Сайт для воспитателей детских садов



Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Моя внутренняя кухня»

 

Цель: сформировать у детей представления о наличии в человеке внутренней системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу.

Задачи:

- Образовательные:

1. формировать представление о функции ротовой полости, пищевода, толстого и тонкого кишечника, печени;

2. оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостях и закономерностях в изучаемых явлениях.

- Развивающие:

1. развивать коммуникативные навыки детей, обогащать активный словарь терминами из области «анатомия»;

2.стимулировать познавательно – творческую активность детей;

3.способствовать игровому моделированию ситуаций по созданию силуэта человека.

- Воспитательные:

1. воспитывать желание заботиться о своём организме;

2. способствовать применению знаний на практике;

3. создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Подготовка воспитателя:

- изучила материалы по теме: анатомия для дошкольников;

- пособие «формирование представлений о себе у старших дошкольников» (автор – составитель М.Н. Сигимова, – Волгоград: Учитель, 2009);

- написала конспект образовательной деятельности;

- подготовила демонстрационный материал, инструментарий для экспериментов.

Предварительная работа:

- проведен цикл мероприятий по теме: «формирование представлений о себе».

Материалы:

- лимон, сахар, соль, рисунок языка; зубная паста, пирожок, рисунок пищевода, желудка, наждачная бумага; салфетки столовые, рисунок кишечника; рисунок печени, вода, «вредные микробы» - рваная бумага; плакат «силуэт человека»; памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи».

 

Памятка

Правила правильного жевания и глотания пищи.

  • Не ешь много жирной, острой и жареной пищи.
  • Никогда не набивай пищей полный рот.
  • Не глотай до тех пор, пока всё как следует не прожуёшь.
  • Когда жуёшь, рот должен быть закрытым.
  • Не разговаривай, когда жуёшь; можно начать говорить, когда во рту нет пищи.
  • Никогда не переедай.
  • Пей только тогда, когда во рту ничего нет; не старайся с помощью питья проглотить еду, которую плохо прожевал; тогда у тебя не будет ни икоты, ни боли в животе от большого количества газа.
  • Не ешь незнакомую пищу без разрешения взрослых.

Приложение №1

Игра « Кто в твой «домик» в гости пришел?»

Сначала дети кладут на язык небольшие кусочки сахара, чеснока, лимона, соли

и определяют, на каком месте своего языка они почувствовали сладкий вкус, кислый, солёный, горький. Затем эта же игра проводится с закрытыми глазами.

Игра – путешествие «Внутренняя кухня человека»

- Дети, вы любите путешествовать? (да)

- На каком виде транспорта кто из вас ездил? (на машине, на поезде….)

- А где же вы обедали в поезде? (ответы детей)

- Как называется этот вагон?

- Правильно, вагон – ресторан. Его даже можно назвать «кухней» на колёсах.

А знаете ли вы, дети, что у каждого из нас внутри нашего организма (показываю на область живота) тоже спрятана такая же «кухня» на «колёсиках» и сегодня мы с вами будем по ней путешествовать. Она состоит из нескольких «комнаток».

(По группе расставлены столы – «комнатки» - ротовая полость; пищевод; желудок; толстый и тонкий кишечник; печень.)

В каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую.

- Угадайте, кто живет в первой «комнатке»?

  • - Вокруг проруби сидят белые голубки (рот, зубы).
  • - Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
  • - Красная лисица из своей норки не выходит (язык).

- Для чего человеку язык? (Помогает общаться друг с другом, различать пищу.)

Предлагаю детям встать перед зеркалом, высунуть язык, внимательно его рассмотреть и рассказать, что они на нем увидели.

Обобщаю высказывания детей: «бугорочки, которые вы увидели друг у друга на языке невооруженным глазом называют вкусовыми почками языка»

- Кто из вас догадался, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Они как пограничный пост: проверяют на вкус всех тех, кто пытается пробраться каждый день в нашу внутреннюю кухню. Вкусовые почки языка, как и мы с вами тоже бывают разными.

Одни из них замечают только соленое, другие – сладкое, третьи – кислое, четвертые – горькое.

В каждом таком бугорочке – почке находятся несколько чувствительных клеточек с волосками. Как только, например, кусочек соленого огурчика попадает на специальную вкусовую почку, которая различает только соленое, то тотчас же нервная клеточка посылает сигнал мозгу: «Внимание! Пришел соленый гость!»

