Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраст «Путешествие в морские глубины»

 

Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах детской деятельности.

Обоснование целесообразности применения ИКТ:

  • поддержка мотивационной линии на протяжении НОД;
  • активизация речевой деятельности детей.

Цель деятельности: развитие творческого воображения и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства;

закрепление знаний детей об обитателях морских глубин посредством игрового поля.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: активизация познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

  • учить детей осмысливать и реализовывать собственный воображаемый замысел;
  • пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;
  • развивать у детей экологические представления об

обитателях морских глубин и пользе моря для человека;

  • развивать любознательность, познавательную активность;
  • воспитывать бережное отношение к природе (морю).

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Побуждать к коллективной работе на основе общих интересов.
  • Развивать у детей самостоятельность мышления и творческую активность через создание привлекательного игрового пространства.
  • Создать условия для развития воображения, фантазии и проявления творческой инициативы.

«Речевое развитие»

  • Развивать связную, грамматически правильную речь, формировать умение высказывать свою точку зрения.
  • Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: батискаф, морская соль, соляные пещеры, ламинарии, жемчуг, янтарь.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Воспитывать положительное эмоциональное восприятие.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

«Физическое развитие»

  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Обогащать опыт двигательной деятельности детей.
  • Приобщать детей к разнообразию двигательной деятельности детей, в том числе связанную с выполнением упражнений.

Тип НОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.

Материалы и оборудование:

  • игровое поле;
  • ракушки, камушки, кораблики, пластиковые (рыбки, водоросли, морская трава) и др. мелкие игрушки;
  • ИКТ: слайды, видеофильм об обитателях моря, звуки моря, релаксирующая музыка;
  • Ноутбук, колонки.

Ход деятельности:

Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап. Вводный. Организационный момент. (3 мин.)
Цель этапа: Мотивация детей на деятельность, создание позитивного настроения. Цель этапа: Организоваться и переключиться на новую деятельность.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла?

- Посмотрите, какие они замечательные, интересные.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Возьмите раковины, закройте глаза и приложите к уху, послушайте. Что вы слышите?

 

 

 

- Ракушки.

Рассматривают ракушки

- О море

Дети закрывают глаза и слушают ракушки.

Ответы детей (шум моря, ветра, волны плещутся о берег…)

- А кто из вас видел море? Купался в нём?

- А вы хотели бы вы отправиться в морское путешествие?

Ответы детей.

- Да!

- А на чём можно путешествовать по морю?

- А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

- Правильно, дети.

- На корабле, на паруснике, на яхте…

Ответы детей.

(с помощью подводной лодки;

нырнуть с аквалангом)

А ещё на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.

Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью

- Батискаф
Слайды № 1 -2 - батискаф (звучит шум моря- «погружение»)
2 этап. Основной. (24 мин.)
Цель этапа: Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства. Цель этапа: Путешествие в «подводный мир» и выполнение творческих заданий.
- А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно. Дети садятся на стульчики полукругом.
Слайд № 3 - видео фильм о морских обитателях.
Педагог включает видеофильм о морских обитателях.
Комментарий педагога к видеофильму.
Медуза. Прозрачная медуза

тихонечко плывёт,

к медузе прикоснёшься -

как током обожжёт!

На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд может вызвать у человека смертельные ожоги, поэтому трогать их нельзя. Питаются медузы мелкими рачками и рыбёшками. Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. Глубоководные медузы способны светиться в темноте.

Морской ёж.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнётся в кожу человека вынуть её очень сложно. Морские ежи ядовиты, с помощью игл ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, даже бегают.

Акулы - сильные хищники, их даже называют «морскими волками», они очень быстро плавают и имеют много острых зубов, они растут в несколько рядов. Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, многие акулы опасны для человека.

Морская звезда- хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звёзды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, морскими ежами. В случае опасности они могут, как ящерицы, отбрасывать часть своего тела.

Дельфины - самые разумные обитатели океана, они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми, они легко приручаются человеком, созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их цирковым трюкам. У дельфинов есть собственный язык общения. (Посвистывание и пощёлкивание).

Кальмары относятся к головоногим моллюскам, они очень быстроходные обитатели морей, отлично плавают, используя свои щупальца. Тело кальмара состоит из туловища и щупалец. В туловище есть чернильный мешочек. Во время обороны из этого мешочка выходит чернильное облако, которое окутывает всё вокруг и сбивает врага с толку. Некоторые виды кальмаров люди употребляют в пищу.

Морской конёк - маленькая симпатичная морская рыбка необычной формы, похожая на шахматную фигурку коня. Необычное строение хвостика позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться за них, почувствовав опасность. Питается морской конёк рачками, креветками, довольно прожорливые, двигаются только вертикально. Морской конёк вынашивает детёнышей в специальной сумке, которая расположена на брюшке конька.

