Сайт для воспитателей детских садов



Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе
Тема «Транспорт. Дифференциация звуков Л и Р»

Цели: расширение и закрепление представлений о транспорте; дифференциация звуков Р и Л.

Задачи:

  • неречевые – развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний о транспорте;
  • речевые – актуализация и расширение словаря по теме «Транспорт», формирование связной речи, умения отгадывать загадки, умения отвечать полными предложениями, совершенствование фонематических представлений и навыка звукового анализа и синтеза;
  • педагогические – формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, развитие учебных навыков.

Оборудование:

магнитная доска, игрушка Незнайка, предметные картинки с изображением транспорта, большой мяч, 2 игрушечные машины, предметные картинки для упражнения на дифференциацию Л и Р, листочки с написанными правильно и неправильно буквами Л и Р, запись городского шума, презентация «Транспорт», компьютер.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент. Совершенствование слогового анализа и синтеза.)

Логопед включает звук городского шума и представляет гостя занятия – Незнайку.

Логопед. Ребята, к нам сегодня в гости приехал Незнайка. А на чем он приехал вы узнаете, если соберете слово из рассыпавшихся слогов: ши, на, ма (машина).

Дети: Машина!

Логопед. Правильно. Садитесь. Спинки, ножки подравняли. Теперь отгадайте загадки, и вы узнаете тему занятия.

Спозаранку за окошком –

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Дети. Это трамвай.

Логопед. Правильно. Держусь я только на ходу, если стану – упаду.

Дети. Велосипед.

Логопед. Угадали. Я мчусь, держусь за провода! Не заблужусь я никогда.

Дети. Это троллейбус.

Логопед. Молодцы! Правильно.

2. Беседа о транспорте с рассматриванием картинок. (Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт». Закрепление понятий «грузовой» и «пассажирский» транспорт.)

Логопед выставляет на мольберт картинки с пассажирским транспортом.

Логопед. Какой транспорт вы видите?

Дети. Троллейбус, автобус, мотоцикл, автомобили.

Логопед. Кого перевозит этот транспорт и как он называется?

Дети. Этот транспорт перевозит пассажиров. Называется пассажирский транспорт.

Логопед. Верно.

Логопед выставляет картинки грузового транспорта.

Логопед. Теперь какой вы видите транспорт?

Дети. Это грузовик, самосвал, фургон. Это грузовой транспорт.

Логопед. Правильно. Где передвигается весь этот транспорт? Напоминаю, что отвечать надо полным предложением.

Дети. Этот транспорт передвигается по дороге.

Логопед. Правильно, и поэтому его называют дорожным транспортом.

Логопед выставляет картинки с воздушным, железнодорожным, водным, подземным транспортом. Проводит такое же рассуждение о воздушном, водном, железнодорожном транспорте.

3. Игра «4-й лишний». (Развитие зрительного внимания, логического мышления.)

Логопед включает 6-й слайд презентации «Транспорт».

Логопед. Нужно в каждом ряду найти лишний предмет и объяснить, почему.

Дети. В первом ряду (грузовик, машина, корабль, автобус) лишний корабль, так как это водный транспорт, а остальной – наземный.

Во втором ряду (трамвай, самолет, метро, поезд) лишний самолет, так как он летит в воздухе, а остальной транспорт перемещается по рельсам.

В третьем ряду (троллейбус, мотоцикл, велосипед, самокат) лишний троллейбус, так как у него 4 колеса, а остального транспорта – по 2.

Логопед. Молодцы. Правильно.

4. Артикуляционная гимнастика «Водный транспорт». (Развитие артикуляционной моторики.)

Логопед приглашает детей пройти к зеркалу и выполнить упражнения для языка, отработанные на индивидуальных занятиях.

Дети выполняют упражнения «Лодочка», «Пароход».

5. Упражнение «Объясни слово». (Словообразование существительных путем сложения основ.)

Логопед. Части слова мы слагаем, в играх транспорт повторяем.

Само + лет получаем… (самолет). Почему так называется?

Дети. Потому что сам летает.

Само + кат получаем… (самокат). Почему так называется?

Само + ход получаем… (самоход). Почему так называется?

(Слова для игры: снегоход, вездеход, луноход, бензовоз, молоковоз).

6. Упражнение «Сравни самолет и ракету». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Игра с большим мячом.

Логопед приглашает детей встать в круг.

Логопед. Предлагаю поиграть в игру «Самолет и ракета». Я начинаю предложение и бросаю мяч, а вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Например, самолет летит высоко, а ракета… выше.

Самолет летит далеко, а ракета… дальше. Самолет летит быстро, а ракета… быстрее. Самолет мощный, а ракета… мощнее. Самолет большой, а ракета… больше. Самолет тяжелый, а ракета… тяжелее. Самолет просторный, а ракета… просторнее. Самолет длинный, а ракета… длиннее. Самолет быстроходный, а ракета… быстроходнее.

