Итоговое занятие по развитию речи «В мире звуков»
Задачи:
- Развивать умение выполнять разборы моделей слов.
- Учить подбирать слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.
- Учить определять в словах первый гласный, третий, твердые и мягкие согласные звуки.
- Учить определять нахождение в словах гласных и согласных звуков: в начале, середине или в конце слова.
Предварительная работа: раздаточный материал со схемами к картинкам: дом, лист, кит; раздаточный материал с ребусами; раздаточный материал для игры «Волшебные домики».
Ход занятия.
Воспитатель: ребята у нас сегодня необычное занятие, мы должны показать нашим гостям чему мы научились за целый год. И начнем мы наше занятие с привычной нам игры. Игра с мячом «Цепочка слов»: дети встают в круги воспитатель бросает мяч произнося слово, ребенок должен бросить обратно мяч воспитателю и сказать слово начинающегося на последний звук предыдущего слова)
Воспитатель: ребята начнем мы сегодня занятие с замечательного звука. Этот звук вы прекрасно знаете. Я вам назову сейчас слово в котором этот звук находиться в середине, а вы отгадаете.
МАК
(дети называют звук [а])
Воспитатель: ребята, а что мы знаем о звуке [а] какой он? (дети отвечают, что он гласный -произносится беспрепятственно и т. д.)
Воспитатель: Ребята давайте разберём слова и узнаем в каком слове звук [а] находиться в середине, в начале и в конце слова. (на доске висят картинки: банан, груша, ананас и нарисованы схемы - в схеме по три клеточки.)
Воспитатель: ребята сейчас вам нужно определить, где находится звук [а] вначале, в середине или в конце в словах банан, груша, ананас. проводиться разбор слов с выходом детей к доске по усмотрению воспитателя)
Банан Груша Ананас
Воспитатель: молодцы ребята. Мы разобрали гласный звук а, давайте теперь проделаем аналогичное задание например для звука [к] (можно взять любой другой согласный звук).Ребята скажите этот звук гласный или нет?(дети отвечают обосновывая свой ответ). Ребята давайте определим нахождение звука в словах капуста, тыква
Капуста Тыква Лук
Воспитатель: Ребята давайте немножко отдохнём и поиграем в игру «Поймай звук». Будем ловить гласный звук [о]( можно взять любой звук). Если в слове слышно этот звук, то мы хлопаем в ладоши один раз, если нет то не хлопаем. Например: мост -хлопают, рак- не хлопают и тд.
Воспитатель: а сейчас ребята давайте выполним следующее задание - звуковой анализ слов дом, кит, лист.
Давайте определим первый звук в слове дом (дети отвечают, воспитатель постоянно задаёт наводящие вопросы: какой это звук – гласный или согласный, каким цветом он обозначается –синим. Таким образом разбирается каждый звук в слове дом и дети одновременно закрашивают клетки в схеме на раздаточном материале.
Игра «Живые модели» со словом кит. Ребята вы будете сейчас звуками слова кит. Читаете по схеме: «К-и-т».( Первый правильно ответивший ребенок выходит к доске, берет фишку и становится «звуком[ к]». Так же , читая слово по схеме, вызывается второй и третий «звуки» слова. Воспитатель помогает детям «звукам» занять свои места и вместе с группой хором «прочтите» слово : кит).
Ребята, а теперь самостоятельно выполните звуковой анализ слова лист.(Дети самостоятельно выполняют задание на раздаточном материале для получения модели слова.
Физкультурная зарядка «Дождь»
Воспитатель: теперь ребята давайте немножко подумаем и поработаем по картинкам. (Дети по усмотрению воспитателя выходят к доске и отмечают цветным карандашом первые звуки в названиях картинок, поставив зелёный, синий, красный крестик(около мягких согласных, твердых согласных, гласных звуков соответственно)
Воспитатель: ребята попробуйте теперь самостоятельно разгадать ребус (нужно назвать в ребусе слово, определить первые звуки данных слов и составить из этих звуков новое слово).
М
А
К
Воспитатель: молодцы ребята. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Вам понравилось наше занятие? (дети высказывают свои мысли по поводу занятия)
Читайте также |
---|
Музыкальная игра-сказка
Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...
Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…
Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет
Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…
Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...