Конспект по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» (ОБЖ) на тему «Личная гигиена»

(Старшая логопедическая группа)

 

Цель: пропаганда и укрепление навыков личной гигиены.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятием «личная гигиена».

2. Дать знания о значении личной гигиены для здоровья людей.

3. Формировать представление о здоровом образе жизни.

4. Закреплять навыки культуры внешнего вида.

5. Расширение кругозора детей.

6. Активизировать словарный запас.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать эмоциональное восприятие у детей с помощью художественной литературы.

3. Развивать память, мышление, слуховое внимание, воображение.

4. Развивать подвижную активность детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом и желание ухаживать за собой.

2. Воспитывать культуру здоровья дошкольников и воспитывать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Методы и приемы проведения ОД: практические, наглядные, словесные, игровые, показ, пояснение, разъяснение, вопросы к детям, контроль и оценка, анализ, синтез, обобщение.

Коррекционно–развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, развивать дыхательный аппарат, развивать координацию движений, темп и ритм речи.

Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:

Спортивная разминка «Веселая зарядка»; дидактические игры «Волшебный мешочек», «Режим дня»; Беседа «Где прячутся витаминки?»; закаливающие мероприятия (бодрящая гимнастика после сна, дыхательная гимнастика).

Оборудование: презентация (слайды), магнитофон, экран, медали по количеству детей, мыльные пузыри по количеству детей, картинки с изображением предметов личной гигиены, цветные карандаши, нарисованное на большом ватмане «дерево здоровья».

 

Ход ОД:

Дети под музыку вместе с воспитателем входят в группу, становятся в круг. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, дети здороваются

Воспитатель: Дети,

Подарите свою улыбку соседу слева,

Подарите свою улыбку соседу справа,

Улыбнитесь мне, а я вам,

Подарите улыбку нашим гостям,

А они подарят свою улыбку нам.

Воспитатель: Дети, каждый день, приходя в детский сад, вы говорите мне, а я вам «Здравствуйте». А кто из вас знает, что означает слово «здравствуйте?» (Отв. детей: люди желают друг другу здоровье. )

Воспитатель: - Как вы думаете, почему люди желают друг другу здоровья? (Отв. детей: они хотят, чтобы никто не болел.)

Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы никогда не болеть? (Отв. Детей.)

Воспитатель подводит детей к «дереву здоровья» и говорит: Это дерево здоровья. На нем необычные яблоки растут. Каждое яблоко подсказывает нам, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Давайте проверим, правильными ли были ваши ответы? Рассмотрите дерево внимательно и скажите мне, что нужно делать человеку, чтобы он не болел? (Отв. детей: человек должен правильно питаться, закаляться, заниматься спортом, ухаживать за собой, соблюдать режим дня.) Воспитатель обобщает ответы детей и говорит: «Чтобы не болеть, нужно обязательно выполнять следующие правила: соблюдать режим, правильно питаться, всегда быть чистым и опрятным, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе. Дети, сегодня мы поговорим о чистоте тела и опрятности и я предлагаю вам совершить экскурсию в город «Здоровья и Чистоты». В этом городе нас ждут разные испытания и задания. Чтобы попасть в город, нужно сказать волшебные слова. Возьмитесь за руки, четко произносите за мной волшебные слова.

Ли-лэ-ла

Ри-рэ-ра

Эни-бэни,

Рики-таки,

Сы-су-са

Появляйтесь чудеса. Хотим очутиться в городе чистоты и здоровья.

Воспитатель обращает внимание детей на экран и говорит вот перед вами город «Здоровья и чистоты». Город красивый, ухоженный, солнечный. В любом месте можно увидеть и поиграть с солнечными зайчиками.

Проводится гимнастика для глаз «Поймаем солнечного зайчика». (По указанию воспитателя дети посмотрели глазами вверх, вниз, часто поморгали, закрыли глаза, открыли) Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и говорит: слайд.)

«Правит этим городом царица чистоты Гигиена и помогает ей друг Мойдодыр. (Слайд.)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что такое гигиена. (ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей и говорит: Гигиена - это чистота тела, опрятность в одежде, прическе. (Слайды.)

Воспитатель: В городе чистоты и здоровья все жители чистюли. , потому что у царицы Гигиены много помощников, которые помогают жителям соблюдать правила гигиены. Кто они, эти помощники, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Вот вам первая загадка.

«Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит» . (Зубная щетка.) (Слайд.)

Молодцы! Правильно, это зубная щетка. Я приглашаю вас в музей зубной щетки. Смотрите сколько здесь разных щеток. Самая первая зубная щетка была придумана очень давно и выглядела она вот так. Сейчас зубная щетка выглядит иначе. (Показывается современная щетка.)

Сделана из пластмассы и все разные по цвету и форме. Есть детские и взрослые и даже электрические.

Воспитатель задает детям вопросы:

1) сколько раз нужно чистить зубы в день? (Ответы детей.)

2) когда нужно чистить зубы?

3) для чего мы чистим зубы?

Воспитатель обобщает ответы детей и говорит: Нужно 2 раза в день чистить зубы, что бы зубы были здоровые и красивые. Вы знаете, когда мы чистим зубы, мы защищаем их от микробов. Зубная щетка должна быть личная и менять ее нужно через 2 месяца. А вы знаете, что существует памятник зубной щетки. Он находится в немецком городе Крефельде (слайд).

Воспитатель загадывает следующую загадку про помощницу:

«Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится!» (Мыло.) (Слайд.)

Правильно, это мыло! Оно бывает разное: жидко и твердое.

