Непосредственно образовательная деятельность «Заглянула в тайгу весна?»

 

Одно из условий воспитания любви к родному краю – внесение регионального компонента в содержание непосредственно образовательной деятельности. Вашему вниманию предлагается конспект занятия о весне для дошкольников с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия) среднего возраста. В содержании конспекта используется информационный материал из хрестоматии дальневосточной природы С.Д. Шлотгауэра, а так же отрывки из стихов поэтов – дальневосточников К. Выборова, Н.Рябова.

Рекомендации к проведению занятия.

  1. Учет режима зрительных нагрузок.
  2. Достаточная освещенность рабочего места.
  3. Использование вертикальных (наклонных) и горизонтальных подставок в зависимости от вида косоглазия (сходящееся, расходящееся).
  4. Контрастность фона.
  5. Предпочтительные цвета в зависимости от состояния функции цветоощущения и цветовосприятия.
  6. Изобразительные материалы в зависимости от рефракции (миопия, гиперметропия).
  7. Использование зрительных гимнастик по методикам Э.С. Аветисова, Е.И. Ливадо, Ю.А. Утехина.

 

Март – протальник

Цель. Расширение представлений детей о природе, животном и растительном мире Дальнего Востока.

Задачи:

  • развивать ориентировку во времени (время года – весна);
  • учить выделять некоторые характерные признаки первого весеннего месяца;
  • показать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы;
  • активизировать сохранные анализаторы;
  • вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование и материалы. Проталинки, пестрый дятел, бурый медведь, ива, пещера в скале, корни вывернутых из земли деревьев, завалы леса. На каждого ребенка – контурное изображение дятла (раскрашивание пестрого дятла) или синички.

 

Непосредственно образовательная деятельность

Дефектолог. Дети, как называется наш край?

Дети. Наш край называется Хабаровский.

Дефектолог. Отсюда вверх плывут туманы,

И набирает ветер силы…

Здесь в двух шагах чужие страны,

Здесь начинается Россия!..

Эти замечательные строки посвятил родному краю поэт – дальневосточник Константин Выборов. Хабаровский край расположен на востоке России – на Дальнем Востоке. Вы любите Дальний Восток?

Дети. Любим!

Дефектолог. Что на Дальнем Востоке вам нравится больше всего?

Дети. Город Хабаровск, утес на реке Амур, животные в зоосаде, красивая природа.

Дефектолог. Круглый год широкая, как море,

Над Амуром плещется тайга.

Четыре времени года – в каждом, из которых тайга имеет свои отличительные особенности, свою неповторимую красоту. Тайга необыкновенно красива в любое время года. Хотите узнать, с чего начинается весна в дальневосточной тайге?

Дети. Хотим!

Дефектолог. Тогда в путь! Напомните мне, как называется первый весенний месяц?

Дети. Первый весенний месяц называется март.

Дефектолог. В народном календаре март зовется протальник. Почему март называют протальником?

Рассуждения детей.

Дефектолог. Март называют протальником, потому что в марте появляются первые проталинки.

Рассуждения детей.

Дефектолог. Проталинка – место, где стаял снег, и открылась земля.

Дети. Это там, где видно проталинки.

Дефектолог. Слышите? Весна потихоньку пробирается по тайге. На краю лесной полянки раздается звук: как будто кто – то неожиданно громко ударил в барабан.

Дефектолог. Лесной барабанщик – кто же он?

Дети. Это пестрый дятел.

Дефектолог. Лесной барабанщик – это большой пестрый дятел. Что значит пестрый дятел? Какого он цвета?

Дети. Пестрый - значит разноцветный.

Дефектолог. Дятел, действительно, пестрый – у него белая грудка и брюшко, черная спинка, хвост и крылья, на плече большое белое пятно, на крыльях и на хвосте белые полоски, а на затылке красное пятно, как шапочка.

Дефектолог. Хотите, чтобы у нас в группе поселились пестрые дятлы?

Дети рисуют пестрых дятлов (рисунки).

Дефектолог. Теперь у нас в группе целая семья пестрых дятлов. Вы знаете, что дятлов называют санитарами леса?

Дети. Знаем!

Дефектолог. Почему дятлов называют санитарами леса?

Дети. Дятлов называют санитарами леса, потому что они лечат деревья.

Дефектолог. Как «лечат», ведь они не доктора?

Дети. Дятлы долбят деревья и достают личинок, которые вредят деревьям. Личинки для дятлов – вкусное лакомство.

Дефектолог. Пройдем потихоньку вглубь тайги.

Там мы обязательно встретим одного из самых больших жителей дальневосточной тайги – бурого медведя. Вы, конечно, думаете, что медведь спит в берлоге?

Дети. Да!

Дефектолог. Угадайте, в какой берлоге спал бурый медведь.

Изображение дупла дерева, пещеры в скале, корней, вывернутых из земли деревьев, завалов леса.

Дефектолог. Берлогой бурому служит и большое дупло дерева, и пещера, и завалы леса. Иногда большой медведь «зимует» прямо под корнями вывернутых деревьев. Спит медведь долго – целых 120 дней. В марте просыпается и идет по весеннему лесу, набирается сил: жует прошлогодние засохшие травинки, ест зеленые веточки ели, грызет кору деревьев. В марте пробуждаются ото сна не только медведи, но и деревья. Раньше других просыпается тонкостолбиковая ива.

Дети. На иве появляются позолоченные «барашки». Зрительно – осязательным способом обследуют засушенную ветку ивы (форма листьев и цветов, цвет, запах).

Дефектолог. Убедились – какой дивный благоухающий запах у ивы?

Дети. Да!

Дефектолог. Но вернемся к птицам. Март в дальневосточной тайге – очень трудный период в их жизни. Птицам есть почти нечего. Если вдруг неожиданно похолодает, то самые слабые пташки часто гибнут. Как можно помочь птицам?

Дети. Птиц можно подкормить.

Дефектолог. Чем подкормить?

Дети. Птиц можно подкормить зернышками, семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Дефектолог. Какая птица любит лакомиться салом?

Дети. Салом любит лакомиться синичка.

Дефектолог. Куда надо положить корм для птиц?

Дети. Корм надо положить в кормушку.

Дефектолог. Я знаю, что вы вместе с папами и дедушками смастерили кормушки для наших пернатых друзей – птиц. Дальневосточная тайга находится далеко от нашего садика, поэтому мы не можем пойти туда на прогулку и покормить птиц. Что же делать? Мы пойдем на прогулку в парк. Согласны?

Дети. Да!

Развешивают кормушки и наблюдают за птицами.

Примечание.

  1. Дети с воспитателями группы ведут календарь природы и наблюдают за появлением первых «барашек» у ивы (если названное дерево растет на участке детского сада).
  2. Родители мастерят кормушки для птиц.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для…

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для детей 5-7 лет Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»;...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...