Занятие для детей дошкольного возраста «Я больше не боюсь»
Цель. Профилактика тревожности и страхов у детей дошкольного возраста, преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Методы и техники, используемые на занятии:
Релаксация. (Подготовка тела и психики к деятельности, сосредочение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.)
Концентрация. (Сосредочение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.)
Функциональная музыка. (Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.)
Игротерапия. (Используется для снижения напряженности, мышечных нажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.)
Телесная терапия. (Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.)
Арт-терапия. (Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.)
Символдрама. (Сосредочение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, развитие воображения.)
Логоритмика. (Способствует снижению лицевых мышечных зажимов, напряжения, сосредочения на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.)
Пальчиковые упражнения. (Снятие физического напряжения, собрать внимание для перехода к следующему упражнению, развитие моторики рук.)
Условия проведения занятия:
1. Принятие ребенка таким, какой он есть;
2. Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4. Игра не комментируется взрослым;
5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
Занятие имеет глубокую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Материалы для занятия: ковровое покрытие, компьютер, спокойная музыка, веселая музыка, логоритмические видеоролики, лист бумаги А4, краски. кукла Баба Яга. «волшебный шар», «волшебные бусины».
Ход занятия
1. «Здравствуйте, это Я».
Цель: Знакомство с участниками группы, участников друг с другом, повышение позитивного настроения и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята. Меня зовут Лидия Николаевна. А дома меня называет мама Лидочка. А как вас называет мама?
Дети передают шар из рук в руки и называют свое имя, которым называет мама.
2. Упражнение-разминка. «Теремок».
Цель: Снятие физического напряжения, собрать внимание для перехода к следующему упражнению, развитие моторики рук.
«На поляне теремок, ладони сложить «домиком»
Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.
Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки
Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.
Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.
Открывайте! широко развести руки в стороны.
Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна перед другой.
3. Появление Бабы Яги.
Цель. Концентрации внимания, сосредочение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, выявление страхов.
Педагог-психолог: Ребята, а что это за музыка играет? («Кикимора» П.И.Чайковский. Детский альбом.)
Какая она? Какие чувства и эмоции вызывает? (страшная).
Ой, и мешочек зашевелился! Что же там такое?
Это Баба-Яга!
Баба-Яга: Здравствуйте, дети! Ой, не уютно в этом мешке, темно и страшно! А вы боитесь темноты? А чего или кого вы больше боитесь в темноте? У вас на столах я вижу разноцветные краски. Каким цветом можно изобразить страх и темноту? (черной). Давайте с вами нарисуем темноту.
Дети рисуют темноту.
Педагог-психолог: -Дети, а где бывает темно и страшно? (ночью в комнате, в темном лесу, в темной земле). Концентрация.
Кто живет в темной земле? (жучки, червячки, семена растений) как вы думаете, им там страшно? (нет). Почему? (потому, что они там живут, это их дом).
А кому страшней всего в темном лесу? (зайчику). Почему? (его все хотят съесть).
А давайте по смотрим видиоролик про зайчика и узнаем, что он сделал, чтобы не бояться. (Логоритмическое музыкальное видеоупражнение «Зайчик».)
Кого боялся зайчик? (волка). Что он сделал? (убежал). Что он делал дальше, чтобы не попасть в лапы злому волку? (не уходил далеко без мамы и папы).
Давайте с вами узнаем, отчего же волк такой злой и сердитый.
(Логоритмическое музыкальное видеупражнение «Волк».) У него не было друзей и ему однако в темном лесу.
Ребята, а кто в нашем видеоролике слышал песенку волка? (жучок и светлячок).
А где живут жучки? (На поляне, в траве, на листочках деревьях.) Я хочу пригласить вас сейчас на полянку. Представьте, что вы жучки.
4. Игра «Жучки»
Цель: Координация движений, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать партнеров по игре, концентрация вынимания, умение слышать музыку и соблюдать правила.
Правила игры: Когда играет веселая музыка, жучки весело танцуют по полянке. Когда музыка заканчивается- жучки аккуратно «падают» на спинки и шевелят своими лапками (и руками и ногами одновременно).
Наши жучки устали. Они хотят немного отдохнуть.
5. Релаксация с элементами мотива «Цветок».
Цель: Подготовка тела и психики к деятельности, сосредочение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Положите руки вдоль туловища, прикройте глазки. Представьте, как вас согревает солнышко: солнышко греет ваши руки, животики, ножки, шею, голову, нежно ласкает своими лучикам и ваши лица и волосы.
Темно с закрытыми глазками? Представьте, как из этой темноты вырастает цветок. Сильный стебель тянется к свету на поверхность земли, появляются листочки, распускается бутончик цветка. Понюхайте, как он пахнет. Потрогайте его сильный стебель и нежные лепесточки руками. Можно еще полить его водичкой.
Теперь хорошенько потянитесь, на бочок повернитесь и тихонько садитесь. (На ковре.)
Не страшно было вашему цветочку расти? (Нет.) Почему? (Он тянулся к свету.) Давайте с вами покажем, как рос цветок.
6. Упражнение «Росточек под солнышком».
Цель: Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности, уверенности в своих силах.
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками). Все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
7. Рисуем «Цветок».
Цель: Сосредочение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Педагог-психолог: Я предлагаю нарисовать ваш цветок. Дети рисуют цветок на том же листе, где рисовал темноту, способом наложения рисунка на рисунок. Теперь посмотрите, как изменились ваши рисунки. Что произошло с темнотой и страхом? (исчезли, превратились в цветущую поляну).
Какие чувства теперь вызывают у вас ваши рисунки? (радостно, весело и светло).
8. Прощание.
Цель: Закрепление позитивных чувств, осознание всего эмоционального состояния, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, обучение ритуалу прощания.
Баба-Яга: Ой, я тоже хочу такие цветы! Они все такие разные и красивые!
Педагог-психолог: А давайте подарим Бабе-Яге наши цветы, пусть она посадит их у себя на поляне, любуется ими и не забывает поливать.
Баба-Яга: Спасибо, детки! Мне очень нравятся ваши подарки! Мне уже пора улетать. А на прощание я подарю вам волшебные бусинки, которые помогут вам быть храбрыми, даже если они потеряются.
Педагог-психолог: Спасибо тебе Баба-Яга. Хорошо, что ты подружилась с нашими детками. Прилетай еще к нам в гости, мы будем очень рады. До свидания!
9. Подведение итога занятия.
Педагог-психолог: Ребята, теперь мы с вами знаем, что в темноте могут жить разные сказочные герои, насекомые, животные и с помощью фантазии мы можем превратить темноту в цветущую поляну.
Читайте также |
---|
ООД «Как Машу правилам учили»
ООД «Как Машу правилам учили» Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города, изучение правил дорожного движения средствами игры. Задачи: создать условия...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...
Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»
Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...