План - конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию для детей логопедической подготовительной группы
Тема: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в области музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально — эстетический вкус средствами музыки, интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их. Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом, навыки коммуникации.
Познавательное развитие
Используя разные виды деятельности, закрепить знания о музыкальных инструментах, об оркестре и дирижере. Развивать умение различать тембры инструментов. Закреплять знание о жанрах в музыке. Расширять кругозор детей. Развивать познавательную активность через использование ИКТ.
Речевое развитие
Развивать речь, как средство общения и культуры. Активизировать словарный запас по теме. Формировать навыки четкого произношения слов песен. Обогащать активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам». Отрабатывать дикцию, правильно произносить слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Работать над артикуляцией. Автоматизировать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому; слогов «гу» (низким голосом), «шур», «динь» (высоким голосом), «дзинь» (высоким голосом).
Физическое развитие
Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии (игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика). Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма, мелкую моторику рук, координацию движений. Совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.
Художественно-эстетическое развитие
Ввести ребенка в мир искусства через творчество. Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость, слух, воображение, навыки в нетрадиционной технике рисования. Способствовать развитию детского творчества.
Предварительная работа:
- знакомство с музыкальными инструментами, их классификацией;
- знакомство с «Вальсом» Г. Свиридова;
- разучивание песни;
- знакомство с музыкально – дидактической игрой «Песня – танец – марш»;
- Индивидуальная работа с детьми.
Методы и приемы:
- практические: игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика, создание художественного продукта;
- наглядные: рассматривание, показ;
- словесные: рассказ и вопросы музыкального руководителя, ситуативный разговор.
Музыкальный репертуар:
Слушание: «Вальс» Г. Свиридова;
Валеологическая распевка: «Здравствуй, солнце золотое» О. Арсеневской;
Пение: «Вместе весело шагать» В. Шаинского;
Двигательное упражнение: «По дорожке» под муз. Е Тиличеевой, Т. Ломовой;
Музыкально – дидактическая игра: «Песня – танец - марш»: «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» Г. Свиридова, «Полька» С. Рахманинова;
Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу».
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, фонограммы произведений;
видеопрезентация «Музыкальные загадки»; пособие «Веселые ладошки»; детские музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, маракасы, дудочки, треугольники, барабаны.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Музыкальная | 1. Слушание музыкальный пьесы Г. Свиридова «Вальс».
Цель: Развивать умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки. Различать и называть жанр музыкального произведения, различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их. 2. Исполнение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского. Цель: Формировать вокально-хоровые навыки, выразительность исполнения; отрабатывать дикцию, пополнять словарный запас. Петь коллективно и индивидуально. 3. Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу». Цель: Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах. |
Двигательная | 1. Двигательное упражнение «По дорожке».
Цель: Развивать двигательную активность, совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу. 2. Игровой массаж «Погреем друг друга». Цель: Развивать тактильное восприятие, координацию речи с движением. |
Игровая |
1. Пальчиковая гимнастика «Музыканты». Цель: Развивать координацию речи с движением, эмоциональную выразительность речи, двигательную активность; физические качества – крупную и мелкую моторики.2. Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш». Цель: Развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш. |
Коммуникативная |
1. Валеологическая распевка по принципу «эхо». Цель: Развивать воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов.2. Проговаривание стихотворения «В лесу». Цель: Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом. Отрабатывать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому; слогов «гу» (низким голосом), «шур», «динь» (высоким голосом), «дзинь» (высоким голосом). |
Восприятие художественной литературы и фольклора | 1. Загадка о музыкальных инструментах.
Цель: Пополнять литературный багаж загадками. |
Изобразительная | 1. Рисование в нетрадиционной технике любого музыкального инструмента по желанию.
Цель: Способствовать развитию детского творчества, развивать навыки в нетрадиционной технике рисования. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
1. | Встречает детей в музыкальном зале.
Приветствие по принципу «эхо» валеологической распевкой:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Шлем привет мы всем вокруг. Я твой друг и ты мой друг! Шлем привет мы всем гостям, Очень, очень рады вам! |
Заходят в музыкальный зал,
встают полукругом, здороваются, повторяя за музыкальным руководителем построчно слова валеологической распевки.
|
Повышена мотивация к содержанию НОД.
Развито воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов. |
2. |
Введение в игровую ситуацию. Двигательное упражнение «По дорожке»
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные препятствия. Ну, что готовы?
