Сайт для воспитателей детских садов



План–конспект НОД с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «Сам себе сказочник»

(Подготовительная к школе группа)

 

Задача приоритетной образовательной области

- развивать творческое мышление и воображение дошкольников с использованием технологий ТРИЗ.

 Интеграция образовательных областей:

«Коммуникативная деятельность», «Познавательно – исследовательская деятельность», «Изобразительная деятельность», «Двигательная деятельность», «Музыкальное развитие».

Образовательная область «Коммуникативная деятельность»

- совершенствовать навык составления волшебной сказки;

- закреплять умение подробно и логически последовательно излагать действия персонажей; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие;

- упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание;

- формировать навык употреблять в устной речи предлоги, глаголы, прилагательные;

- развивать диалогическую речь, формировать умение размышлять, подводить итог;  

 - воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, к окружающему миру;        

- воспитывать умение работать в коллективе.

Образовательная область «Познавательно – исследовательская деятельность»

- развивать интерес к природе, к окружающему миру;

- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.

Образовательная область «Музыкальное развитие»

- приобщение детей к различным видам музыкальных произведений.

Образовательная область «Художественное творчество. Рисование»

- приобщение детей к техники нетрадиционного рисования.

Образовательная область «Физическая культура»

- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук.  

Методы и приемы:

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, игра-сюрприз;

проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций,  наблюдение;

словесные: комментированный анализ, составление  сказки;

аудиовизуальные: прослушивание мелодии к сказке;

практические:  конструирование.

Материалы и оборудование:

Оборудование:

  1. музыкальный центр,
  2. dvd диск с музыкой,
  3. доска,
  4. магниты.

Демонстрационный:

  1. картина с изображением теремка,
  2. картинки с изображением сказочных героев.
  1. Раздаточный:

кольца Луллия.

 Предварительная работа.

Чтение сказок, загадок. Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Знакомство с символами ТРИЗ. Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Подбор музыкального сопровождения.

Подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д; антонимов: добрый – злой, веселый – грустный и другие; суффиксов -чк-  

 

Формы организации совместной деятельности:

Деятельность детей Формы и методы организации совместной деятельности
  Игровая Д/и «Жмурки».

Цель: развитие внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение.

Игра м /п «Загадки».

Цель: развитие внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение

  Двигательная Игра м /п «Расселю жителей по комнатам».  

Цель: Развивать у детей воображение, восстановления организма после умственной нагрузки

  Продуктивная Игра м /п «Расскажу о животных».

Цель: Формировать конструктивную деятельность детей, умение работать в коллективе.  

Игра «Волшебники».

Цель: Развивается логическое мышление, воображение

  Коммуникативная Д/игра «Примени суффиксы –чк- и –чн-.

Цель: формировать навыки употребления суффиксов в устной речи предлогов.

Игра м/ п «Фантазия».

Цель: Развития   слухового внимания, воображения, активизация и расширение словаря детей, формирование умения высказывать свое мнение.

 Д/и «Мир антонимов синонимов».

Цель: закрепление звукопроизношения

  Познавательно-исследовательская Д/игра «Эволюция предметов».

Цель: создать условия для развития словесно-логического мышления, формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи.

Д/игра «Таинственный и загадочный мир объектов».

Цель: создать условия для развития словесно-логического мышления, формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи

 

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат
1.
Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», садятся на паласе на мягкие пуфики.
Воспитатель:

«В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои любимые. А давайте попробуем сочинить свою сказку, за основу возьмём народную сказку «Теремок».

Ответы детей

 

Созданы условия для развития   слухового внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение
  Воспитатель: Назовите героев сказки.

Сколько героев в названной сказке?

Кто желает начать сказку?

(Воспитатель вешает картину с изображением Теремка на доску).

Воспитатель:

- Ребята, кто в теремочке живет?

 

 

 

 

 

 

1 ребенок начинает пересказ:

Стоит в поле Теремок. Бежит мимо…  

Дети придумывают героя
(Машенька.)

