связанную с выполнением упражнений.
Тип НОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Материалы и оборудование:
- игровое поле;
- ракушки, камушки, кораблики, пластиковые (рыбки, водоросли, морская трава) и др. мелкие игрушки;
- ИКТ: слайды, видеофильм об обитателях моря, звуки моря, релаксирующая музыка;
- Ноутбук, колонки.
Ход деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап. Вводный. Организационный момент. (3 мин.) | |
Цель этапа: Мотивация детей на деятельность, создание позитивного настроения. | Цель этапа: Организоваться и переключиться на новую деятельность. |
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла?
- Посмотрите, какие они замечательные, интересные. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? - Возьмите раковины, закройте глаза и приложите к уху, послушайте. Что вы слышите?
|
- Ракушки.
Рассматривают ракушки - О море Дети закрывают глаза и слушают ракушки. Ответы детей (шум моря, ветра, волны плещутся о берег…) |
- А кто из вас видел море? Купался в нём? - А вы хотели бы вы отправиться в морское путешествие? |
Ответы детей. - Да! |
- А на чём можно путешествовать по морю? - А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? - Правильно, дети. |
- На корабле, на паруснике, на яхте… Ответы детей. (с помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом) |
А ещё на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью |
- Батискаф |
Слайды № 1 -2 - батискаф (звучит шум моря- «погружение») | |
2 этап. Основной. (24 мин.) | |
Цель этапа: Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства. | Цель этапа: Путешествие в «подводный мир» и выполнение творческих заданий. |
- А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно. | Дети садятся на стульчики полукругом. |
Слайд № 3 - видео фильм о морских обитателях. | |
Педагог включает видеофильм о морских обитателях.
Комментарий педагога к видеофильму.
Медуза. Прозрачная медуза
тихонечко плывёт, к медузе прикоснёшься - как током обожжёт! На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд может вызвать у человека смертельные ожоги, поэтому трогать их нельзя. Питаются медузы мелкими рачками и рыбёшками. Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. Морской ёж.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнётся в кожу человека вынуть её очень сложно. Морские ежи ядовиты, с помощью игл ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, даже бегают.
Акулы - сильные хищники, их даже называют «морскими волками», они очень быстро плавают и имеют много острых зубов, они растут в несколько рядов. Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, многие акулы опасны для человека. Морская звезда- хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звёзды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, морскими ежами. В случае опасности они могут, как ящерицы, отбрасывать часть своего тела. Дельфины - самые разумные обитатели океана, они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми, они легко приручаются человеком, созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их цирковым трюкам. У дельфинов есть собственный язык общения. (Посвистывание и пощёлкивание). Кальмары относятся к головоногим моллюскам, они очень быстроходные обитатели морей, отлично плавают, используя свои щупальца. Тело кальмара состоит из туловища и щупалец. В туловище есть чернильный мешочек. Во время обороны из этого мешочка выходит чернильное облако, которое окутывает всё вокруг и сбивает врага с толку. Некоторые виды кальмаров люди употребляют в пищу. Морской конёк - маленькая симпатичная морская рыбка необычной формы, похожая на шахматную фигурку коня. Необычное строение хвостика позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться за них, почувствовав опасность. Питается морской конёк рачками, креветками, довольно прожорливые, двигаются только вертикально. Морской конёк вынашивает детёнышей в специальной сумке, которая расположена на брюшке конька. Касатка - относится к хищным дельфинам с крепким телосложением, у неё 44 крупных зуба. От дельфинов она отличается чёрно-белой окраской. У касатки слабое зрение, но великолепный слух, благодаря чему она способна обнаружить добычу даже на большой глубине. Осьминог. