Конспект заседания семейного клуба «Малышок» по теме «Одежда и здоровье детей»

 

Цель: познакомить детей с хлопком и льном, сформировать представление о том, что из этих растений делают одежду. Способствовать формированию здорового образа жизни у родителей и детей, дать понятие влияния натуральных и синтетических тканей на здоровье детей.

Задачи:

Познавательное развитие:

Развивать познавательный интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Формировать представления о льне и хлопке, их свойствах. Продолжать знакомить с исследовательской деятельностью. Учить понимать модели исследовательской деятельности, знакомить с материалами на ощупь, путём прикосновения, поглаживания (лён- прохладный, шероховатый, ткани из хлопка- мягкие, тёплые, гладкие). Обобщить знания детей о происхождении волокон растительного происхождения. Дать и родителям и детям элементарные экологические знания о влиянии ткани на здоровье.

Речевое развитие:

Активизировать словарь детей, умение рассказывать, вести диалог, участвовать в беседе, вводить в речь существительные, глаголы.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать доброжелательные отношения у детей к друг другу, уважительное отношение к взрослым.

Художественно-эстетическое развитие:

Приобщать к культуре одежды из натуральных тканей, её красоте, пользе, учить выделять средства выразительности (цвет), создавать свои художественные образы- модели одежды. Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы, учить закрашивать карандашом в одном направлении, использовать оттенки основных цветов. Развивать эстетические чувства.

Физическое развитие:

Формировать представления о здоровом образе жизни, учить сохранять и укреплять здоровье, о влиянии одежды на здоровье, Формировать правильную осанку, формировать потребность в двигательной активности.

Материал: лоскутки льняной и хлопчато-бумажной ткани для каждого ребёнка, силуэты платья, цветные карандаши, иллюстрации: крапива, одуванчик, иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», Н.Носова «Приключения Незнайки», презентации: «Хлопчатник», «Из чего шьют одежду. Льняная ткань».

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня мы проводим очередное заседание семейного клуба «Малышок». Тему нашей встречи назовут дети, отгадав загадку:

Знает умник и невежда

Людям всем нужна … (одежда).

Воспитатель: Тема нашей встречи очень актуально сегодня мы говорим об одежде именно, об экологически чистой, а дети мне помогут. Для чего человеку нужна одежда? (Чтобы защитить себя от холода, жары, дождя, быть красивыми).

Дети, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» Из чего сплела рубашки своим братьям Эльза? (Правильно из крапивы. Фея велела нарвать крапивы, размять её ногами, получится волокно.)

Отправляемся в гости в Солнечный город к Незнайке. Из чего делали ткань для рубашек Незнайка и его друзья. (Правильно из стебля одуванчика. Они его измельчали.) Крапива и одуванчик это что? (Правильно растения.)

Воспитатель: Давайте вспомним, из каких растений делают ткань в наше время. (Из волокон льна и хлопка. Это тоже растения)

Сейчас Полина расскажет нам, как получают ткань из льна.

Полина: Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчесывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. (Рассказ сопровождается показом презентации.)

Воспитатель: Что мама может сказать про одежду из льна?

Воспитатель: Дети из чего состоит ткань? (Правильно из нитей, нити льняной ткани очень тонкие, поэтому ткань очень лёгкая, тонкая, гладкая. Её используют для пошива летней одежды. Ткань из льна словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.) Дети про какое растение нам рассказала Полина? (Про лён.) Какую ткань из него делают? (Льняную.)  Что из неё шьют? (Летнюю одежду.)  

Воспитатель: Рассмотрим льняную ткань. (Легкая, тонкая, гладкая.)

А эта ткань называется хлопчатобумажная – ситец. Делают её из другого растения хлопчатника.

Сейчас Алёша нам расскажет о выращивании хлопчатника.

Алёша: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато–уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. (Рассказ сопровождается показом презентации.)

Воспитатель: А что мама может рассказать о ткани.

Воспитатель: Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (нижнее бельё, сорочки, платья, постельное бельё, халаты). Одежда из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик. (Показываю 2 бумажных коврика.) Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

Рассмотрим ткань. Она тонкая, легкая гладкая.

Физкультминутка:

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После - правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придёшь домой.

Воспитатель: Сегодня мы с вами беседовали о тканях, которые делают из растений. Из каких? (лен, хлопок).

Сейчас я предлагаю вам побыть дизайнерами и нарисовать рисунок для ткани, из которой можно сшить платье для мамы.

Воспитатель: Уважаемые родители и гости послушайте немного истории о появлении ткани.

В качестве одежды первобытный человек использовал то, что ему давала Природа – лыко растений и шкуры животных. По мере развития человечества возникают материалы для одежды – естественно, природные, но подвергшиеся более основательной обработке.

Основными материалами древнего мира были шерсть и лен (именно в такой последовательности).

Появление одежды из шерсти относится к 10-9 тысячелетию до н.э. Одежду из шерсти носили везде: и в Египте, и в Китае, и в Греции, и в Риме, и в Африке, и в Северной Европе. Родина шерсти – весь мир. Передник африканского вождя и тога римского сенатора были сделаны из шерстяной ткани.