Мыло нужно, чтобы убивать, микробы . Мыло- предмет гигиены, но одним мылом могут пользоваться многие люди. Воспитатель: когда нужно мыть руки? (Отв. детей: Мыть руки нужно перед едой и после посещения туалета, после прогулки на улице, после проезда на автобусе, а также его используют для стирки одежды.)

Воспитатель предлагает напомнить правила мытья рук. (Слайды.)

Воспитатель: дети, все жители города чистоты и здоровья занимаются спортом, мы тоже любим и можем заниматься спортом.

Физкультминутка: (выполняется под музыку).

«Это тоже я могу» (дети выполняют движения воспитателя, сопровождая их словами «Это тоже я могу»)

- Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?

- Руки вверх я подниму. - Это тоже я могу!

- Вправо-влево разведу. - Это тоже я могу!

- И , как, птица полечу. - Это тоже я могу!

- Головою поверчу. - Это тоже я могу!

- А потом присяду, встану, и нисколько не устану. - Это тоже я могу

- Я попрыгаю немного. -Это тоже я могу!

- И пешком пойду в дорогу. - Это тоже я могу!

- Если надо побегу. - Это тоже я могу!

- Все на свете я могу! (все вместе)

Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:

Вафельное, полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое? (Полотенце.) (Слайд).

Полотенце бывает маленькое и большое, и по цвету они бывают разные, и у каждого человека должно быть личное полотенце, как у нас в детском саду. (Слайд.)

Воспитатель загадывает загадку

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок.) (Слайды.)

Носовой платок это кусочек ткани или бумаги (одноразовые платочки) должен быть у каждого. Нужен когда у вас насморк, при чихании вы закрываете рот носовым платком.

Воспитатель: как вы думаете, носовой платок - это личное средство гигиены или им можно пользоваться всем? (Отв. Детей.) (Личное.)

Воспитатель загадывает загадку:

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка.) (Слайды.)

Мочалки бывают разные: для взрослых и детей. Сделаны из разного материала, цветные, разные по форме. Мочалка должна быть у каждого личная.

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Расческа.) (Слайды.)

Правильно расческа. Раньше она выглядела вот так деревянная, сейчас разные: и деревянные, и пластмассовые. По цвету и форме они разные. Должна быть у каждого личная расческа. Расческа нужна, чтобы вы выглядели опрятными и красивыми.

Ой, ребята смотрите, микробы поселились в городе. (Слайды.) Они очень сердитые, злые и вредные. Их можно увидеть только под микроскоп. (Слайды.) Как нам от них избавится? Чего они боятся?

- Ребята давайте, с помощью мыльных пузырей попробуем прогнать микробов. (Слайды.)

Дети встают со стульчиков и дуют в мыльные пузыри (дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»).

Воспитатель: Молодцы прогнали мы микробов. (Слайд.)

А что нужно соблюдать, чтоб они опять не пришли в город чистоты.

Ребята, чтобы быть сильными, здоровыми, что нужно еще больше двигаться, играть. И делать это нужно каждый день?

И мы с вами сейчас поиграем на игровой площадке в очищенном от микробов городе. Игра называется «сделай фигуру».

Пока звучит бубен, вы двигаетесь, как только бубен перестанет звучать, вы останавливаетесь и принимаете ту фигуру, которая будет изображена на карточке.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Воспитатель сообщает детям, что они будут продолжать играть и говорит: У вас на столах лежат карточки с красной и синей метками. На карточке с синей меткой найдите лишний предмет и зачеркните его. На карточке с красной меткой найдите предметы личной гигиены и выделите их. Перед игрой проводится пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика

Пять и пять пошли гулять. (Пальчики «шагают» по столу.)

Вместе весело играть. (Сжимание - разжимание пальцев рук.)

Повернулись, улыбнулись, (Вращение кистей рук.)

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. (Стучать кулачками.)

Воспитатель обращает внимание на осанку детей за столами:

Вы , ребята, посмотрите:

Все ли правильно сидите.

Быть прямой должна спина,

Как гитарная струна.

Ноги вы соедините,

Прямо голову держите.

Проводится игра «Найди лишнее», «Найди предметы личной гигиены» После выполнения задания воспитатель спрашивает детей, какие предметы оказались лишними и почему, какие предметы относятся к личным предметам гигиены.

После игры воспитатель сообщает детям, что их экскурсия закончилась и спрашивает у детей: « Вот и закончилась экскурсия в город Здоровья и Чистоты. Вам понравился этот город? С чем мы здесь познакомились? (Отв. детей (мы познакомились с правилами личной гигиены). Какой хороший поступок мы совершили в этом городе? (мы очистили город от микробов). С какими помощниками королевы Гигиены вы встретились? (мыло, полотенце, зубная щетка, мочалка, расческа).

Воспитатель: Я очень рада, что мы сегодня побывали в городе «Здоровья и чистоты». Вы стали настоящими чистюлями. Всем гостям города королева Гигиена дарит медали «Чистюля». Нам пора возвращаться. Скажем волшебные слова громко «Мы вместе и мы здоровы».

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. А сейчас мы пойдем гулять и там будем весело играть и здоровье улучшать.

 

Список литературы:

1. «Гигиена и здоровье. Тематический словарь в картинках: Мир человека». М.: Школьная пресса, 2011. - 32 с.

2. И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников». М. - Мозаика-Синтез, 2010 г.

3. В. А. Деркунская Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС Москва Творческий центр СФЕРА 2012.

4. http://nsportal. ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/06/derevo-zdorovya



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются...