Непосредственно образовательная деятельность «Апрель – снегогон»

 

Одно из условий воспитания любви к родному краю – внесение регионального компонента в содержание непосредственно образовательной деятельности. Вашему вниманию предлагается конспект занятия о весне для дошкольников с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия) среднего возраста. В содержании конспекта используется информационный материал из хрестоматии дальневосточной природы С.Д. Шлотгауэра, а так же отрывки из стихов поэтов – дальневосточников К. Выборова, Н.Рябова.

Рекомендации к проведению занятия.

  1. Учет режима зрительных нагрузок.
  2. Достаточная освещенность рабочего места.
  3. Использование вертикальных (наклонных) и горизонтальных подставок в зависимости от вида косоглазия (сходящееся, расходящееся).
  4. Контрастность фона.
  5. Предпочтительные цвета в зависимости от состояния функции цветоощущения и цветовосприятия.
  6. Изобразительные материалы в зависимости от рефракции (миопия, гиперметропия).
  7. Использование зрительных гимнастик по методикам Э.С. Аветисова, Е.И. Ливадо, Ю.А. Утехина.

 

Цель. Расширение представлений детей о природе, животном и растительном мире Дальнего Востока.

Задачи:

  • развивать ориентировку во времени (время года – весна);

учить выделять некоторые характерные признаки второго весеннего месяца;

  • показать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы;
  • активизировать сохранные анализаторы;
  • вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

 

Непосредственно образовательная деятельность

Оборудование и материалы. Апрельский лес, березы, колодец, русская печка, старинные лукошки и корзинки, горицвет амурский (адонис).

Дефектолог. Дети, сегодня мы снова отправимся в тайгу. Посмотрим, что нового появилось в природе с наступлением нового весеннего месяца. Как называется второй весенний месяц?

Дети. Второй весенний месяц называется апрель.

Дефектолог. В старину апрель называли снегогоном. Что значит снегогон? В апреле тает снег, журчат весенние ручейки. Можно сказать, что апрель прогоняет снег?

Дети. Да!

Дефектолог. Поэтому апрель – снегогон, он прогоняет снег с земли.

В нашем крае погода в апреле особенно капризна. В течение одного дня она может сменяться несколько раз: то солнышко сияет, то снежинки кружатся, то сыплются с неба капли первого весеннего дождя.

Дефектолог. Весна уже не пробирается по тайге, а «шагает» большими шагами. Просыпается таежное растительное царство. Заглянем в это загадочное царство?

Дети. Заглянем!

Дефектолог. Вспомните, какие деревья начинают цвести уже в марте?

Дети. В марте начинают цвести ольха и ива.

Дефектолог. Правильно, а в апреле наступает пора цветения еще одного хорошо знакомого нам дерева. Послушайте загадку: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым – пеленанье.» В этой загадке есть старинное слово – угодье. Угодье – значит угождать. Угождать – делать что – то полезное и приятное. Загадка повторяется еще раз, дети высказывают свои предположения.

Дефектолог. Какое дерево зацветает в апреле?

Дети. В апреле зацветает береза.

Дефектолог. Наверное, на березе появляются цветы, если она цветет?

Дети. Нет, на березе появляются сережки.

Дефектолог. Ветерок колышет паутину,

Бродит в травах нежный аромат.

Как на левитановской картине,

Стройные березоньки стоят.

Дефектолог. Давайте разберемся, как и чем береза угождает людям?

Береза угождает больным: из почек и листьев березы готовят лекарства – это первое угодье – «больным на здоровье». Березовый сок можно пить, он очень полезный – это второе угодье – «людям колодец». Что в старину пили люди?

Дети. В старину люди пили из колодца воду и про березу можно сказать, что она - колодец, из которого пьют воду.

Дефектолог. В давние времена было много интересного. Но в лес за грибами и ягодами и в старые времена ходили с корзинками и лукошками. Те лукошки и корзинки, которые ломались – перевязывали березовой берестой, и они еще долго служили хозяину.

Зрительно – осязательным способом обследуют бересту (цвет, прочность, гибкость). Береста – это четвертое угодье – «дряхлым пеленанье», то есть помощь поломанным вещам.

Дети. Вот такая береза помощница! Про березу часто говорят, что по весне она плачет хрустальными слезами. Почему береза весной плачет? Береза плачет, потому что по ее стволу бежит березовый сок.

Дефектолог. Кто из вас пил березовый сок? Какой он на вкус?

Дети. Березовый сок сладкий.

Дефектолог. Как дятел пьет сок?

Дети. Дятел продалбливает клювом в дереве маленькую дырочку и потягивает из нее сок.

Дефектолог. Дятел большой любитель березового сока.

Дефектолог. В тайге еще лежит снег, а на солнечных местах уже появляется красивый цветок - горицвет амурский (адонис). Его еще называют златоцветом. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети. Этот цветок называют златоцветом, потому что он желтого цвета.

Дефектолог. Действительно, горицвет амурский желтого цвета. Увидеть этот цветок можно в ясный тихий день апреля при ярком солнце. В пасмурную погоду или с наступлением темноты златоцвет закрывает свои желтые цветы. Но сегодня светит яркое солнце, и мы можем увидеть целую полянку златоцветов.

Примечание.

  1. Дети сочиняют с воспитателями сказку «Апрель – Капризуля».
  2. Родители читают детям произведения дальневосточных авторов о природе.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по временам года» Задачи: 1. Систематизировать знания детей о смене времён года. 2. Закрепить названия месяцев...