Конспект занятия по курсу «По дороге к азбуке». Образовательной программы «Школа 2100» с детьми старшей группы

«Знакомство со звуком [Т]»

Программное содержание: закрепить знание детей о звуках [П] и [П1]. Вспомнить их акустическую характеристику (звук [П] - глухой, твердыйсогласный звук; звук [П1] - глухой, мягкий согласный звук); какой буквой обозначаются звуки [П] и [П1] (буквой «ПЭ»). Познакомить детейсо звуком [Т]. Дать акустическую характеристику звука [Т] (глухой, твердый согласный звук). Показать, как работают органы артикуляционного аппарата при произношении звука [Т]. Познакомить со звуковым обозначением звука [Т] (картинка, где изображено, как тарахтит трактор). Продолжать работу по выкладыванию слов с помощью звуковых обозначений (ТА –АТ –ОП –ПО –ТУ –УТ –ЭПЬ –ПЕ –ТЫ –ТИ ). Продолжать учить детей слышать звук [Т] в слове, определять его положение в слове (в начале, в середине, в конце). Продолжать работу по подбору слов на заданный звук [Т] (перечислить слова, в название которых слышится твердый, согласный звук [Т]). Закрепить умение составлять слово из первых звуков в название картинок; изменять слова путем замены звуков; читать их. Развивать фонетический слух детей, связанную речь. Воспитывать интерес к грамоте, чтению.

Словарь: звук, буква, слог, согласный, глухой.

Материал: картинки на магнитную доску (домик, ёжик, лисёнок, мудрая сова, трактор); картинка на которой изображено, как трактор гудит; «звуковичек»; фланелеграф; магниты; зеркала на каждого ребенка; игрушки - ёжик, лисёнок и мудрая сова; мешочек с предметами, в название которых есть звук [Т]; крупные кубики на которых наклеены картинки с условными обозначениями звуков; картинки (цифра «3», осы, пушка); касса на каждого ребенка.

Предшествующая работа:

Игра «Волшебные кубики» - закрепление умений детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений на все пройденные звуки.

 Ход занятия:

I.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по городу звуков.

- Давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились с вами в прошлый раз? (со звуком [П1]).

- А на какой улице живет звук [П1]? (на улице «согласных звуков»).

- Ребята, а чем отличаются звуки [П] и [П1]? (звук [П] - глухой, твердый, согласный звук, а [П1] - глухой, мягкий, согласный звук).

- А какой буквой обозначаются звуки [П] и [П1]? (буквой «ПЭ»).

А как лисёнок, ёжик и мудрая сова научили птенчика Петю летать? (мудрая сова предложила Пете спрыгнуть вниз с крыши, махая крылышками. А чтобы он не разбился, лисёнок и ёжик натянули простынь. Птенчик Петя, зажмурившись от страха, спрыгнул вниз и, замахав крылышками, полетел).

II.

- Ребята, а вы хотите узнать, что же дальше произошло с нашими героями? (подвести детей к магнитной доске) (Да).

- Гуляя по улице «согласных звуков» игрушки увидели возле одного домика трактор, который громко тарахтел: «Т-Т-Т-Т-Т». Это был трактор строителя дяди Коли. Строитель был добрый и разрешил игрушкам поиграть с его трактором, пока сам он общался с хозяином дома. А хозяин этого дома - звук [Т].

-   Сегодня мы познакомимся с вами с этим звуком.

III.

Картинка, на которой изображено, как тарахтит трактор, обозначает звук [Т].

- Ребята, посмотрите, а хозяин звука [Т] без башмачков.

- Давайте мы ему поможем подобрать башмачки.

- Произнесите звук [Т].

- Звук [Т] гласный или согласный? (согласный).

- Как вы думаете, он твердый или мягкий? (твердый). Правильно. Почему? (потому, что он произносится твердо).

- Значит, в какие башмачки оденем хозяина звука? (в синие башмачки).

- Почему вы так решили? (потому, что звук [Т] твердый, согласный звук).