7. Разгадывание ребуса. (Развитие навыков звукобуквенного анализа.)

Логопед. Незнайка принес ребус и говорит, что вы никогда его не разгадаете. Что же за слово в нем скрыто?

Логопед показывает ребус со словом «трамвай».

Д: Трамвай!

Л: А как вы догадались?

Д: Слог трам написан в букве «А», а потом написана буква «Й».

Логопед. Молодцы, ребята. Я горжусь вами. А Незнайке надо прийти к нам в детский сад и поучиться.

8. Динамическая пауза. Игра «Машины». (Координация речи с движением, ориентировка в пространстве, развитие воображения.)

Логопед приглашает детей выйти из-за столов и превратиться в машины.

На улице нашей машины, машины. Дети двигаются из одного конца группы в

Машины-малютки, машины большие. другой, держа в руках воображаемый руль.

Спешат грузовые, фырчат легковые. Делают разворот, двигаются в противо-

Торопятся, мчатся, как будто живые. положную сторону.

9. Самомассаж «По морям и океанам». (Развитие мелкой моторики.)

Логопед. Я тоже припасла интересное задание. Незнайка не справился. Вам, я думаю, оно по силам, так как вы – команда. Будем работать карандашами, поэтому сначала разминка для пальчиков «По морям и океанам».

По морям и океанам

(Погладить левую ладонь от кончиков пальцев к кисти правой рукой.)

Судна водят капитаны

(Растереть левую ладонь указательным и средним пальцами правой руки по кругу.)

То на север, то на юг,

(Выполнить пиление левой ладошки ребром правой ладони слева направо и обратно.)

Даже могут сделать круг.

(Выполнить пальчиковый «душ» по левой ладошке.)

И большие корабли

(Размять левую ладошку большим пальцем правой руки по кругу спиралевидными движениями.)

Обойдут вокруг земли.

(Погладить одну ладошку другой по кругу.)

(Выполнить самомассаж на правой руке.)

10. Кроссворд. (Развитие навыка звукобуквенного анализа, навыка чтения)

Логопед. А теперь мое задание. Надо решить кроссворд.

Решение кроссворда «Транспорт». Слово – «метро».

машина

поезд

автобус

трактор

пароход

Логопед. Правильно. Решив этот кроссворд, мы с вами вспомнили еще один вид транспорта – подземный.

Логопед выставляет картинку метро.

11. Игра «Машины». (Автоматизация в игре правильного произношения и дифференциация звуков Л – Р.)

Логопед. Еще не все. Сегодня к нам приехали две машины. Одна машина марки «Л», вторая – марки «Р». Что вы знаете об этих буквах?

Дети. Это согласные буквы.

Логопед. Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы.

Дети. Звуки Л и Р - согласные, твердые, звонкие.

Логопед. Чем отличаются эти звуки?

Дети. Произношением. Артикуляцией.

Логопед. Правильно. Я сейчас раздам картинки. Надо определить, какой звук Р или Л есть в названии вашей картинки, и назвать в какой машине поедет эта картинка.

Логопед раздает предметные картинки детям с правильным произношением звуков Л и Р. Картинки: лук, лампа, радуга, крот, юла, забор.

Логопед. Образец ответа: это лук. В слове лук есть звук Л. Картинка поедет в машине марки «Л».

12. Упражнение «Путаница». (Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед раздает детям листочки с написанными буквами Л и Р.

Логопед. Обвести только правильно написанные буквы Л и Р.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

13. Упражнение «Кто лучше всех?». (Автоматизация правильного произношения звуков Л, Р; работа над дикцией.)

Логопед. В конце занятия проведем соревнование. Посмотрим, кто лучше всех повторит скороговорку о транспорте. Старайтесь говорить четко, правильно произносить все звуки. Повторить скороговорку нужно два раза.

ТРАМВАЙ ТРАВМИРОВАЛ ТРОЛЛЕЙБУС.

Дети проговаривают скороговорку.

Логопед называет победителя.

14. Итог занятия. Вспомнить, о чем говорили на занятии, чем занимались. Положительная оценка работы всех детей.

 

Список используемой литературы:

Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • татьяна
    Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Марина
    Предлагаем Ортопедические массажные коврики "Орто Пазл"!!! Поле зная игрушка для вашего ребенка В ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Оставляйте координаты, электронный адрес

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Коллеги! Пишите на tatyta055@mail.ru, все подробности письмом

    Подробнее...

     
  • Эльвира
    [quote name="Татьяна"] Уважаемые коллеги! На данный момент написана методика проведения занятий по ...

    Подробнее...