Касатка - относится к хищным дельфинам с крепким телосложением, у неё 44 крупных зуба. От дельфинов она отличается чёрно-белой окраской. У касатки слабое зрение, но великолепный слух, благодаря чему она способна обнаружить добычу даже на большой глубине.

Осьминог. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят 8 конечностей, на них расположены присоски, которыми он удерживает добычу или прикрепляется к камням на дне. Они могут менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. У осьминогов ядовитая слюна, которой они парализуют добычу. (крабы, рыбы, креветки).

Рыба-меч отличается особенностью челюсти в форме меча, вырастает до 3-х метров, рот у неё расположен снизу, плавает она с огромной скоростью из-за развитой мускулатуру и обтекаемой формы. Своим мечом она даже может пробить борт шлюпок и лодок. Меч у неё вырос для защиты, мясо этой рыбы очень вкусное, для рыбаков эта ценная добыча.

Скаты - это очень древние рыбы, они родственники акул. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счёт движения плавников, напоминая при этом бабочек. У скатов «расплющенное тело», они бывают разных размеров, могут достигать до 5-ти метров. Скат очень интересно дышит, через отверстия на спине, там же расположены и глаза. Бывают скаты электрические, для обороны, и чтобы убивать добычу.

Кит - крупнейшее животное на нашей планете. Самые большие из них – синие киты- достигают длины 30 метров и веса 150 тонн. Предки китов когда-то обитали на суше, но затем снова вернулись в морскую стихию. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей они кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы, а лёгкие у них имеют большой объём, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша.

Рыбу-молот ещё называют большеголовая рыба, из семейства акул, имеет боковые выросты на голове, увенчанные глазами. Форма головы служит ей своеобразным стабилизатором при движении и для схватки, нападении с другими рыбами. Она хищник.

Морские черепахи полностью приспособлены для жизни в водной среде, лапы их превратились в ласты, среди них есть и хищники, которые питаются моллюсками, и травоядные, которые едят морскую капусту. Размножаются черепахи на суше, они откладывают яйца на песчаных берегах, черепашата вылупившись из яиц, самостоятельно ползут к воде.

У Краба широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов 5 пар ножек, передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна, - хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

Ребята, из фильма вы увидели, как многообразен мир моря!

 

Восприятие фильма

- А какие морские обитатели вам больше всего понравились?

Воспитатель выключает проектор.

Ответы детей.
Этюд «Море»
Цель: развитие творческой фантазии, выразительности движений, снятия напряжения.
В царстве у морской царицы

Вместо воздуха водица,

Вместо подданных – медузы,

Кит огромный толстопузый,

Краб, моллюск, звезда морская

И акула очень злая,

Рыба-молот и пила,

И большая камбала.

А на дне- водолаз Федот,

Он здесь гость, а не живёт.

Дети выполняют движения

в соответствии с текстом,

импровизируют.

 

Слайды№ 4--5 «Морское дно»
Вы уже знаете ребята, что жизнь на земле произошла из воды, море имеет огромную ценность для людей. Представьте себя исследователями-путешественниками.

 

- Ребята, хотите создать своё волшебное море и морское дно? (Закройте глаза).

Воспитатель раскладывает голубую ткань.

- Что нам необходимо для создания морского дна?

Правильно, ребята.

- А чем ещё оживить морское дно?

Какие условия создать для обитания рыб?

- Ребята, море скрывает много тайн.

А вы знаете, чем ценны водоросли?

- В море растут съедобные (бурые) водоросли, ещё их называют, морская капуста или Ламинария. Эти водоросли богаты йодом, содержат много витаминов (A B C D E), такого количества микроэлементов нет ни во фруктах, ни во овощах)

- Да!!!!

Ответы детей. (Песок, ил, камушки, ракушки).

Ответы детей. (Водоросли, кораллы).

Ответы детей. (рыбы питаются водорослями).

Дети выкладывают на морском дне песок, камушки, ракушки и водоросли под звуки моря.

Слайды№ 6-7-8 «Водоросли»
А чем ещё богато море?

Чем оно нас питает?

Рыба-это ценный продукт для людей, в ней много микроэлементов, важных для здоровья людей. Рыбы в море очень много, посмотрите, как её добывают.

 

Ответы детей.

(морской рыбой).

 

 

Слайды№ 9-10-11 «Добыча рыбы»
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Эта ножка, чтобы кушать,

Эта ножка, чтоб играть

Эта – чтобы рисовать.

Ну, а эта, чтоб нырять,

От акулы удирать

Эта брюшко - почесать

А седьмая и восьмая

Маму с папой обнимать

Дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца.

Дети складывают ладони и «виляют» хвостиком.

Дети «чешут» ладони.