- Друг за другом мы идем, ножки поднимаем, И в страну волшебную весело шагаем. Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки, Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит. Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. По тропинке мы, легко весело бежали. Вот страна волшебная, мы тебя узнали! |
Встают по кругу, выполняют движения по тексту:
идут, высоко поднимая колени;
идут на носочках;
вращение туловищем вправо и влево;
скачут на правой ноге;
скачут на левой ноге;
бегут по кругу;
бегут и машут руками над головой.
Садятся на места. |
Развита двигательная активность, умение двигаться в соответствии с музыкой, чувство ритма, координация движений. Совершенствуются основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу. |
3. |
Беседа о музыкальных инструментах с презентацией
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.
На земле у каждого есть родимый дом. Хорошо и весело, и уютно в нем. У собаки — конура, у лисы — нора, А у птичек дом — гнездо, у совы — дупло. Отгадай загадку, маленький мой друг, Где живет, по-твоему, музыкальный звук? - Где же, ребята живет музыкальный звук? - Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты. А сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем. Ответы детей сопровождает показом слайдов.
|
Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды презентации. | Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развита познавательная активность через использование ИКТ. |
4. |
Музыкальные загадки с презентацией
- Ребята, у меня есть волшебные загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать?
- Я загадываю загадку, если вы ее отгадываете, то на экране появится картинка и вы услышите, как звучит этот инструмент. Загадывает загадки:
Черно-белых клавиш! А научишься играть – Ты себя прославишь. Отнесись к нему серьезно – Скоро станешь виртуозом.
Инструмент чуть больше скрипки. Он ее ближайший друг, Но немного ниже звук. Есть и струны, и смычок, В музыке не новичок!
Ей помочь в оркестре рад. Он и альту верный друг, У него басовый звук. Он смычковый исполин, Крупный важный господин.
Хоть кого о ней спроси! У нее лишь три струны, Но она - любовь страны. Выйдет Ваня за плетень И сыграет «трень» да «брень».
Инструмент, внутри пустой. Палочки упруго бьют, Ритм ансамблю задают. Он всегда бывает рад За собой вести парад.
И народ идет вприсядку! А трехрядка неплоха – Есть и кнопки, и меха. И веселые старушки Под нее поют частушки!
В древние века Дунул тихий ветерок В трубку тростника. Человек услышал вдруг Нежный мелодичный звук, И родился в тот момент Музыкальный инструмент.
Ну-ка, время не тяни! Я похожа на улитку, Медным трубам я сродни. Инструмент я духовой, И, бывает, полковой. |
Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают музыкальные загадки, слушают звучание музыкальных инструментов. | Обогащены музыкальные впечатления. Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развито умение различать тембры инструментов. Расширен кругозор детей. Пополнен литературный багаж загадками. Развита познавательная активность через использование ИКТ. |
5. |
Слушание пьесы Г. Свиридова «Вальс»
- Ребята, скажите, как одним словом называется: «Группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах одно музыкальное произведение?» Правильно! Оркестр. А кто главный человек оркестра? Конечно, дирижер!
Показывает слайды.
- Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр, послушаем с вами знакомую пьесу. - Скажите. Что за музыка прозвучала? Правильно. Это «Вальс» композитора Г. Свиридова «Вальс». - Скажите. Что означает слово «Вальс»? - Правильно, «Вальс» — означает «кружение». А какой характер у этого вальса? Давайте охарактеризуем, подберем слова. - Кто какие инструменты услышал? |
Отвечают на вопросы об оркестре и дирижере. Прослушивают, узнают и называют музыкальную пьесу Г. Свиридова «Вальс», подбирают слова для определения характера произведения, называют музыкальные инструменты, исполняющие его. | Закреплены знания об оркестре и дирижере, о жанрах в музыке. Развито умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки, умение различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их. |
6. |
Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем спальчиками.
Балалайка, балалайка Нам сегодня поиграй - ка. Разверни бока баян. Барабань наш барабан. Ты рояль, сыграй нам песни, Чтобы стало интересней. Бубен звонкий и тугой, Ты звени, стучи и пой. Заиграй-ка скрипка в лад, Всех развесели ребят! |
Показывают движения в соответствии с текстом. | Развита координация речи с движением, эмоциональная выразительность речи, двигательная активность, мелкая моторика.
|
7.
|
Пение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского
- А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? Правильно — это наш голос. И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать?
- Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним «Вместе весело шагать» композитора В. Шаинского. Я пою, а вы за мной повторяете. Исполняет песню. Работает над дикцией и артикуляцией.
- Ребята, когда я пела одна, кем я была? - Правильно солистом, а вы были? - Совершенно верно, хор. А кто из вас хочет стать солистом? Песня повторяется с солистами — детьми. |
Отвечают на вопрос.