Увидела Машенька теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

 

 
2. Воспитатель: А чтобы поселиться в теремке нужно выполнить задание. Машеньке одной не справиться, давайте ей поможем.

Задание 1: игра «Таинственный и загадочный мир объектов»

Воспитатель: Поселилась Машенька в Теремке. Живет не тужит.

Дети называют объекты
(метод фокальных объектов)
(школа –светлая, большая, интересная)
(магнит – твердый, притягивающий, чёрный)

подбирают им прилагательные, сопоставляют названные признаки с новым придуманным объектом.

(собакабольшая, интересная, притягивающая, светло-черная с твердым характером)

Обогащается, активизируется и расширяется словарь детей формируется умение подбирать прилагательные, глаголы, сопоставлять названные признаки с новым придуманным объектом, устанавливать причинно- следственные связи, формируется умение высказывать свое мнение.
3. Воспитатель: А сказка наша продолжается…Что было дальше?

Воспитатель: Чтоб Гному поселиться в теремке нужно выполнить задание.

 

2 ребенок продолжает сказку.

Бежит мимо…  

Дети придумывают героя
(Гном.)

Терем–теремок! Кто в тереме живёт

— Я, Машенька А ты кто?

— А я Гном.

Можно и мне с тобой пожить?

Созданы условия для развития зрительного внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение, умение пересказывать текст.
4. Воспитатель:

Задание 2: Назовите любую подвижную игру.

Воспитатель:

Помогите Гному сделать морфологический анализ игры «Жмурки»

 

Дети перечисляют подвижные игры, выбирают игру «Жмурки». Подбирают составные части объекта, варианты, комбинации.
игра «Жмурки»

составные части объекта: (голова, платок, глаза)

варианты:

(кружиться, искать, идти на голос, поймать, коснуться рукой)
комбинации:
1.1; 1.4(кружиться, коснуться рукой)
2.2;2.4;2.5(искать, поймать, коснуться рукой)
3.1;3.2;3.5(кружиться, искать, коснуться рукой)
Новый объект: танк.
комбинации:
(кружиться на месте, ищет  цель, идет на голос, ловит цель, можно коснуться рукой)
Созданы условия для развития зрительного внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение.  
5. Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием. Гном подружился с Машей и стали они жить вместе поживать.

Воспитатель: А мы продолжаем сочинять нашу сказку. И так…

Воспитатель: Как ласково можно назвать Фею, теремок.

 

 

 

 

3 ребенок продолжает сказку.

Стали они вдвоём жить.

Дети придумывают героя
(Фея)

Летит над полем Фея. Приземлилась она у Теремочка и спрашивает… Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, Машенька!

— Я, Гном. А ты кто?

— А я Феечка. Можно и мне с вами пожить.

Созданы условия для логического мышления, для развития   слухового внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется навык употребления в устной речи суффикса -чк- , умение высказывать свое мнение, умение пересказывать текст.
6. Воспитатель: Как вы думаете согласятся друзья?  
(воспитатель перечисляет слова дети подбирают антонимы)

Конечно согласятся ведь они какие?

Дети отвечают на поставленные вопросы подбирая антонимы, устанавливают причинно- следственные связи. Созданы условия для развития   слухового внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение
7. Воспитатель: Но без выполненного задания мы не можем поселить Фею в Теремочке. А вы ей поможете.

Задание 3: Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

Ответы детей

(липучками, кнопками, крючками, замками) и так далее.

Созданы условия для развития   слухового внимания, воображения, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение
8. Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием. Живут наши герои, поживают, хорошо им вместе. А сказка наша все еще продолжается …

Воспитатель: А вот следующий герой, придет к нам из загадок.

Из муки, сметаны он

В жаркой печке был печён.

На окошке полежал

Да из дома убежал.

Он румян и круглобок

Кто же это? (Колобок).

 Круглолиц, без рук, без ног,

Он из сказки...(Колобок)

Из муки он был печен, 

На сметане был мешен. 

На окошке он студился, 

По дорожке он катился. 

