Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Моя внутренняя кухня»
Цель: сформировать у детей представления о наличии в человеке внутренней системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу.
Задачи:
- Образовательные:
1. формировать представление о функции ротовой полости, пищевода, толстого и тонкого кишечника, печени;
2. оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостях и закономерностях в изучаемых явлениях.
- Развивающие:
1. развивать коммуникативные навыки детей, обогащать активный словарь терминами из области «анатомия»;
2.стимулировать познавательно – творческую активность детей;
3.способствовать игровому моделированию ситуаций по созданию силуэта человека.
- Воспитательные:
1. воспитывать желание заботиться о своём организме;
2. способствовать применению знаний на практике;
3. создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Подготовка воспитателя:
- изучила материалы по теме: анатомия для дошкольников;
- пособие «формирование представлений о себе у старших дошкольников» (автор – составитель М.Н. Сигимова, – Волгоград: Учитель, 2009);
- написала конспект образовательной деятельности;
- подготовила демонстрационный материал, инструментарий для экспериментов.
Предварительная работа:
- проведен цикл мероприятий по теме: «формирование представлений о себе».
Материалы:
- лимон, сахар, соль, рисунок языка; зубная паста, пирожок, рисунок пищевода, желудка, наждачная бумага; салфетки столовые, рисунок кишечника; рисунок печени, вода, «вредные микробы» - рваная бумага; плакат «силуэт человека»; памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи».
Памятка
Правила правильного жевания и глотания пищи.
- Не ешь много жирной, острой и жареной пищи.
- Никогда не набивай пищей полный рот.
- Не глотай до тех пор, пока всё как следует не прожуёшь.
- Когда жуёшь, рот должен быть закрытым.
- Не разговаривай, когда жуёшь; можно начать говорить, когда во рту нет пищи.
- Никогда не переедай.
- Пей только тогда, когда во рту ничего нет; не старайся с помощью питья проглотить еду, которую плохо прожевал; тогда у тебя не будет ни икоты, ни боли в животе от большого количества газа.
- Не ешь незнакомую пищу без разрешения взрослых.
Приложение №1
Игра « Кто в твой «домик» в гости пришел?»
Сначала дети кладут на язык небольшие кусочки сахара, чеснока, лимона, соли
и определяют, на каком месте своего языка они почувствовали сладкий вкус, кислый, солёный, горький. Затем эта же игра проводится с закрытыми глазами.
Игра – путешествие «Внутренняя кухня человека»
- Дети, вы любите путешествовать? (да)
- На каком виде транспорта кто из вас ездил? (на машине, на поезде….)
- А где же вы обедали в поезде? (ответы детей)
- Как называется этот вагон?
- Правильно, вагон – ресторан. Его даже можно назвать «кухней» на колёсах.
А знаете ли вы, дети, что у каждого из нас внутри нашего организма (показываю на область живота) тоже спрятана такая же «кухня» на «колёсиках» и сегодня мы с вами будем по ней путешествовать. Она состоит из нескольких «комнаток».
(По группе расставлены столы – «комнатки» - ротовая полость; пищевод; желудок; толстый и тонкий кишечник; печень.)
В каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую.
- Угадайте, кто живет в первой «комнатке»?
- - Вокруг проруби сидят белые голубки (рот, зубы).
- - Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
- - Красная лисица из своей норки не выходит (язык).
- Для чего человеку язык? (Помогает общаться друг с другом, различать пищу.)
Предлагаю детям встать перед зеркалом, высунуть язык, внимательно его рассмотреть и рассказать, что они на нем увидели.
Обобщаю высказывания детей: «бугорочки, которые вы увидели друг у друга на языке невооруженным глазом называют вкусовыми почками языка»
- Кто из вас догадался, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Они как пограничный пост: проверяют на вкус всех тех, кто пытается пробраться каждый день в нашу внутреннюю кухню. Вкусовые почки языка, как и мы с вами тоже бывают разными.
Одни из них замечают только соленое, другие – сладкое, третьи – кислое, четвертые – горькое.
В каждом таком бугорочке – почке находятся несколько чувствительных клеточек с волосками. Как только, например, кусочек соленого огурчика попадает на специальную вкусовую почку, которая различает только соленое, то тотчас же нервная клеточка посылает сигнал мозгу: «Внимание! Пришел соленый гость!»
(Показываю детям забавный рисунок – изображение языка.)