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят 8 конечностей, на них расположены присоски, которыми он удерживает добычу или прикрепляется к камням на дне. Они могут менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. У осьминогов ядовитая слюна, которой они парализуют добычу. (крабы, рыбы, креветки). Рыба-меч отличается особенностью челюсти в форме меча, вырастает до 3-х метров, рот у неё расположен снизу, плавает она с огромной скоростью из-за развитой мускулатуру и обтекаемой формы. Своим мечом она даже может пробить борт шлюпок и лодок. Меч у неё вырос для защиты, мясо этой рыбы очень вкусное, для рыбаков эта ценная добыча. Скаты - это очень древние рыбы, они родственники акул. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счёт движения плавников, напоминая при этом бабочек. У скатов «расплющенное тело», они бывают разных размеров, могут достигать до 5-ти метров. Скат очень интересно дышит, через отверстия на спине, там же расположены и глаза. Бывают скаты электрические, для обороны, и чтобы убивать добычу. Кит - крупнейшее животное на нашей планете. Самые большие из них – синие киты- достигают длины 30 метров и веса 150 тонн. Предки китов когда-то обитали на суше, но затем снова вернулись в морскую стихию. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей они кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы, а лёгкие у них имеют большой объём, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша. Рыбу-молот ещё называют большеголовая рыба, из семейства акул, имеет боковые выросты на голове, увенчанные глазами. Форма головы служит ей своеобразным стабилизатором при движении и для схватки, нападении с другими рыбами. Она хищник. Морские черепахи полностью приспособлены для жизни в водной среде, лапы их превратились в ласты, среди них есть и хищники, которые питаются моллюсками, и травоядные, которые едят морскую капусту. Размножаются черепахи на суше, они откладывают яйца на песчаных берегах, черепашата вылупившись из яиц, самостоятельно ползут к воде. У Краба широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов 5 пар ножек, передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна, - хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Ребята, из фильма вы увидели, как многообразен мир моря!
|
Восприятие фильма |
- А какие морские обитатели вам больше всего понравились? Воспитатель выключает проектор. |
Ответы детей. |
Этюд «Море» | |
Цель: развитие творческой фантазии, выразительности движений, снятия напряжения. | |
В царстве у морской царицы
Вместо воздуха водица, Вместо подданных – медузы, Кит огромный толстопузый, Краб, моллюск, звезда морская И акула очень злая, Рыба-молот и пила, И большая камбала. А на дне- водолаз Федот, Он здесь гость, а не живёт. |
Дети выполняют движения
в соответствии с текстом, импровизируют.
|
Слайды№ 4--5 «Морское дно» | |
Вы уже знаете ребята, что жизнь на земле произошла из воды, море имеет огромную ценность для людей. Представьте себя исследователями-путешественниками. |
|
- Ребята, хотите создать своё волшебное море и морское дно? (Закройте глаза). Воспитатель раскладывает голубую ткань. - Что нам необходимо для создания морского дна? Правильно, ребята. - А чем ещё оживить морское дно? Какие условия создать для обитания рыб? - Ребята, море скрывает много тайн. А вы знаете, чем ценны водоросли? - В море растут съедобные (бурые) водоросли, ещё их называют, морская капуста или Ламинария. Эти водоросли богаты йодом, содержат много витаминов (A B C D E), такого количества микроэлементов нет ни во фруктах, ни во овощах) |
- Да!!!! Ответы детей. (Песок, ил, камушки, ракушки). Ответы детей. (Водоросли, кораллы). Ответы детей. (рыбы питаются водорослями). Дети выкладывают на морском дне песок, камушки, ракушки и водоросли под звуки моря. |
Слайды№ 6-7-8 «Водоросли» | |
А чем ещё богато море?
Чем оно нас питает? Рыба-это ценный продукт для людей, в ней много микроэлементов, важных для здоровья людей. Рыбы в море очень много, посмотрите, как её добывают.
|
Ответы детей.
(морской рыбой).
|
Слайды№ 9-10-11 «Добыча рыбы» | |
Пальчиковая гимнастика «Осьминог» | |
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка, чтоб играть Эта – чтобы рисовать. Ну, а эта, чтоб нырять, От акулы удирать Эта брюшко - почесать А седьмая и восьмая Маму с папой обнимать |
Дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца.
Дети складывают ладони и «виляют» хвостиком. Дети «чешут» ладони. Дети несколько раз сжимают пальцы в «замок» |
- Ребята, а теперь мы с вами попробуем создать красивое и волшебное море.
Какое красивое море у нас получилось, давайте полюбуемся.
|
Дети подходят к игровому полю, берут плоскостные фигурки рыб, мелкие игрушки-рыбки и «заселяют морское дно». |
Слайды № 12-13-14 «Морская соль» | |
Но это не все секреты моря.