Дети несколько раз сжимают пальцы в «замок»

- Ребята, а теперь мы с вами попробуем создать красивое и волшебное море.

Какое красивое море у нас получилось, давайте полюбуемся.

 

 

Дети подходят к игровому полю, берут плоскостные фигурки рыб, мелкие игрушки-рыбки и «заселяют морское дно».
Слайды № 12-13-14 «Морская соль»
Но это не все секреты моря.

-А вы знаете, что море дарит нам людям ещё и морскую соль.

Образуется морская соль под воздействием ветра, путём выпаривания морской воды. Натуральная морская соль

собирается вручную, в летнее время, раз в год.

 

Собранную соль промывают, высушивают и измельчают для получения кристаллов разного размера. Морская соль имеет целебные свойства: снимает стресс, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Люди делают соляные пещеры, чтобы лечиться морской солью.

Воспитатель показывает морскую соль.

Морская соль несёт в себе живую энергию, в отличии от поваренной соли. Обычную соль осветляют с помощью хим. отбеливателей, а морская соль не подвергается обработке.

Дети рассматривают морскую соль и выкладывают её на игровое поле.
Дыхательная гимнастика.
ЦЕЛЬ: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления. Дети делают дыхательную гимнастику, сидя на корточках,

вокруг игрового поля.

- Но море, ребята, несёт людям не только пользу, но и красоту.

Много лет назад люди узнали, что внутри некоторых ракушек, образуется жемчуг, очень драгоценный камень. Люди стали нырять в море, доставать ракушки с жемчугом и делать красивые украшения.

 

Слайды№ 15,16,17 «Жемчуг»
Продуктивная деятельность детей «Жемчужинка в раковине»

под фонограмму.

Давайте ребята создадим свои ракушки с жемчугом для нашего подводного мира.

 

Дети рассматривают жемчуг,

они выбирают «раковины» и вставляют «жемчужинки-бусинки» в них.

- Дети, а ещё в море образуется драгоценный камень-янтарь. Морской волной выносит на песчаное побережье эти драгоценные камни. После обработки люди делают из них красивые украшения и красивые картины с янтарём. Дети рассматривают янтарные бусы и картины из янтаря.

 

Слайды № 18,19,20 «Янтарь»
Игра «Придумай необычного морского обитателя»
Цель: Развивать у детей творческое воображение и фантазию. Цель: практическое использование творческой фантазии.
Вот сколько чудес таит в себе море.

А давайте украсим наше морское дно необычными морскими обитателями и рыбами с помощью камушков и ракушек.

 

Дети самостоятельно выполняют творческое задание:

берут разные цветные камушки, маленькие ракушки и выкладывают на игровом поле необычных рыб и морских обитателей и дают им названия (китомеч, кальмаромолот и др.)

Но главное ребята, что все люди стремятся отдохнуть на море. Почему? Кто знает? Ответы детей.
Правильно, ребята, морской воздух, морская вода, и даже морской песок обладают волшебными целебными свойствами, способными благотворно влиять на здоровье людей. Морская вода содержит множество минералов, которые питают и укрепляют кожу, волосы и ногти. Плавание в морской воде улучшает циркуляцию крови, дети не будут болеть.

 

Слайд № 21,22 «Отдых детей на море»
3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3 мин.)
Цель: Организация рефлексии и самооценки детьми своей

деятельности.

Ребята, какой красивый подводный мир мы с вами «создали», как много нового вы узнали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно жить.

- Дети, наше путешествие подошло к концу и мы должны возвращаться в детский сад.

А на память об увлекательном путешествии мы возьмём эти «жемчужинки» с собой.

- Занимайте места в батискафе, поднимаемся с морских глубин.

Дети берут свои ракушки, встают в круг, закрывают глаза, звучит музыка.
Звучит фонограмма. Слайд №23 «Батискаф»
-Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Что нового вы узнали?

-Что больше всего вас удивило в морских глубинах?

Ребята, надеюсь, что наше путешествие в таинственный мир подводного царства стало для вас интересным и познавательным.

Дети высказывают свои впечатления от «морского путешествия».

Ссылки на материалы электронных источников:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-srednei-grupe-na-temu-domashnie-zhivotnye.html
  2. https://yandex.ru/video/search?filmId=4262138012858907935&text=детские%20видео%20о%20морских%20обитателях&noreask=1&path=wizard
  3. https://www.youtube.com/watch?v=PkLtnzV5q8I
  4. https://www.youtube.com/watch?v=MV1q0RGbRyY
  5. http://muzofon.com/search/звуки+шум+моря
  6. https://yandex.ru/video/search?filmId=6130205116157028715&text=видео%20моря%20со%20звуком%20прибоя&noreask=1&path=wizard


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Читайте также

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...