Тема: «Вода-водичка»

 

Группа: старшая (5-6 лет)

Образовательные области:

  • Приоритетная область – «Познавательное развитие»;
  • Интегративная область – «Речевое развитие».

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности стремление к самостоятельному познанию и размышлению в процессе экспериментирования с водой.

Образовательные задачи по приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие» - развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия; формировать первичные представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы); развивать познавательно – исследовательскую деятельность через экспериментирование.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» - развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать бережного отношения к воде.

«Речевое развитие» - обогащать активный словарь (жидкость, безвкусная, бесцветная, не имеет формы); развивать связную, грамматическую правильную речь; развивать умение рассуждать, делать выводы.

«Физическое развитие» - приобретать опыты двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнять основные движения; формировать полезные привычки (навыки самообслуживания).

Предпосылки УУД: коммуникативные – проявлять познавательную инициативу; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение рассуждать, делать выводы; выделять существенные признаки объектов окружающего мира (свойства воды);

регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные - демонстрировать готовность и способность воспитанников к самостоятельному познанию и размышлению.

Оборудование для педагога: одноразовые стаканы: пустые и с водой; тазик; воронка; резиновая перчатка; тряпка; фартук; картонные «тучки»; музыкальный центр; запись звука капающего дождя; ноутбук; картинки-алгоритмы; фланелеграф.

Оборудование для воспитанников: одноразовые стаканы: пустые и с водой; резиновые игрушки водные обитатели; тазики с водой и пустой; трубочки для коктейля; тряпочки; фартуки.

Ход занимательного дела:

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника
Вводная часть (2 мин)
Цель: привлечение внимания детей к воспитателю; отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; создание игровой мотивации к деятельности и вовлечение в нее.
Цель: переключение на новую деятельность.

 

Звучит тихо музыка капающего дождя, постепенно усиливается (воспитатель стоит у музыкального центра). Педагог устанавливает контакт с детьми. Дети подходят к воспитателю.

 

Воспитатель: Ребята, на что похож этот звук? Дети: Капает вода, идет дождик.
Воспитатель: Правильно, это капают капельки воды. Сегодня к нам пришла гостья, как вы думаете кто она? Дети: Капелька воды, дождик, вода.
Воспитатель: К нам в гости пришла Капелька. А вот и она. Давайте поздороваемся. (Слайд 1) Наблюдают за действием воспитателя.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Капелька принесла нам загадку, попробуем ее отгадать: (Слайд 2)

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, про что загадка?

Внимательно слушают

 

Воспитатель: Правильно это вода и наша речь сегодня пойдет о ней. (Слайд 3) Дети: Это вода

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

(Слайд 4)

Воспитатель: Правильно, воду можно встретить везде.

Дети: В речке, в море, в чашке, из-под крана.

 

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям, животным, растениям, рыбам вода? (Слайд 5-8) Дети: Чтобы пить, жить.

 

Воспитатель: Правильно, а представьте, если бы не было воды, что бы тогда произошло? (Слайд 6)

Воспитатель: Правильно, на нашей планете не было бы жизни.

Дети: Все бы умерло, не было бы животных и растений.
Воспитатель: Вот какая важная вода. А, чтобы еще больше познакомиться с водой мы будем сегодня с ней играть. Дети подходят к тому месту, где будет проходить игра.
Основная часть (20 минут)
Цель: активизировать деятельность детей при помощи практических методов; стимулирование мышления при помощи вопросов; инициирование поиска ответов на вопросы самих детей; развитие мыслительных способностей; развитие умения действовать по алгоритму; обогащение активного словаря.
Цель: получение новых знаний; решение поставленной задачи.

 

Воспитатель: Ребята, подготовимся к игре вместе со мной:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело!

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

(воспитатель выполняет движения в соответствии с текстом)

Стол 1: На подносе стоят одноразовые стаканы с водой, рядом закрытая коробочка, в которой находятся мелкие резиновые игрушки водные обитатели. Все накрыто салфеткой.

Воспитатель: Ребята, а вот и первый секрет.

Дети повторяют движения за воспитателем.

 

Воспитатель: Понюхайте воду, чем она пахнет?

Воспитатель: Правильно, вода без запаха

Дети выполняют.

