Конспект непосредственной образовательной деятельности в коррекционной подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Величавая Москва»

 

Образовательная область: «Познание».

Интегрированные области: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель: расширять и углублять знания детей о Москве.

Образовательные задачи: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Развивающие задачи: развитие речевого слуха, речевого дыхания, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления, тонкой и общей моторики, связной речи, чувства рифмы, развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Воспитательные: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Предварительная работа: беседа о Москве, рассматривание иллюстраций о Древней Москве, о современной Москве, чтение произведений о Москве.

Оборудование: иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол, Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и императрицы Анны Иоанновны, изображение флага России, герба России и Москвы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: - в России.

Воспитатель: - В каком городе мы живем?

Дети: - в Москве.

Воспитатель: - А как следует называть жителей Москвы?

Дети: - москвичи, москвичка, москвич.

Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о Москве. Послушайте, дети, как сказал Федор Глинка о Москве:

Москва

Фёдор Глинка.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе:

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!..

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Беседа:

- Всегда ли Москва была такой большой и красивой,

Дети: - Нет.

Воспитатель: - А какой она была сначала?

Дети: - Она была маленькой и деревянной.

Воспитатель: - Правильно. Согласно летописи, в 1156 году князь Юрий Долгорукий обнес небольшое поселение, расположенное на высоком мысе при слиянии Москвы-реки и реки Неглинки, крепкой деревянной стеной («городом»), окружил рвом и прозвал его «Москва-град». Это был маленький городок, занимавший только крайний юго-западный угол нынешнего Кремля. Вокруг «города» шумел бор, о котором напоминает название Боровицких ворот Кремля.

Воспитатель показывает иллюстрации Древней Москвы.

- Москва росла и постепенно расширялась. Ребята, а что обозначает слово «Кремль»?

Дети: - Крепость, крепкий,

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Юрий Долгорукий в 1156 году обустраивает крепость, ставшую знаменитым московским Кремлем.

Пожары в Москве в то время были нередким случаем. В 1337 году почти весь город погорел, поэтому к 1340 году Кремль был окружен новыми дубовыми стенами.

Воспитатель: - Какие люди селились вокруг крепости?

Дети: - Торговые и мастеровые люди.

Воспитатель: - Почему они селились возле стен крепости?

Дети: - Можно было спрятаться за стенами крепости при приближении врагов.

Воспитатель: - Очередной пожар 1354 года снова уничтожает Кремль. Повторное событие происходит еще через 10 лет. У правителей города остро встала нужда в решении этой проблемы.

Дмитрий Иванович решает окружить Кремль каменными укреплениями. Начинаются плотные работы по доставке известняка, и с 1368 года в городе возвышаются белокаменные стены. Москва росла-росла и жители пристроили еще одну крепость. И стены построили из белого камня. Как стала называться крепость?

Дети: - Белокаменной.

Воспитатель: - По приказу какого князя построили каменную крепость?

Дети: - По приказу Дмитрия Донского.

Воспитатель: - Правильно, тогда же стали возводить каменные церкви и дома из камня. Самым оживленным местом в Кремле была Ивановская площадь, на которой оглашались разные указы. Дьяки кричали во все горло. Отсюда и пошло выражение «Кричать на всю Ивановскую». (По ходу рассказа воспитатель показывает иллюстрации.)

- А при каком князе началось строительство стен и башен из красного кирпича?

Дети: - При князе Иване 111. И стала она называться Красной.

Физкультминутка:

«Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак.)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу».)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.

(Вращать кистями рук.)

Воспитатель: - Молодцы! Современный вид Кремля сложился в 1485-1495 году по инициативе Ивана III. В строительстве было задействовано огромное количество лучших зодчих «всея Руси». Также на постройке стен и башен крепости были задействованы итальянские мастера в области строительства оборонительных сооружений. Итальянцы в то время строили Москву повсеместно, но все же исконно русские замыслы не были убиты, иноземное влияние сошло на нет.

Воспитатель: - По указу царя Ивана Грозного был построен Покровский собор. А какое у него второе название?

Дети: - Храм Василия Блаженного.

Воспитатель: - По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

- А какие памятники старины, которые находятся на территории Кремля, вы знаете?

Дети: - Царь-колокол, Царь-пушка, Останкинская телебашня, могила Неизвестного солдата.

Рисование по точкам.

Воспитатель: - А сейчас давайте на память о нашей беседе нарисуем Царь-колокол. Возьмите листочки и по точкам, не отрывая карандаша от бумаги, обведите картинку.

Дети выполняют задание воспитателя, которое направленно на коррекцию глазодвигательной функции глаз.

Воспитатель: - Молодцы! Внутри Кремля есть Царь-колокол и Царь-пушка. Такое название они носят из-за своего большого размера. Они стоят недалеко друг от друга. Позвонить в Царь-колокол нельзя. Причина в том, что когда его отливали, из-за сильного пожара колокол раскололся. Он так и стоит на постаменте как памятник, а отколовшийся кусок лежит рядом.

Царь-пушка не участвовала в боях и уже много лет стоит в Кремле как музейный экспонат. У стен Кремля, в Александровском саду из мрамора и бронзы сооружен особый памятник тем воинам, которые погибли в борьбе за Родину. Памятник выглядит как солдатская каска, лавровая ветвь и знамя, отлитые из бронзы. Перед памятником в центре большой бронзовой звезды горит вечный огонь, который не гаснет ни в дождь, ни в снег. Каждый год у Могилы Неизвестного солдата проходит церемония возложения венков.

Москва очень красива. Это большой и очень энергичный город с древней и богатой историей.

Итог:

Послушайте, стихотворение В. Брюсова о Москве.

Валерий Брюсов

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать;

Здесь пришлось Наполеону

Зыбкость счастья разгадать.

Здесь, как было, так и ныне —

Сердце всей Руси Святой,

Здесь стоят её святыни,

За Кремлёвскою стеной!

Здесь пути перекрестились

Ото всех шести морей,

Здесь великие учились —

Верить Родине своей!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах...



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...