Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:
«Невероятное приключение Фомы и Фоки»

 

Цели: познакомить со звуком [Ф] и буквой Ф.

Задачи.

Образовательные.

  1. Учить выделять из слов на слух согласный звук [ф], узнавать графический образ звука [ф] – букву Ф, формировать навыки слогового чтения.
  2. Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные; упражнять в определении места звука в словах.

Развивающие.

Развивать фонематическое восприятие, связную речь, логическое мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Воспитательные.

Воспитывать отзывчивость и желание приходить на помощь.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация PowerPoint, зеркала, карандаши, карточки «Укажи место звука [ф]», картинки с изображением предметов со звуком [ф], фишки синего цвета, сундук, коробка с конфетами.

 

Ход НОД

Организационный момент

Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте пожелаем им доброго утра.

Утреннее приветствие

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Я очень рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться! (Сели на стулья.)

Вводная часть

- Ребята, к нам еще прибыли необычные гости. А кто, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?Космонавт

Из ракеты появляются фигурки космонавта Фомки и его кота Фоки (на слайде).

Космонавта зовут Фома, а это его друг – кот Фока.

- Они путешествуют на звуколёте и помогают потерявшимся звукам вернуться на свою звезду. В их звуколет попал неизвестный звук, и из-за этого случилась поломка. Но в каком отсеке он находится, они не знают.

- Ребята, поможете космонавтам починить звуколет?

- Конечно, поможем! (Хором.)

- Тогда проходите в звуколёт.

- Вот беда, мы не знаем как устроен звуколет. Как нам найти нужный отсек? Что нам для этого нужно?

- Нам необходим план звуколета с указанием маршрута движения. Мы будем на план смотреть и в отмеченных отсеках задания выполнять.

Отсек 1 «Кабина управления»

- Ребята, кот Фомка очень расстроился из-за поломки на звуколете. Он все время фыркает: «Ф-Ф-Ф».

- Как фыркает кот Фока?

- Как вы думаете, какой звук нам мешает продолжить полет? [ф]

Давайте попробуем его найти в звуколете и исправим все неполадки.

Давайте с вами вспомним, как зовут наших космонавтов. Есть ли в их именах звук Ф? Назовите еще раз имена.

А теперь возьмите зеркала в руки и произнесите звук Ф. Посмотрите, что происходит с нашим ртом при произношении этого звука.

Дети: (произносят многократно звук, смотрят в зеркало) – верхние зубы соприкасаются с нижней губой. Они и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу.

Вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук? согласный.

[Ф] - согласный, твердый.

Как вы определили, что он твердый? При произношении мягкого звука, губы улыбаются. А при произношении твердого - не улыбаются.

Звук Ф показать на презентации.

- Ребята, вы нашли звук, который мешает космонавтам продолжить свой путь. Давайте вместе с нашими друзьями исправим неполадки в звуколете.

В какой следующий по порядку отсек мы с вами отправимся?

Отсек 2 «Приборный отсек»

Игра «Поймай звук»

В полете нам потребуются предметы, но только те в названиях, которых есть звук Ф (шарф, фонарик, фотоаппарат, флаг, фрукты). Давайте найдем эти предметы и соберем их в космический сундук.

А теперь давайте проверим.

Отсек 3 «Дидактическая игра «Укажи место звука»

А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находится звук [ф] – в начале, в середине или в конце слова.

Перед вами на столах лежат карточки. Рассмотрите их. На них изображены предметы и схемы под ними. Каждый про себя проговорите слово и закрасьте синим карандашом соответствующие клеточки на схеме, где слышитсязвук Ф.

Проверить презентации.

- И с этим заданием справились! Идем дальше!

Космическая зарядка

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы стать космонавтами? Тогда со стульчиков сейчас встаем и на космическую зарядку мы идем. Фома и Фока, любят делать такую зарядку.

Физкультминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью).

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках.)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками.)

Приседать и вновь вставать (Приседают.)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх.)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе.)

Отсек 4 Знакомство с буквой Ф.

Мы сегодня слушали и произносили звук [ф]. Этот звук обозначают буквой ЭФ (показывает слайд с изображением буквы Ф). Из каких элементов состоит буква? (из одной палочки и двух полукругов. Всего три элемента. На что похожа буква Ф? (Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показывает картинки-символы и читает стихи:

- Филин, два огромных глаза, Букву Ф напомнит сразу.

- Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки.

- Федя ходит – руки в боки, значит, выучил уроки.

Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

А давайте из фишек выложим букву Ф (группами). А почему фишки синего цвета?

- Замечательно!

Отсек 5 «Чтение слогов»

В этом отсеке мы будем правильно читать, говорить, не отставать.

Звуку Ф очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук Ф сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Вместе: А, Ф; О, Ф; У. Ф; Ф, О; Ф, А; Ф, Ы; Ф, И.

Заключительная часть

- Ребята, вы помогли исправить все неполадки, которые создавал звук Ф. Я предлагаю этот звук отправить на звезду к его друзьям звукам. А вот на какую звезду, вы должны сами определить. У нас есть три звезды. Как вы думаете, где живут друзья звука Ф? на синей.

- Почему? Потому что звук Ф - согласный, твердый.

- Твердость, каким цветом обозначается? Синим.

- «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?»

- «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»

- Фома благодарит вас за то, что вы ему помогли. По очереди подходите и конфету «космическую» получите.

- Ребята, спасибо вам за активную работу! Вы сегодня замечательно справились с заданиями! Скажите всем гостям до свидания.

Дети расходятся по группе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...

Читайте также

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности.   Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...