Непосредственно образовательная деятельность «В гости к Лесовичку»
(Старшая группа)
Направление образования и развития (образовательная область): Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
Цель: создание условий для опытно-экспериментальной деятельности, формирования представлений о зелёном веществе, находящемся в листьях.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие: Формировать умение находить решение, проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любознательность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор - экран, видео, листья деревьев, мяч, фонограмма «Звуки леса», экспериментальный уголок, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, цветные карандаши, гуашь, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев, круги с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев, листы бумаги с заданиями«Полет листка», панно для картины.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса (деревьев, листьев) чтение сказок, стихотворений о лесе; беседа «Правила поведения в лесу» «Обитатели леса»; сюжетно – ролевые игры; дидактические игры; аппликация «Осенний ковер» (из листьев).
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть | |
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И, друг другу улыбнёмся. | Дети встали в круг.
|
- Ребята, я смотрю, у вас хорошее настроение. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. И улыбнёмся нашим гостям. | Дети смотрят на гостей и улыбаются. |
- Я предлагаю вам отгадать мою загадку. Её отгадка и есть то место, куда мы с вами отправимся. Согласны. | Да. |
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём
- Вы готовы отправиться в путь? |
Ответы детей. Лес.
Да. |
- Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились. И в лесу мы очутились». | Дети кружатся, на экране появляется картина с темным лесом и Лесовичок грустный. |
- Вот мы с вами и в лесу, сам хозяин леса – Лесовичок нас встречает. Посмотрите, вам нравится? Что-то не так? Что случилось с Лесовиком? «Он говорит, что случилась с ним беда! Забыл он всё: какое время года в лесу, чем он сегодня хотел заняться в своей лаборатории. Всё стало бесцветным, беспорядочным, бессмысленным. Лесовичок просит нас помочь ему вспомнить всё». | |
Основная часть | |
Поможем Лесовичку?
А как можно помочь Лесовичку? |
Да.
Рассказать. |
Скажите, какое время года?
Назовите три месяца осени. |
Осень.
Сентябрь октябрь ноябрь. |
Какие приметы осени вы знаете?
|
На улице стало холодно. Солнце светит мало. Часто идет дождь. Листочки желтеют. опадают. Листопад. Травка пожелтела. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме. |
Очень красиво осенью в лесу.
Посмотрите. Что вы видите? Какого цвета листья? Давайте соберем букет из листьев. А, листья-то все разные! (Показываю дубовый листик.) |
Листья.
Желтые, красные, коричневые Дети под музыку собирают листья.
|
С какого дерева этот лист?
Значит, какой это лист? Воспитатель поочерёдно показывает берёзовый, кленовый … и задаёт аналогичные вопросы. |
С дуба.
Дубовый.
|
Кому подарить этот букет?
Пусть он раскрасит лес. Молодцы, ребята! - В лесу становится светлее. И у нас всё получается. |
Лесовечку.
|
- Пойдёмте дальше. Как вы думаете, ребята чем, хотел заняться Лесовичок в своей лаборатории. | Высказывают гипотезы. |
- Осень – очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист.
Исследование строения листа с помощью лупы
- Ребята, какой предмет нам поможет рассмотреть лист более детально? |
Дети ищут предмет помощник. Высказывают гипотезы. Лупа. |
- Правильно, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором -лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. |
Ответы детей.
|
Динамическая пауза «Мы листики осенние» Мы листики осенние, На ветках мы сидели, Ветер дунул - полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. |
Плавное покачивание руками вверху над головой. Руки в стороны, плавные движения, бег. Медленно присесть на корточки. Встать, руки в стороны. Бег с плавными движениями. Присесть. |
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. |
Ответы детей.
|
Опыт «Почему лист зеленый?» Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым, оранжевым |
Ответы детей
|
Дидактическая игра «С какого дерева листья?» На ковре разбросаны опавшие листья. В каждом кругу изображено знакомое вам дерево. С какого дерева лист? (Игра парами.) - Осень в гости к нам пришла. И, с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну конечно… |
Листопад.
|
- Предлагаю вам стать художниками. Нарисовать на память Лесовичку картину «Осенний листопад».
- Но, у Лесовика в лаборатории нет кисточек? - Чем рисовать? - Кто догадался, как это сделать? - Пойдемте, пойдемте мне без вашей помощи не обойти. |
Высказывают гипотезы
|
Рисование «Осенний листопад» (нетрадиционное рисование)
- Молодцы! Как красиво у вас получилось. Вы настоящие художники. Посмотрите, Лесовичок раскрасил деревья в сезонный наряд и лес ожил. Лесовичок всё вспомнил. Молодцы ребята. Спасибо за помощь. |
Лесовичок весёлый.
|
Заключительная часть (рефлексия) | |
Давайте попрощаемся с Лесовичком, нам пора в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
«Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились» -Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать, И вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот отвечает на мой вопрос. |
До свидания.
|
- Где мы с вами сегодня были? | В лесу. |
- Что ты делал в лесу?
- Что тебе понравилось больше всего? - Когда мы выполнили все задания, что ты услышал, увидел? |
Помогали Лесовичку вспомнить всё. |
Ребята, вы все сегодня молодцы. Спасибо. | Ответы детей. |
Читайте также |
---|
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...
«Веточка сирени»
«Веточка сирени» Ход занятия: Дети сидят на стульях. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Воспитатель: ребята, посмотрите, как...
Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС
Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...