Интегрированное НОД по звуковой культуре речи с детьми старшей группы (с диагнозом ОНР II-го ур. р.)
Логопедическая тема: «Развитие подвижности кончика языка с механической помощью и без неё».
Цель: Автоматизировать специальные упражнения для вибрации кончика языка, вызвать звук Р без механической помощи, работать с профилем звука.
Задачи:
1. Развитие артикуляторного аппарата.
2. Развивать подвижности губ и мышц языка.
3. Развитие подвижности кончика языка.
Оборудование: зеркала, соски, шпатели, профили.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
1. Организационный момент.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. - «Оскал» - челюсти сомкнуты, рот раскрыт с оскаленными зубами, сомкнуть челюсти, сомкнуть губы. «Хоботок» - при вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звуки С, З, И. - «Трубочка» - вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты). - «Лопатка» - широкий, расслабленный язык, высунуть вперед и удерживать 10-15 секунд (при напряжении пошлепать губами). - «Жало» - узкий, напряженный язык высунуть вперед и удерживать 10-15 сек. - Чередование «лопатка - жало» 3. Развитие подвижности кончика языка. - «Промывание нёба». - Постукивание языком за верхними и нижними зубами. - Постукивание языком за верхними зубами по алвеолам при прижатии широкого языка к боковым зубам – «качели». То же с частым произнесением звуков Т – т –т и Д –Д – Д. - Работа над развитием вибрации кончика языка («балалайка» с механической помощью). Колебательные движения вызываются с помощью соски при частом произнесении: «ТТТТ», «ДДДД», «ЗЗЗЗ», «ЖЖЖЖ». 4. «Игра на балалайке» (дети отрабатывают частые постукивания кончиком языка с повторением звука «Д ДД» на любой мотив, например, «во поле берёзка стояла», «голубой вагон». Упражнение на получение изолированного звука путем отрыва шпателя из-под вибрирующего кончика языка при сильной струе воздуха. ДДДДД – РРРРР – 5. Коррекция изолированного звука Р (работа над длительностью, силой, частотой и плавностью). 6. Работа с профилем звука Р. - Беседа об органах речи, участвующих в произнесении звука Р. - Показ на профиле положения органов речи при произнесении звука Р. - Показ положения языка кистью руки. - Показ артикуляции звука Р логопедам перед зеркалом. 7. Имитационная игра «самолёт». Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел на самолёте в гости к Юре и маме. Юра с мамой поехали на аэродром встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал шум мотора самолета: Р – Р – Р. Но вот самолет остановился, пассажиры стали выходить из самолета, и Юра увидел своего папу. Он побежал к папе навстречу. Потом по дороге Юра вспомнил, как работал мотор самолета, и повторял Р-Р-Р! Ребята как работает мотор самолета? 8. Оценка результатов. |
Настроить детей на занятие.
Выполняют упражнения.
Повторяют за логопедом.
Повторяют за логопедом.
Слушают и запоминают.
Слушают рассказ и повторяет за логопедом.
Отвечают на вопрос. |
Читайте также |
---|
Проектная работа «Русские народные сказки»
Проектная работа «Русские народные сказки»
«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…
«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...