Был он весел, был он смел 

И в пути он песню пел. 

Съесть его хотел зайчишка, 

Серый волк и бурый мишка. 

А когда малыш в лесу 

Встретил рыжую лису, 

От нее уйти не смог. 

Что за сказка?

7 ребенок продолжает сказку. Стали они втроём жить.

Дети отгадывают загадки.

Катится Колобок. Видит стоит в поле Теремок. Постучал в окошко и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, Машенька.

— Я, Гномик.

— Я, Феечка.

— А ты кто?

— А я Колобок. Пустите меня к себе жить.

 

Созданы условия для развития зрительного внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение, умение пересказывать текст.
  Воспитатель: Сказочные жители согласились, но попросили поподробнее рассказать о животных из его сказки. Ответы детей
(применяются кольца Луллия)
Развивается логическое мышление, воображение.
9. Воспитатель: Сказочным жителям очень понравился ваш рассказ о диких животных. Приняли они Колобка как родного. Живут - поживают, горя не знают.

Давайте вспомним сколько героев в сказке?

Сколько еще героев нам нужно еще придумать?

Тогда продолжаем…

Ответы детей

9 ребенок продолжает сказку

Стали они вчетвером жить.

Дети придумывают героя
(Петушок на самокате)

Едет по полю Петушок, увидел Теремок, остановился, заглянул в дверь, и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, Машенька.

— Я, Гном.

— Я, Феечка.

— Я, Колобок.

— А ты кто?

— А я Петя-Петушок.

Расширяется словарный запас, отрабатываются грамматические категории. Закрепляются навыки ведения диалога.

 

10. Воспитатель: Сказочные жители согласились, но попросили рассказать про свой необычный транспорт передвижения. Дети составляют рассказ (применяя метод системного оператора)
Средство передвижения Вид транспорта водолет
Велосипед без педалей самокат скутер
руль колеса рама без педалей

 

руль колеса рама

 

Колеса ласты пульт управления
Развивается логическое мышление, воображение, интерес к объекту истории его эволюции.
11. Воспитатель: Сказочным жителям очень понравился ваш рассказ о самокате. Приняли они Петушка. Живут - поживают, горя не знают. Каждый свою работу выполняет. Но вот беда, летит над лесом…

 

Дети придумывают героя
( Горыныч)

10 ребенок продолжает сказку

Увидел Горыныч Теремок, услыхал песни,  приземлился и заревел во всю мочь:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, Машенька.

— Я, Гномик.

— Я, Феечка.

— Я, Колобок.

— Я, Петушок.

— А ты кто?

— А я Горыныч.

Мне понравился ваш Теремок и если вы мне его не уступите я вас съем.

Созданы условия для развития зрительного внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение, умение пересказывать текст.
12. Воспитатель: Как помочь жителям Теремка?

Воспитатель: Какой же из предложенных вариантов мы выберем?

Дети придумывают и предлагают разные варианты.

 

Дети выбирают более понравившийся

(применяется метод волшебства)
Развивается логическое мышление, воображение.
13. Воспитатель: И превратился Горыныч в доброго Дракошу. Пригласили его к себе жители, и стали они жить поживать. До сих пор живут нас в гости ждут. Дети придумывают концовку сказки.  
14. Воспитатель: Вот и закончилась наша с вами   сказка.

Вам понравилось быть сказочниками?

Какие задания вам больше всего понравились?

Какие, на ваш взгляд, задания были сложными?

Дети рассуждают над поставленными вопросами. Расширен словарный запас, отработаны грамматические категории. Закреплены навыки ведения диалога.

 

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • татьяна
    Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Марина
    Предлагаем Ортопедические массажные коврики "Орто Пазл"!!! Поле зная игрушка для вашего ребенка В ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Оставляйте координаты, электронный адрес

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Коллеги! Пишите на tatyta055@mail.ru, все подробности письмом

    Подробнее...

     
  • Эльвира
    [quote name="Татьяна"] Уважаемые коллеги! На данный момент написана методика проведения занятий по ...

    Подробнее...