- Хотите мы с вами проверим, как работает язык? (Проводится игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?».) (См. приложение 1.)
Теперь я пригашаю Вас во 2ю и 3ю «комнатку» внутренней кухни человека: пищевод и желудок.
Мы совершим с вами необыкновенное путешествие вот с этим пирожком. (Показываю заранее испеченный большой пирог.)
- Понюхайте его.
- Кто сообщил вам, что пирожок имеет приятный запах? (Ответы детей.)
-Верно, это нервные клеточки, живущие в вашем носу, почувствовали приятный запах и передали в мозг специальный сигнал. А уж ваш мозг сказал: «Тебе хочется попробовать пирожок? Попробуй!» (Каждый ребенок кладет в рот кусочек пирожка.)
- Что происходит во рту с вашим пирожком?
- Почему он превратился в мягкий комочек? (Заработали слюнные железы.)
- Теперь проглотите его.
- Как вы думаете, дети, куда дальше отправился наш комочек пирожка? Он помчался, как вагончик, вот по этому тоннелю. (Показываю на цветной таблице пищевод.)
Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом. (Повторяю с детьми хором новое слово.)
- Кто почувствовал, как мягкий кусочек пирожка проскочил по тоннелю – пищеводу? Это произошло за семь секунд.
- А знаете, кто его так быстро протолкнул? Это сделали мышцы, находящиеся в стенках пищевода. Они сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно со мной совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размельченный продукт.
- Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем из тюбика зубную пасту
(Предлагаю детям показать практические действия с тюбиком зубной пасты.)
- Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней кухни – пищеводе.
А вот и третья « комнатка», в которую попадает наш кусочек пирожка (Показываю детям на рисунке желудок.)
Это – желудок. Его еще можно шутливо назвать волшебной «кастрюлей – скороваркой»
- Кто из вас догадался, что сейчас происходит в желудке с нашим кусочком пирожка?
- Да, дети, он начал перевариваться, превращаться в жидкую кашицу с помощью слюны во рту и желудочного сока в желудке. Стенки желудка можно сравнить с наждачной бумагой.
Предлагаю провести эксперимент: на кусочке наждачной бумаги растереть кусочек пирога.
Затем предлагаю показать на себе местоположение желудка: с левой стороны, там, где кончаются рёбра.
Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одним органом нашего организма, который является жителем четвёртой « комнатки» - это тонкий и толстый кишечник.
(Показываю рисунок.)
- Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую кашицу – то, что осталось от пирожка или другого съеденного вами продукта, - и кормят все ваши клеточки.
- Каждая ворсиночка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества.
Предлагаю эксперимент: разливаем воду на столе и кладём на неё полотенце или бумажные салфетки.
- Что произошло с водой? (Ответы детей.)
- Правильно, она впиталась в полотенце, салфетки. То же самое происходит в тонкой кишке.
- Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка?
(Ответы детей.)
- Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Она как хороший хозяин забирает в себя, оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышц выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет.
Показываю детям рисунок самого крупного органа печени.
- Как вы думаете, что это? Как это называется? (Ответы детей.)
- Это печень, наша «пограничная застава». Она очищает кровь от вредных веществ. И если в наш организм случайно попадет вредное, ядовитое вещество, то наша «пограничная застава» - печень – разрушит и выведет из организма.
Предлагаю обсудить и обыграть ситуацию «ты нечаянно съел вкусное, но невымытое яблоко». Несколько детей выполняют этюд «ой, ой, болит живот». Они ходят, согнувшись по группе, прижав к животу руки с измученным выражением на лице, жалуются, что у них болит живот. «Мы болеем, кто поможет нам в беде?»
В это время я раздаю в руки «больным» детям обрывки бумаги – модели вредных микробов.
Другая подгруппа детей, выступая в роли «пограничной заставы» - печени, у каждого «больного» забирает обрывки бумаги «вредные микробы» и уничтожает их: выбрасывает в определенное место.
В конце путешествия мы с детьми оказываемся около силуэта человека, который просит нас распределить органы - «комнатки» по своим местам. (Дети расставляют на схеме органы.)
Улыбающийся человек дарит детям памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи» со словами: «Будьте всегда здоровы. Помните, что здоровье вы держите в своих руках. Запомните эти правила и научите им своих близких».
Читайте также |
---|
Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…
Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...
Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»
Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...