Лен (он появляется в обиходе человека примерно в 7-ом тысячелетии до н.э.) рос не везде и не везде его умели хорошо выделывать. В Египте, например, для одежды использовался лен и хлопок (появляется в 3-ем тысячелетии до н.э.), которые перерабатывались в ткани различного качества, от самых грубых до тончайших. Интересно, что одежда из хлопчатобумажных тканей считалась в Древнем Египте «ненастоящей» («шенти»). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда («пек»), которая шилась из льняного полотна. Египетская знать носила одежды из тонкого льняного полотна – виссона, а те, кто попроще, носили хлопок.

Древние евреи носили преимущественно шерсть. Древние греки – шерсть и лен местного происхождения. Только очень богатые люди могли позволить себе одежду из привозных хлопковых тканей и виссона.

Римляне изготавливали одежду преимущественно из шерсти: сначала не имея других материалов, а впоследствии – узнав из опыта, что шерстяная одежда лучше других материалов защищает тело. Одежду из льна в Риме начали носить гораздо позднее, хотя обработка льна и пеньки производилась у римлян издавна и в широких масштабах. Только во 2-ом в. до н.э. римская знать стала носить иностранные материи и одежды.

В Европе именно шерсть была традиционным материалом для одежды. Россия крестьянская много веков была одета в овчину и холст (льняной).

Когда оба материала (шерсть и лен) прочно укоренились в обиходе европейцев, они разделили между собой «сферы влияния»: лен использовался преимущественно для нижней (нательной) одежды, а шерсть – для верхней. В Китае до появления шелка (3-е тысячелетие до н.э.) носили шерсть, как и везде. Хлопок пришел в Китай из Индии и тоже там широко использовался.

Но шелк затмил, конечно, все другие ткани…Постепенно распространяясь по миру, он всегда принадлежал к разряду самых дорогих тканей. Дешевых тканей из шелка не было, как были, например, наряду с драгоценными виссоном и тканью из мериносовой шерсти (носить которую могли только особы королевской крови) дешевые ткани из льна или конопли и из грубых сортов шерсти.

Несколько фактов о ткани в древности:

  1. Ткани и в древнем мире, и в совсем недавнем прошлом (еще в начале 20 века в крестьянском быту) изготавливали, в основном, из местного сырья, потому что привозные ткани стоили чрезвычайно дорого.
  2. Ткани были как однородные, так и смесовые: наши предки носили ткани из смеси льна и хлопка, льна и шерсти.
  3. Ткани изготавливали самостоятельно: это была традиционная женская обязанность - от крестьянок (вплоть до начала 20 в.) до цариц (царицы ткали в древности, затем женщины высшего общества перешли на вышивание), одежду для семьи шили своими руками.

В наш 21 век развитых нанотехнологий натуральные, экологически чистые материалы уступили вершину почёта синтетическим. Давайте вспомним, как изготовляют синтетические ткани. (Ответы родителей)

Искусственные волокна и ткани появились в повседневном обиходе человека совсем недавно  - в 50-х годах прошлого века и делают их из угля, извести, нефти.

Синтетические ткани обладают следующими свойствами:

- они очень прочные и практически неснашиваемые;

- водоотталкивающие;

- накапливают статистическое электричество (поэтому прилипают и быстро пачкаются);

- плохо впитывают влагу;

- не связывают запахи (если сильно вспотеть в такой одежде, то … сами знаете );

- пожароопасные;

- пропускают ультрофиалетовые лучи.

Специалисты по текстильному материаловедению и врачи пишут: «одежда из синтетических волокон может изменять давление, повышать утомляемость, вызывать раздражительность, создавать ощущение дискомфорта, возможны аллергические реакции вследствие повышенной концентрации опасных бактерий». Поэтому наши дети очень потеют, возможно, это может быть одной из причин, того, что дети заболевают.

По крайней мере, так утверждают ученые, производители же настаивают на том, что нынешняя синтетика ничем не хуже природных волокон. Кто прав решать нам покупателям.

Таким образом, до наступления эпохи химии и промышленного производства одежда была полностью натуральной, экологичной, индивидуальной. Кроме того она делалась из местного сырья, т.е человек брал от Природы то, что она для него в данной местности приготовила, а значит то , что ему максимально соответствовало.

Все натуральные ткани дышали, впитывали и т.д. Эти качества были «само собой разумеющимися», ткани были наделены ими от Природы – на радость и благо человека.

Покупая одежду, подумайте, что приятно надеть на себя нефть или собранный лён цветущий красивыми голубыми цветами.

Воспитатель: Я надеюсь, дети успели подобрать рисунок на ткань для маминого платья. Молодцы, красивые получились платья.

А вам взрослые, в заключение нашей встречи хочу сказать, что в детском саду ребенок очень активен. Ведь он постоянно со своими сверстниками, а значит постоянно в движении. А если так, то наилучшим выбором будет являться одежда из натуральных материалов.

 

Литература:

1. Н.В.Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.Элизе Трейдинг. ЦГЛ, 2003. – 128с.

2. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.

3. Источник: Человечная одежда "Via naturalia"

4. yandex.ru крапива рами фото.

5. yandex.ru одуванчик фото.

6. yandex.ru иллюстрации к сказке Дикие лебеди Андерсен

7. yandex.ru раскраска силуэты платья.

8. Семейный сайт www.list7i.ru статья Понаморенко Надежды



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы» (Для детей подготовительной группы) Цель: продолжать помогать детям осваивать...

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Читайте также

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...