Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:
«Невероятное приключение Фомы и Фоки»
Цели: познакомить со звуком [Ф] и буквой Ф.
Задачи.
Образовательные.
- Учить выделять из слов на слух согласный звук [ф], узнавать графический образ звука [ф] – букву Ф, формировать навыки слогового чтения.
- Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные; упражнять в определении места звука в словах.
Развивающие.
Развивать фонематическое восприятие, связную речь, логическое мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Воспитательные.
Воспитывать отзывчивость и желание приходить на помощь.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация PowerPoint, зеркала, карандаши, карточки «Укажи место звука [ф]», картинки с изображением предметов со звуком [ф], фишки синего цвета, сундук, коробка с конфетами.
Ход НОД
Организационный момент
Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте пожелаем им доброго утра.
Утреннее приветствие
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Я очень рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться! (Сели на стулья.)
Вводная часть
- Ребята, к нам еще прибыли необычные гости. А кто, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?Космонавт
Из ракеты появляются фигурки космонавта Фомки и его кота Фоки (на слайде).
Космонавта зовут Фома, а это его друг – кот Фока.
- Они путешествуют на звуколёте и помогают потерявшимся звукам вернуться на свою звезду. В их звуколет попал неизвестный звук, и из-за этого случилась поломка. Но в каком отсеке он находится, они не знают.
- Ребята, поможете космонавтам починить звуколет?
- Конечно, поможем! (Хором.)
- Тогда проходите в звуколёт.
- Вот беда, мы не знаем как устроен звуколет. Как нам найти нужный отсек? Что нам для этого нужно?
- Нам необходим план звуколета с указанием маршрута движения. Мы будем на план смотреть и в отмеченных отсеках задания выполнять.
Отсек 1 «Кабина управления»
- Ребята, кот Фомка очень расстроился из-за поломки на звуколете. Он все время фыркает: «Ф-Ф-Ф».
- Как фыркает кот Фока?
- Как вы думаете, какой звук нам мешает продолжить полет? [ф]
Давайте попробуем его найти в звуколете и исправим все неполадки.
Давайте с вами вспомним, как зовут наших космонавтов. Есть ли в их именах звук Ф? Назовите еще раз имена.
А теперь возьмите зеркала в руки и произнесите звук Ф. Посмотрите, что происходит с нашим ртом при произношении этого звука.
Дети: (произносят многократно звук, смотрят в зеркало) – верхние зубы соприкасаются с нижней губой. Они и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу.
Вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук? согласный.
[Ф] - согласный, твердый.
Как вы определили, что он твердый? При произношении мягкого звука, губы улыбаются. А при произношении твердого - не улыбаются.
Звук Ф показать на презентации.
- Ребята, вы нашли звук, который мешает космонавтам продолжить свой путь. Давайте вместе с нашими друзьями исправим неполадки в звуколете.
В какой следующий по порядку отсек мы с вами отправимся?
Отсек 2 «Приборный отсек»
Игра «Поймай звук»
В полете нам потребуются предметы, но только те в названиях, которых есть звук Ф (шарф, фонарик, фотоаппарат, флаг, фрукты). Давайте найдем эти предметы и соберем их в космический сундук.
А теперь давайте проверим.
Отсек 3 «Дидактическая игра «Укажи место звука»
А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находится звук [ф] – в начале, в середине или в конце слова.
Перед вами на столах лежат карточки. Рассмотрите их. На них изображены предметы и схемы под ними. Каждый про себя проговорите слово и закрасьте синим карандашом соответствующие клеточки на схеме, где слышитсязвук Ф.
Проверить презентации.
- И с этим заданием справились! Идем дальше!
Космическая зарядка
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы стать космонавтами? Тогда со стульчиков сейчас встаем и на космическую зарядку мы идем. Фома и Фока, любят делать такую зарядку.
Физкультминутка «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью).
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках.)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками.)
Приседать и вновь вставать (Приседают.)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх.)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе.)
Отсек 4 Знакомство с буквой Ф.
Мы сегодня слушали и произносили звук [ф]. Этот звук обозначают буквой ЭФ (показывает слайд с изображением буквы Ф). Из каких элементов состоит буква? (из одной палочки и двух полукругов. Всего три элемента. На что похожа буква Ф? (Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, показывает картинки-символы и читает стихи:
- Филин, два огромных глаза, Букву Ф напомнит сразу.
- Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки.
- Федя ходит – руки в боки, значит, выучил уроки.
Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
А давайте из фишек выложим букву Ф (группами). А почему фишки синего цвета?
- Замечательно!
Отсек 5 «Чтение слогов»
В этом отсеке мы будем правильно читать, говорить, не отставать.
Звуку Ф очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук Ф сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Вместе: А, Ф; О, Ф; У. Ф; Ф, О; Ф, А; Ф, Ы; Ф, И.
Заключительная часть
- Ребята, вы помогли исправить все неполадки, которые создавал звук Ф. Я предлагаю этот звук отправить на звезду к его друзьям звукам. А вот на какую звезду, вы должны сами определить. У нас есть три звезды. Как вы думаете, где живут друзья звука Ф? на синей.
- Почему? Потому что звук Ф - согласный, твердый.
- Твердость, каким цветом обозначается? Синим.
- «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
- «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»
- Фома благодарит вас за то, что вы ему помогли. По очереди подходите и конфету «космическую» получите.
- Ребята, спасибо вам за активную работу! Вы сегодня замечательно справились с заданиями! Скажите всем гостям до свидания.
Дети расходятся по группе.
Читайте также |
---|
Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…
Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...