Интегрированное НОД по звуковой культуре речи с детьми старшей группы (с диагнозом ОНР II-го ур. р.)

 

Логопедическая тема: «Развитие подвижности кончика языка с механической помощью и без неё».

Цель: Автоматизировать специальные упражнения для вибрации кончика языка, вызвать звук Р без механической помощи, работать с профилем звука.

Задачи:

1.     Развитие артикуляторного аппарата.

2.     Развивать подвижности губ и мышц языка.

3.     Развитие подвижности кончика языка.

Оборудование: зеркала, соски, шпатели, профили.

 

Ход занятия:

Деятельность логопеда Деятельность ребенка
1. Организационный момент.

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

- «Оскал» - челюсти сомкнуты, рот раскрыт с оскаленными зубами, сомкнуть челюсти, сомкнуть губы.

«Хоботок» - при вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звуки С, З, И.

- «Трубочка» - вытягивание губ вперед     (зубы сомкнуты).

- «Лопатка» - широкий, расслабленный язык, высунуть вперед и удерживать 10-15 секунд (при напряжении пошлепать губами).

- «Жало» - узкий, напряженный язык высунуть вперед и удерживать 10-15 сек.

- Чередование «лопатка - жало»

3.  Развитие подвижности кончика языка.

- «Промывание нёба».

- Постукивание языком за верхними и нижними зубами.

- Постукивание языком за верхними зубами по алвеолам при прижатии широкого языка к боковым зубам – «качели».

То же с частым произнесением звуков

Т – т –т и Д –Д – Д.

- Работа над развитием вибрации кончика языка («балалайка» с механической помощью). Колебательные движения вызываются с помощью соски при частом произнесении:

«ТТТТ», «ДДДД», «ЗЗЗЗ», «ЖЖЖЖ».

4. «Игра на балалайке» (дети отрабатывают частые постукивания кончиком языка с повторением звука «Д ДД» на любой мотив, например, «во поле берёзка стояла», «голубой вагон».

Упражнение на получение изолированного звука путем отрыва шпателя из-под вибрирующего кончика языка при сильной струе воздуха.

ДДДДД – РРРРР –

5. Коррекция изолированного звука Р (работа над длительностью, силой, частотой и плавностью).

6. Работа с профилем звука Р.

- Беседа об органах речи, участвующих в произнесении звука Р.

- Показ на профиле положения органов речи при произнесении звука Р.

- Показ положения языка кистью руки.

- Показ артикуляции звука Р логопедам перед зеркалом.

7. Имитационная игра «самолёт».

Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел на самолёте в гости к Юре и маме. Юра с мамой поехали на аэродром встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал шум мотора самолета: Р – Р – Р. Но вот самолет остановился, пассажиры стали выходить из самолета, и Юра увидел своего папу. Он побежал к папе навстречу. Потом по дороге Юра вспомнил, как работал мотор самолета, и повторял Р-Р-Р!

Ребята как работает мотор самолета?

8. Оценка результатов.

Настроить детей на занятие.

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

Повторяют за логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и запоминают.

 

 

 

 

Слушают рассказ и повторяет за логопедом.

 

Отвечают на вопрос.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Читайте также

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники –…

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением...

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...