Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:

«Звук и буква К. Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к и к’ в слове (игра «Ромашка»).

4. Познакомить с образом буквы К.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).

3. Развивать внимание и память.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.

6. Обогащать словарный запас.

7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать усидчивость.

3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

5. Повышать речевую активность.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

Оздоровительные:

1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.

2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).

3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.

Материалы и оборудование: Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.

Методы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.

Приёмы: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.

Дефектолог: Кто это?

Ответ детей: Это буква

Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?

Ответ детей: Это звук.

2. Основная часть.

Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».

Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?

Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).

Действия детей: Правильно выбирают зеркало.

Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?

Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.  

Задание: дети берут зеркала.

Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.

Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче - К’.

Действия детей: дети произносят звук К и К’.

Дефектолог: Какой этот звук?

Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.

Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.

Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.

Дефектолог: А теперь давайте поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).

Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.

Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.

3. Физкультминутка.

Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Действия детей: дети садятся на свои места

Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.

Действия детей: дети выбирают горох, палочки

Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?

Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.

Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?

Ответ детей: Из палочек

Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?

Задание: Считают дети: один, два, три.

Ответ детей: Всего три палочки

Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)

Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.

4. Итог занятия.

Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?

Ответ детей: Звук и буква К. Звук К - согласный, твёрдый и К’ - мягкий.

Дефектолог: занятие окончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...