Дети: Ни чем.

Воспитатель: Теперь, попробуйте воду? Дети выполняют.
Есть вкус? Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас мы откроем коробочку и посмотрим, что в ней лежит. Дети наблюдают за действием воспитателя.
Воспитатель: Что вы видите?

 

Дети: черепаху, рыбку, осьминога, морскую звезду.
Воспитатель: А, где они должны жить? Дети: В воде.
Воспитатель: Правильно, в воде. Поселим в каждый стаканчик с водой по одному обитателю. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, а, если посмотреть в стаканчики, мы увидим этих водных обитателей? Дети: Да.

 

Воспитатель: Значит вода, какая? Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А теперь, отгадаем следующий секрет.

Стол 2: на подносе стоят три одноразовых стакана с водой и три – пустых, все накрыто салфеткой. Еще на этом же столе находятся тазик, воронка, резиновая перчатка, тоже накрыта салфеткой.

Дети проходят за воспитателем ко второму столу.

 

Воспитатель: Ребята, попробуйте поднять стакан с водой, а потом – пустой. Дети выполняют.
Воспитатель: Какой стакан легче, а какой тяжелее?

 

Дети: Пустой стакан легче, а с водой тяжелее.
Воспитатель: Правильно, значит, вода имеет вес? Дети: Да.
Воспитатель: Попробуем отгадать еще секрет воды (воспитатель поднимает салфетку). Дети следят за действиями воспитателя.
Воспитатель: Ребята, что вы видите?

 

Дети: Тазик, воронку, перчатку.
Воспитатель: Правильно! Я возьму перчатку и налью в нее воду. А как вы думаете, зачем мне нужна воронка?

 

Дети: Чтобы не пролить воду, чтобы было удобнее наливать.
Воспитатель: Правильно! Я через воронку буду наливать воду в перчатку. Что вы видите? Дети: Перчатка с водой.
Воспитатель: То есть, вода приняла форму перчатки? Дети: Да.
Воспитатель: Вот мы и разгадали секрет. Правильно, ребята, вода принимает ту форму, куда ее наливают. А хотите отгадать еще секрет?

Стол 3: на подносе стоят стаканы с водой и тарелки средней глубины. Все накрыто салфеткой.

Дети: Да.

 

Воспитатель: Перельем медленно воду из стаканов в тарелочки. Что происходит с водой? Дети выполняют.

Дети: Она течет, переливается, льется, растекается.

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость и она обладает текучестью.

Дети: Она жидкая.
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает нам чуть-чуть отдохнуть и поиграть с ней в игру «Капелька и тучки».
Физкультминутка

На полу разложены нарисованные на картоне тучки (на один меньше, чем детей). Все дети это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.

Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, а Капелька приготовила нам игру: можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного тазика в другой. Она предлагает попробовать поиграть в эту игру самим. Подсказкой вам будут служить картинки - алгоритмы.
  1. Поставить рядом два стакана – один с водой, другой пустой.
  2. Опустить соломинку в воду.
  3. Зажать указательным пальцем соломинку и перенести к пустому стакану.
  4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.

Воспитатель помогает, детям у кого не получается.

Воспитатель: Молодцы! Капелька рада, что вы справились с этой игрой.

Дети выполняют задание по алгоритму.

 

Заключительная часть (2 минуты)
Цель: подведение итогов занимательного дела; закрепление знаний о свойствах воды.
Цель: проявление радостных эмоций; делятся впечатлениями.
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра с водой. Ребята, с чем мы сегодня с вами играли? Дети: С водой.
Воспитатель: А какие секреты о воде мы с вами разгадали? Дети: Вода без запаха, без вкуса, прозрачная, вода имеет вес.
Воспитатель: А какой секрет вам больше всего понравилось разгадывать?

Воспитатель: А какой секрет было разгадывать сложнее?

Дети: все

 

Воспитатель: Капелька, а давай спросим у ребят, кто сегодня доволен собой, кто был активным и узнал много нового? Дети: с трубочками.

 

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все были молодцы, и за это Капелька вас угощает чистой природной водичкой. Дети поднимают руки.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2010 г.
  2. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников».

ТЦ «Сфера». Москва, 1999 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...