- Ребята, а как вы думаете, какую шляпку мы оденем ему? (Правильно, серую шляпку). А почему (потому, что он глухой).

- Правильно ребята звук [Т] - это твердый, глухой, согласный звук.

IV.

- А теперь дядя Коля приглашает сесть в трактор и отправиться на чудесную полянку, где растут волшебные цветы-зеркала! (Сели в трактор, поехали. Произносить звук [Т].)

- Возьмите по одному цветочку. Давайте произнесем звук [Т].

- Что делают губы и язык когда мы произносим звук [Т]? (губы приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам).

- Правильно, ребята, а теперь давайте положим цветочки в корзину.

V.

- А сейчас лисёнок нам предлагает:

А) поиграть в интересную игру: нужно подобрать слова в которых слышится твердый согласный звук [Т], например табурет, тумбочка, стол, стул, трактор, танк, такси, тарелка, кастрюля, тапочки, туфли).

- Молодцы, ребята, вы хорошо подбирали слова с твердым согласным звуком [Т].

Б) А ёжик хочет с нами поиграть в другую игру, которая называется «Волшебные кубики». Я буду называть слог для каждого ребенка, он его будет выкладывать с помощью наших чудесных кубиков. Остальные ребята будут внимательно смотреть (ТА –АТ –ОП –ПО –ТУ –УТ –ЭПЪ –ПЕ –ТЫ –ТИ).

-  Молодцы, ребята вы хорошо выкладывали слоги.

-  А теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть и размяться, (дети в кругу на ковре).

Физ. минутка «Точильщики»

-  Давайте представим, что мы точильщики (воспитатель читает слова, а дети имитируют движения точильщика: проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотами; показывают как режут продукты; в конце делают приглашающий жест. Повторить 2 раза).

Слова: Точим нож! Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: масло, сало, хлеб, колбасы, помидоры, огурцы... Угощайтесь молодцы!

В) Ребята, посмотрите, мудрая сова устроилась на пенечке и предлагает нам поиграть в игру «Чудесный мешочек», (дети на ковре в кругу). Каждый из вас с закрытыми глазами будет доставать из мешочка предмет. Называть его и говорить в какой части слова (в начале, в середине или в конце) он слышит твердый согласный звук [Т] (петух, самолет, кот, тарелка, нитки, пистолет, торт, конверт, матрешка, топор, молоток, отвертка, сито, лопатка).

-  Понравились вам игры? (Да).

VI.

-  А теперь я предлагаю вам сесть в трактор и вернуться в детский сад. Я тоже для вас приготовила интересную игру.

-  сели в трактор, поехали: [Т,Т,Т,Т]. Остановка детский сад.

-  Ребята, пройдемте к своим местам, сядьте за столы и открывайте свои кассы. Игра в которую мы будем играть называется «Превращения слов»: я буду показывать картинки, а вы будете брать из касс и выкладывать по очереди картинки с условными обозначениями первых звуков в названии картинок (цифра «3», осы, пушка), (воспитатель постепенно показывает картинки).

Например: - Назовите, что изображено на картинке? (цифра 3)

- Какой первый звук мы слышим в этом слове? ([Т]).

- Выложите его с помощью звукового обозначения, (остальные 2 карточки дети выкладывают самостоятельно).

-  Прочитайте, какое слово получилось (ТОП).

- Замените картинку, обозначающую звук [П] на картинку, которая обозначает звук [М]. Что получилось? (ТОМ).

-  А теперь замените картинку, обозначающую звук [О] на картинку, обозначающую звук [А]. Прочитайте, что получилось? (ТАМ).

-  Какие слова участвовали в превращениях? (ТОП, ТОМ, ТАМ).

VII.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да).

- С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

-  Что вы узнали о звуке [Т]?

- В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

-  Молодцы, ребята. А сейчас закройте ваши кассы и отодвиньте их на край стола. Можете идти играть. А дежурные помогут мне убрать весь материал.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Читайте также

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...