Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «вода»

(подготовительная группа)

Задачи:

- Продолжать учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Познакомить с «новым» фразеологизмом «Как с гуся вода»;

- Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения;

- Расширять представления о взаимосвязи природы и человека;

- Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разнообразных сказок, картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня; перья куриные и гусиные, емкости с водой, пипетки, подносы, растительное масло.

Словарная работа: водомерка, водовоз, водокачка, водопровод, водосток, водоросли, водоворот, водопой, водолаз.

Фразеологизмы: «Как с гуся вода», «носить воду решетом», «И в огонь и в воду», «Пройти сквозь огонь и воду», «Много воды утекло», «Как две капли воды», «Водой не разольешь», «Как рыба в воде», «Толочь воду в ступе».

Предварительная работа: беседа о воде, фразеологизмах, разучивание пословиц о воде, чтение сказок «Сказка о попе и его работнике Балде», «Огонь, вода и медные трубы», «По щучьему веленью» и другие, загадывание загадок о воде.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте веселую песенку и скажите, о каком слове пойдет речь на сегодняшнем занятии. (звучит аудиозапись «Песенка Водовоза» из кинофильма «Волга – Волга») Может ли человек жить без воды? Какой бывает вода? (чистая, грязная, соленая, минеральная, пресная)Как люди использую воду? (тушат пожары, стирают, варят суп)

Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал.

Молчал я, как будто воды в рот набрал.

Зато болтуну мы ответить не прочь:

- Не хватит ли воду как в ступе толочь!

Мы можем лентяю сказать невзначай:

- Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идет,

Под камень лежачий вода не течет.

Лгунишка на врет, не поймешь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах то – вода!» (В. Суслов)

Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении? (ответы детей) Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (предположения детей) Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.

Проводится опыт. Как вы думаете, чьи это перья? Возьмите сначала куриное перо и полейте на него воду из баночки. Что вы видите? (перо намокло), а теперь полейте воду на гусиное перо. Что произошло?(вода стекла и перо не намокло, осталось прежним). А теперь мы проведем ещё один опыт. Поставьте кулачек, сейчас я на него капну капельку масла, а вы разотрите её пальчиком. Теперь возьмите пипетку и капните воду на руку пропитанную маслом. Что происходит? (вода скатилась, стекла полностью, т.к. жировой слой не дает воде проникнуть в кожу). А теперь капните воду на сухую руку. (вода стекла, но часть воды осталась на коже и намочила руку, так как нет защитного слоя) Воспитатель делает с детьми вывод( гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром)

Воспитатель: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут. А в жизни говорят «как с гуся вода» о таких людях, которым все не почем, все безразлично.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, наша Капелька (панно в виде большой капельки в юбочке с кармашками) нас зовет, она приготовила для нас какое – то задание. Я вижу у неё в кармашках карточки, пройдите и возьмите каждый по одной. (в кармашках Капельки картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня). Капелька спрашивает вас, какие необычные выражения со словом «вода» вы знаете? И просит объяснить их смысл. Каждый ребенок смотря на свою картинку вспоминает фразеологический оборот и пытается объяснить его смысл. При затруднении остальные дети помогают. (Носить воду решетом – делать что-то бесполезное; И в огонь и в воду – идти на самоотверженный поступок; Много воды утекло – много времени прошло; Как две капли воды – очень похожие ит.д.)

Воспитатель: Придумайте предложение о детском саде, группе или своих друзьях. Используйте в нем любое выражение со словом «вода» (ответы детей) (Я в детском саду чувствую себя как рыба в воде. Мы с Егором друзья – водой не разольешь. Мы на занятиях не толкем воду в ступе).

Воспитатель: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.

Не зная броду, не суйся в воду.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Чистая вода – для хвори беда.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Все не беда, коли есть хлеб да вода.

В этом доме и вода что мед.

Воду варить – вода и будет.

Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.

Мы с тобой как рыба с водой.

Воспитатель: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте поиграем с Капелькой (маленькой) и соберем семью к слову «вода». (Дети называют слова передавая друг другу капельку: водомерка, водопой, водосток, водовоз, водоворот, водолаз, водолей, водоросли, водопад, водокачка)

Воспитатель: Большая семья у слова «вода». Ой, смотрите сколько иллюстраций со сказками приготовила нам Капелька. Подойдите и возьмите только ту иллюстрацию к сказке, в которой упоминается вода. А теперь посмотрите друг у друга правильно ли вы выбрали. (дети отбирают иллюстрации с водой, лишние остаются). Ребята, не только в повседневной жизни встречаются необычные выражения со словом вода, они есть и в сказках. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» - Коза, уходя в лес, говорит козлятам: «Ведите себя тише воды ниже травы», а сказке «Огонь, вода и медные трубы» - герой прошел сквозь огонь и воду.

Капелька приготовила для вас ещё одно последнее задание. Она спрятала какое – то слово, (кроссворд) но для того чтобы его отгадать, нам надо разгадать загадки.

Меня не растили,

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку (снеговик)

 

Вода по воде плавает (лед)

 

Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце (родник)

 

В воде живет, а не рыба (рак)

Воспитатель: Какое слово спрятала Капелька? Правильно, вода.

Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе? (нет) Почему? Чем мы занимались? (проводили опыты с перьями, подбирали «семью» к слову вода, подбирали иллюстрации со сказками, в которых говорится о воде, придумывали предложения о детском саде, используя необычные выражения). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). А Капелька хочет подарить вам на память о нашем занятии каплю из моря знаний родного языка. (воспитатель от Капельки дарит маленькие капельки с фотографиями детей).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»   Цель: Закреплять знания о жизни диких животных – зайца, медведя, белки. Закреплять знания...

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового...

Читайте также

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...