Отрабатывают дикцию, правильно произносят слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Выразительно исполняют песню с солистами и хором.
|
Сформированы вокально-хоровые навыки, умение выразительного исполнения коллективно и индивидуально; отработана дикция, обогащен активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам». |
8. |
Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш»
- Теперь я предлагаю вспомнить три кита в музыке.
- Это правильно песня, танец и марш. Вот у вас на столе лежат «Веселые ладошки». Одевайте их на ручки и слушайте задание. Когда я буду играть марш вы маршируете, если заиграет танцевальная музыка, то и ваши ладошки будут танцевать. А если я запою песню, то ладошки должны лечь спать, потому, что я буду петь какую песню? Правильно, колыбельную. Проводит игру.
|
Называют музыкальные жанры (три кита в музыке),
надевают «Веселые ладошки» и сопровождают прослушивание музыки соответствующими движениями ладошек. |
Развиты эмоциональная отзывчивость, слух, представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш. |
9. |
Игра на музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу»
- Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.
Раздает музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, бубны, барабаны, дудочки, треугольники.
Ранним утром на рассвете: «Шур – шур - шур, Шур – шур - шур». То ли аист, то ли ветер: «Шур – шур - шур, Шур – шур - шур». Пролетел среди берез: «А - а, А - а!» Новость свежую принес: «А - а, А - а!» И по лесу слухи, слухи: «Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» Полетели словно мухи: «Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» Покатился лесом гул: «Гу – гу - гу, Гу – гу - гу!» То спросонок лес вздохнул, То спросонок лес вздохнул, И посыпалась роса: «Динь-динь-динь, Динь-динь-динь!» Зазвучали голоса: «А-а-а, А-а-а!» |
Проговаривают все стихотворение, отдельно буквы и слоги, а потом озвучивают музыкальными инструментами:
Шуршать ладошками в ритме «ти-ти-та».
Маракасы в ритме «ти-ти-та».
Шуршать ладошками в ритме «ти-ти-та».
Маракасы в ритме «ти-ти-та».
Спеть от низкого звука к высокому.
На металлофоне сыграть глиссандо снизу вверх.
Проговаривать высоким звонким голосом.
На бубне - удар и тремоло.
Низким голосом в ритме «ти-ти-та»
На барабане двумя палочками.
Вдох носом, продолжительный выдох.
Играют на дудочке.
Проговаривать высоким звонким голосом.
Треугольники в ритме «ти-ти-та»
Дружно произносят
«А-А-А»
Тутти тремоло.
|
Развит артикуляционный аппарат, автоматизировано
произношение буквы «А» от низкого звука к высокому; слогов «гу» (низким голосом), «шур», «динь» (высоким голосом), «дзинь» (высоким голосом). Развито умение взаимодействовать друг с другом, навыки коммуникации. Сформированы навыки игры на детских музыкальных инструментах. |
10. |
Рисование в нетрадиционной технике
- Положите музыкальные инструменты и садитесь за столы. И сейчас я предлагаю вам нарисовать любой музыкальный инструмент по вашему желанию.
Проводится рисование в нетрадиционной технике.
- Давайте посмотрим на ваши рисунки. |
Рисуют любой музыкальный инструмент по своему желанию.
Показывают свои рисунки. |
Воспитано желание заниматься художественной деятельностью. Развито детское творчество, навыки в нетрадиционной технике рисования. |
11. |
Игровой массаж «Погреем друг друга»
- А сейчас, в завершении нашего занятия давайте сделаем игровой массаж. Выходите на коврик и вставайте друг за другом.
Идет по спинке холодок — Ок-ок-ок. Дует зимний ветерок — Ок-ок-ок. Сделаю тебе массаж — Аш-аш-аш. Тебя согрею, друг ты мой — Ой-ой-ой. |
Встают друг за другом, выполняют движения игрового массажа, сопровождая их словами стихотворения.
постукивают пальчиками по спине друг друга;
стучат ладонями по спине;
гладят ладонями;
стучат ладонями по спине; растирают ребрами ладоней;
стучат ладонями по спине;
поколачивают кулачками;
стучат ладонями по спине.
|
Развито тактильное восприятие, координация речи с движением. |
12. |
Рефлексия:
- На этом наше занятие закончилось. Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о музыкальных инструментах. Какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
На каких инструментах мы с вами играли? Какое произведение слушали? К какому жанру оно относится? А какие еще жанры в музыке вы знаете? |
Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. | Развито умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы.
Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД. |
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…
Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...