(Показываю детям забавный рисунок – изображение языка.)

- Хотите мы с вами проверим, как работает язык? (Проводится игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?».) (См. приложение 1.)

Теперь я пригашаю Вас во 2ю и 3ю «комнатку» внутренней кухни человека: пищевод и желудок.

Мы совершим с вами необыкновенное путешествие вот с этим пирожком. (Показываю заранее испеченный большой пирог.)

- Понюхайте его.

- Кто сообщил вам, что пирожок имеет приятный запах? (Ответы детей.)

-Верно, это нервные клеточки, живущие в вашем носу, почувствовали приятный запах и передали в мозг специальный сигнал. А уж ваш мозг сказал: «Тебе хочется попробовать пирожок? Попробуй!» (Каждый ребенок кладет в рот кусочек пирожка.)

- Что происходит во рту с вашим пирожком?

- Почему он превратился в мягкий комочек? (Заработали слюнные железы.)

- Теперь проглотите его.

- Как вы думаете, дети, куда дальше отправился наш комочек пирожка? Он помчался, как вагончик, вот по этому тоннелю. (Показываю на цветной таблице пищевод.)

Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом. (Повторяю с детьми хором новое слово.)

- Кто почувствовал, как мягкий кусочек пирожка проскочил по тоннелю – пищеводу? Это произошло за семь секунд.

- А знаете, кто его так быстро протолкнул? Это сделали мышцы, находящиеся в стенках пищевода. Они сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно со мной совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размельченный продукт.

- Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем из тюбика зубную пасту

(Предлагаю детям показать практические действия с тюбиком зубной пасты.)

- Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней кухни – пищеводе.

А вот и третья « комнатка», в которую попадает наш кусочек пирожка (Показываю детям на рисунке желудок.)

Это – желудок. Его еще можно шутливо назвать волшебной «кастрюлей – скороваркой»

- Кто из вас догадался, что сейчас происходит в желудке с нашим кусочком пирожка?

- Да, дети, он начал перевариваться, превращаться в жидкую кашицу с помощью слюны во рту и желудочного сока в желудке. Стенки желудка можно сравнить с наждачной бумагой.

Предлагаю провести эксперимент: на кусочке наждачной бумаги растереть кусочек пирога.

Затем предлагаю показать на себе местоположение желудка: с левой стороны, там, где кончаются рёбра.

Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одним органом нашего организма, который является жителем четвёртой « комнатки» - это тонкий и толстый кишечник.

(Показываю рисунок.)

- Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую кашицу – то, что осталось от пирожка или другого съеденного вами продукта, - и кормят все ваши клеточки.

- Каждая ворсиночка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества.

Предлагаю эксперимент: разливаем воду на столе и кладём на неё полотенце или бумажные салфетки.

- Что произошло с водой? (Ответы детей.)

- Правильно, она впиталась в полотенце, салфетки. То же самое происходит в тонкой кишке.

- Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка?

(Ответы детей.)

- Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Она как хороший хозяин забирает в себя, оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышц выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет.

Показываю детям рисунок самого крупного органа печени.

- Как вы думаете, что это? Как это называется? (Ответы детей.)

- Это печень, наша «пограничная застава». Она очищает кровь от вредных веществ. И если в наш организм случайно попадет вредное, ядовитое вещество, то наша «пограничная застава» - печень – разрушит и выведет из организма.

Предлагаю обсудить и обыграть ситуацию «ты нечаянно съел вкусное, но невымытое яблоко». Несколько детей выполняют этюд «ой, ой, болит живот». Они ходят, согнувшись по группе, прижав к животу руки с измученным выражением на лице, жалуются, что у них болит живот. «Мы болеем, кто поможет нам в беде?»

В это время я раздаю в руки «больным» детям обрывки бумаги – модели вредных микробов.

Другая подгруппа детей, выступая в роли «пограничной заставы» - печени, у каждого «больного» забирает обрывки бумаги «вредные микробы» и уничтожает их: выбрасывает в определенное место.

В конце путешествия мы с детьми оказываемся около силуэта человека, который просит нас распределить органы - «комнатки» по своим местам. (Дети расставляют на схеме органы.)

Улыбающийся человек дарит детям памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи» со словами: «Будьте всегда здоровы. Помните, что здоровье вы держите в своих руках. Запомните эти правила и научите им своих близких».

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо, замечательная работа!!!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт