Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми 4-5 лет
Тема «Русская печь»
Программные задачи. Продолжать знакомить детей с народной культурой. Уточнить представление о строении печи (печь, труба, лежанка, свод – место для разведения огня) и назначении (обогрев дома, приготовление еды). Создать проблемную ситуацию – предложить добавить огонь и дым (из бумажных салфеток). Формировать знания детей о значении огня в жизни человека, о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.
Материалы, оборудование. Картинки с изображением огня (доброго и злого), картинка с изображением печки. У каждого ребенка и педагога набор строительного материала для постройки печи, тарелочка с бумажными салфетками красного и белого цвета, по 5 спичек без серы, проектор.
Ход.
Воспитатель приглашает детей присесть на стулья, задает вопрос: «Любите ли вы сказки?». Раздается звук, который оповещает о том, что пришло звуковое письмо. На экране проектора появляется картинка с изображением героев сказки «Зимовье». Воспитатель уточняет у детей, узнали ли они из какой сказки эти герои, предлагает послушать запись письма: «Здравствуйте ребята! Мы герои сказки «Зимовье». Решили в лесу жить, построили избушку. Но вот наступила зима, стало холодно не только на улице, но и в нашей избушке. Мы замерзли, хочется скорее согреться. Бык собрал сухих веток и хочет разжечь огонь прямо посреди избы. Но мы сомневаемся, можно ли так поступить. Подскажите, как нам быть? Ждем вашего ответа».
Воспитатель спрашивает у детей, согласны ли они помочь героям сказки, уточняют, можно разжигать огонь на полу в доме? Куда можно поместить огонь, чтобы он стал безопасным и согревал (печь). Приходим к выводу, что героям сказки нужно построить печь, а дети обязательно подскажут, как ее сделать.
Далее воспитатель показывает две картинки с изображением огня доброго и злого. Уточняют, какой огонь злой, какой добрый, как догадались и показывают мимикой лица злой и добрый огонь. Игра «Огонь добрый, огонь злой». Воспитатель начинает предложение, дети его заканчивают и показывают злой или добрый огонь.
- Дети играли со спичками на ковре и (загорелся ковер, мебель…).
- Огонь в печи, газовой плите помогает (разогреть, приготовить еду).
- Из печки выпал горящий уголек и (загорелся пол, дом).
- Елку украсили горящими свечами и (загорелась елка).
- В лесу не потушили костер и (загорелся весь лес).
Затем воспитатель предлагает детям вспомнить историю о том, как огонь стал служить человеку, рассказать и показать ее. Дети выполняют разминку под музыку.
- Когда-то давно был огонь опасным и задиристым,
гулял, где хотел, сжигал все на своем пути и был злейшим врагом всего живого. |
кисти рук подняты вверх, пальцы двигаются, изображая движение пламени |
Повстречал огонь человека и говорит: | ходьба на месте |
- Слушай, человек, давай померимся
силой. |
показать силача
|
Согласился человек и начался бой. | кулаки обеих рук встречаются друг с другом |
Заманил человек огонь к реке.
Сам прыгнул в воду и огонь за ним. |
руки показывают волны
|
Схватил человек мокрой рукой язык
пламени и хотел затушить. |
правой рукой обхватить пальцы
левой руки |
Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить. |
сложить ладони вместе на уровне
груди
|
Пожалел человек огонь
и поселил в своем жилище. |
погладить правой рукой левую,
показать крышу дома. |
Дети присаживаются на стулья. Воспитатель говорит о том, что люди для огня сделали дом, спрашивает у детей, как называется дом для огня (печь). Печь считается самой главной в доме, почему? – Печь обогревает дом, помогает приготовить еду и др. Даже в сказках про печь часто говорится, какие сказки можете назвать? «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Жихарка» и др. Затем воспитатель предлагает посмотреть детям на экран, чтобы познакомиться с устройством печи. На экране появляется часть печи, которая называется свод, где разводят огонь, готовят пищу. Далее появляется часть, в которой расположено небольшое отверстие с дверцей, куда можно подкладывать дрова и поддерживать огонь в печи. Следующая часть печи – лежанка. Последней появляется труба, через которую на улицу выходит дым от огня. Воспитатель сообщает о том, что настоящую русскую печь кладут из камней или кирпичей и предлагает детям сделать печь из строительного материала, сфотографировать постройки и отправить сказочным героям. Дети проходят за столы, воспитатель предлагает взять 4 кирпичика. 1 кирпичик поставить на широкую грань, 3 других – поставить рядом на узкие короткие грани. На кирпичик с широкой гранью поставить арку, на арку положить длинный брусок. Уточнить у детей, на что похожа эта часть постройки (на трубу). Как можно сделать трубу выше? (поставить на кирпичики короткие бруски). Дети достраивают трубу. Воспитатель предлагает подумать детям, какую часть печки необходимо достроить и как это сделать (лежанка достраивается с помощью 4 полукубов).
Затем воспитатель спрашивает, как можно оживить печь, что добавить? (из бумажных красных салфеток сделать огонь, добавив палочки - дрова, сделать дым из белых бумажных салфеток. Все готовые постройки сфотографировать, сказав детям о том, что по образцу звери сделают в своей избушке печь.
В конце занятия воспитатель спрашивает у детей понравилось ли им занятие, что запомнилось, хвалит и благодарит всех детей.
Читайте также |
---|
«Теоретические основы организации обучения»
«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...
Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности
Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного...