Сайт для воспитателей детских садов



Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Круговорот воды в природе»

(Старшая группа)

 

Цель. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи. Закрепить и уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам природы. Способствовать развитию мышления, любознательности. Активизировать словарь детей, связную речь.

Развивающая среда. Картины с изображением реки, озера, моря. Динамическая модель круговорота воды в природе. Картинки с сюжетами использования воды.

Содержание образовательной деятельности

- Ребята, отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

- Вы, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, пруды.)

Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Дети рассматривают иллюстрации.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках? (В морях и океанах вода солёная.)

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с сюжетами использования воды. Дети рассматривают картинки и рассказывают, как человек использует воду.

Примерные вопросы:

  1. Кому нужна вода?
  2. Зачем вода растениям?
  3. Как они ее получают?
  4. Нужна ли вода животным?
  5. Нужна ли вода человеку?
  6. Как человек использует воду:

Воспитатель дополняет ответы детей, читает стихотворение Н. Рыжовой.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

- Ребята, подумайте, как вода попадает в наши квартиры, откуда берется в кране? (Ответы детей.) В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. На водоочистительных станциях воду очищают и направляют к нам в краны. Чистой воды людям требуется много, поэтому из рек мы берём тоже очень много воды. Значит к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Физкультминутка

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

– Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

- Ребята, я расскажу вам сказку о путешествии маленькой капельки. Воспитатель обращает внимание детей на динамическую схему круговорота воды в природе.

 

динамическая схема круговорота воды в природе

 

В одной речке жила-была маленькая Капелька. Она дружила с рыбкой, глазастым карасем, играла в прятки с подружками, такими же маленькими капельками. Счастливо и весело жила маленькая Капелька в речке. Речка поила водой травы и цветы, к ней приходили напиться чистой воды люди и звери.

  «Ах, какая сегодня замечательная погода! Как ярко светит солнце!» - сказала однажды маленькая Капелька и подставила солнышку свои щечки. «Что происходит? – испугалась маленькая Капелька. – Я становлюсь меньше, я становлюсь легче». И маленькая Капелька вместе со своими подружками начала подниматься кверху. Так над речкой образовалось маленькое легкое облако, состоящее из множества маленьких капелек. Отовсюду поднимаются такие же маленькие облака. Поднимаются кверху облака и из ручья, облака и из прудов, и облака из большого моря.

Облако, подгоняемое ветром, все плыло и плыло по синему небу, пока не встретилось с таким же маленьким облаком. Маленькие облака соединились в большое Облако. И стало Облако таким большим, и стало в нем так много капелек, что стали называть его Тучей. В Туче стало так много капелек, туче стало очень тяжело держать в себе эти капельки, и туча заплакала дождем. Так наша маленькая Капелька оказалась на земле, где ее подхватил пробегающий мимо ручеек.

Ручеек с маленькой Капелькой бежал по камешкам, по канавкам. Рядом было много подружек, маленьких капелек, которые весело смеялись и переговаривались, отчего ручеек звонко журчал. Бежал, бежал ручеек пока не увидел речку. Прыгнул он в речку и сразу в ней исчез, а наша маленькая Капелька с облегчением сказала: «Ну вот, наконец, я и дома, в своей родной, любимой речке!».

Потом капелька снова повторит свое путешествие. Вот как происходит в природе: капельки воды «ходят», движутся по кругу. Весь этот путь называется круговорот воды в природе.

- А кто может рассказать, как образуются снежинки? Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и выпадают на землю в виде снега.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки. Маленькие капельки отпросились у мамы- тучки погулять. Полетели капельки на землю – пошел дождь (звучит шум дождя). Прыгают, танцуют капельки. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (бегут змейкой под шум ручья). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток (дети приседают). Солнышко, пригрело своими лучами море. Стали капельки легкими, и поднялись на небо к маме-тучке (дети встают, поднимают руки вверх). Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не лезли, не брызгались. Теперь с мамой Тучкой побудьте, она без вас соскучилась.

Все радуются, игра закончена.

 

Используемая литература

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Замечательный материал

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Спасибо! замечательный материал для занятий с детьми

    Подробнее...

     
  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

Добавить статью на сайт