-А вы знаете, что море дарит нам людям ещё и морскую соль. Образуется морская соль под воздействием ветра, путём выпаривания морской воды. Натуральная морская соль собирается вручную, в летнее время, раз в год. |
|
Собранную соль промывают, высушивают и измельчают для получения кристаллов разного размера. Морская соль имеет целебные свойства: снимает стресс, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Люди делают соляные пещеры, чтобы лечиться морской солью.
Воспитатель показывает морскую соль. Морская соль несёт в себе живую энергию, в отличии от поваренной соли. Обычную соль осветляют с помощью хим. отбеливателей, а морская соль не подвергается обработке. |
Дети рассматривают морскую соль и выкладывают её на игровое поле. |
Дыхательная гимнастика. | |
ЦЕЛЬ: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления. | Дети делают дыхательную гимнастику, сидя на корточках,
вокруг игрового поля. |
- Но море, ребята, несёт людям не только пользу, но и красоту.
Много лет назад люди узнали, что внутри некоторых ракушек, образуется жемчуг, очень драгоценный камень. Люди стали нырять в море, доставать ракушки с жемчугом и делать красивые украшения. |
|
Слайды№ 15,16,17 «Жемчуг» | |
Продуктивная деятельность детей «Жемчужинка в раковине»
под фонограмму. |
|
Давайте ребята создадим свои ракушки с жемчугом для нашего подводного мира.
|
Дети рассматривают жемчуг,
они выбирают «раковины» и вставляют «жемчужинки-бусинки» в них. |
- Дети, а ещё в море образуется драгоценный камень-янтарь. Морской волной выносит на песчаное побережье эти драгоценные камни. После обработки люди делают из них красивые украшения и красивые картины с янтарём. | Дети рассматривают янтарные бусы и картины из янтаря.
|
Слайды № 18,19,20 «Янтарь» | |
Игра «Придумай необычного морского обитателя» | |
Цель: Развивать у детей творческое воображение и фантазию. | Цель: практическое использование творческой фантазии. |
Вот сколько чудес таит в себе море.
А давайте украсим наше морское дно необычными морскими обитателями и рыбами с помощью камушков и ракушек.
|
Дети самостоятельно выполняют творческое задание:
берут разные цветные камушки, маленькие ракушки и выкладывают на игровом поле необычных рыб и морских обитателей и дают им названия (китомеч, кальмаромолот и др.) |
Но главное ребята, что все люди стремятся отдохнуть на море. Почему? Кто знает? | Ответы детей. |
Правильно, ребята, морской воздух, морская вода, и даже морской песок обладают волшебными целебными свойствами, способными благотворно влиять на здоровье людей. Морская вода содержит множество минералов, которые питают и укрепляют кожу, волосы и ногти. Плавание в морской воде улучшает циркуляцию крови, дети не будут болеть. |
|
Слайд № 21,22 «Отдых детей на море» | |
3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3 мин.) | |
Цель: Организация рефлексии и самооценки детьми своей
деятельности. |
|
Ребята, какой красивый подводный мир мы с вами «создали», как много нового вы узнали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно жить.
- Дети, наше путешествие подошло к концу и мы должны возвращаться в детский сад. А на память об увлекательном путешествии мы возьмём эти «жемчужинки» с собой. - Занимайте места в батискафе, поднимаемся с морских глубин. |
Дети берут свои ракушки, встают в круг, закрывают глаза, звучит музыка. |
Звучит фонограмма. Слайд №23 «Батискаф» | |
-Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Что нового вы узнали? -Что больше всего вас удивило в морских глубинах? Ребята, надеюсь, что наше путешествие в таинственный мир подводного царства стало для вас интересным и познавательным. |
Дети высказывают свои впечатления от «морского путешествия». |
Ссылки на материалы электронных источников:
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-srednei-grupe-na-temu-domashnie-zhivotnye.html
- https://yandex.ru/video/search?filmId=4262138012858907935&text=детские%20видео%20о%20морских%20обитателях&noreask=1&path=wizard
- https://www.youtube.com/watch?v=PkLtnzV5q8I
- https://www.youtube.com/watch?v=MV1q0RGbRyY
- http://muzofon.com/search/звуки+шум+моря
- https://yandex.ru/video/search?filmId=6130205116157028715&text=видео%20моря%20со%20звуком%20прибоя&noreask=1&path=wizard
Читайте также |
---|
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»