Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Весенняя сказка»

Цель:

Закреплять представления о временах года, продолжать учить составлять распространённые предложения по сюжетным картинкам. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, обогащать лексику с родственными словами. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение друг другу.

Материал:

Магнитная доска, картинки с весенними и зимними сюжетами, с изображением предметов (для игры «Прошагай слова»), картина «Ежи», картинки «весёлого» и «сонного» и солнца – на каждого ребёнка. Пособие «Многозначные слова», куклы бибабо (ёж и лиса).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Что бы в неё попасть нужно, отгадать загадки.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня…..(Весна)

 

Дел у меня не мало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома-

Зовут меня…..(Зима)

(Подводит детей к магнитной доске, на которой представлены картинки с весенними и зимними сюжетами)

Воспитатель: Что такое? Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.

(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Весна) Давайте отправимся в весеннюю сказку. Ой, кто-то шевельнулся под кустом (достаёт ежа-куклу бибабо). Да ведь это ёжик! Здравствуй ёжик!

Ёж: (за него говорит воспитатель) - Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно, давайте поиграем.

Проводиться разминка «Ёж»:

Вот свернулся ёж в клубок

Может ёжик ты продрог

                                                    (дети на корточках обхватывают колени руками)

Солнца луч ежа коснулся

Ёжик сладко потянулся

                                                    (поднимают руки вверх, потягиваются)

Хитрый ёжик, хитрый ёж

На клубочек он похож

                                                     (руки вперёд, кулачки, вращательные движения)

Ёж по тропке побежал,

Нам колючки показал

                                                     (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)

А колючки тоже

На ежа похожи

                                                     (поднимают руки над головой, делают вращательныедвижения кистями)

На ежа мы поглядим

Молока ему дадим

Но не тронем колкие

На спине иголки мы

                                                    (ладони складываем черпачками)

 

Ёж (смотрит на сложенные картинки): Что это такое ребята?

Дети: Это картинки, на которых нарисованы весна и зима.

Ёж: Зима? Что это такое? После весны приходит лето, а за ним осень-время, когда надо ложиться в тёплую норку и спать. Просыпаюсь я весной. А что проходит, пока я сплю, я не знаю.

Воспитатель: Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик будешь составлять предложения о весне , а дети о зиме. Договорились?

Ёж: Весной земля покрывается зелёной травкой. А зимой?

(Ответы детей, добиваться, что бы дети отвечали распространёнными предложениями)

Ёж: Весной на деревьях набухают почки и появляются листья. А зимой?

Ёж: Весной светит ярко солнце. А зимой?

Ёж: Весной вода в реках прозрачная, голубая, к концу весны теплая. А зимой?

Воспитатель: Ёжик теперь ты знаешь, что происходит зимой?

Ёж: Вы молодцы, ребята, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. А сейчас хочу с вами поиграть.

Игра «Весна-зима»

(Предложения о весне - дети показывают «весёлое» солнце, о зиме - «сонное»).

  • Весело стрекочут кузнечики.
  • Расцвели первые цветы.
  • Дети на участке лепят снеговика.
  • Даша и Саша катаются на санках с большой горки.
  • Пошёл дождь и над рекой появилась радуга.
  • Морозно на улице, дует холодный ветер.

Ёж: Вы так много знали о временах года, а обо мне, что вам известно?

Воспитатель: Дети знают загадки о тебе.

Дети:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

 

В клубок свернётся,

А взять не даётся.

 

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками,

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

 

По тропинке идёт

Лес на спинке несёт.

Проводятся ритмические упражнения «Ёжик и барабан»

Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.

С барабаном ходит ёжик:

Бум-бум-бум!

Целый день играет:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами:

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно:

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он:

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он:

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули:

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули:

Бум-бум-бум!

Воспитатель: А ещё дети знают стихи о ежах.

Дети:

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трёт

Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну.

Ходит по травке лесной

Он с немытою спиной

Вот как, посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо, ребята, все ж,

Что ни кто из вас не ёж!

 

В траве колючий мяч

Щетинится и ёжится

Ну, покажись дружок, не прячь,

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет

Со мной знакомиться не хочет.

(Ёж оценивает чёткость и выразительность чтения)

Воспитатель (показывает лису-куклу бибабо): Ёжик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.

Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л. Воронковой «Лиса и ёж»

Лиса: Всем ты, ёж и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж: А что, лиса, я с колючками не красивый, что ли?

Лиса: Да, не то чтобы некрасивый.

Ёж: А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса: Да, не то чтобы неуклюжий.

Ёж: Ну, так какой же я с колючками?

Лиса: Да какой - то с ними….несъедобный!

Воспитатель: Да, острые иголки ежа не всем нравится. Подумайте, дети, какие предметы кроме игл на шкуре ежа, мы называем этим словом? Какие ещё бывают иголки? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, есть иголки у ёлки и кактуса, швейные иголки, медицинские. Все они называются одним словом - «иголки», но обозначают разные предметы. Как мы называем такие слова?

Дети: Многозначные слова.

Воспитатель: Что – то ты ёжик загрустил?

Ёж: Вам, дети , хорошо, вы все здесь вместе, вас много. И дома рядом с вами папы, мамы, бабушки, дедушки, а я совсем один.

Воспитатель: Не грусти, лучше посмотри на эту картинку.

 (выставляется картина «Ежи»).

Ёж радуется: Это папа, это мама, мои братья и сёстры!

Воспитатель: Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу этого семейства? (Ёж). А ласково? (Ёжик). Как назовём маму? (Ежиха).   А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть – «ёж». Как называются такие слова? (родственные).

Ёж: Спасибо, дети! Вы помогли мне найти свою семью. Давайте ещё поиграем.

Под деревом вы листок поднимите

Картинку найдёте, её посмотрите.

Самое длинное и самое короткое

Слово назовите.

Игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги)

Каждый ребёнок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает определённое количество шагов.

Воспитатель: Даша, назови свое слово (дом). Сколько шагов ты пошла? (Один шаг). Почему один шаг? (В слове «дом» один слог и т. д.)

Воспитатель: У кого самые длинные слова? А самые короткие?

Воспитатель: Ну, что ёжик, справились дети с твоим заданием?

Ёж: Молодцы! Отлично справились! А мне пора уходить. До свидание!

Дети: До свидания ёжик, приходи к нам ещё.

По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Колючие ежи».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

Читайте также

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно»…

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно» Цель: закрепить представления детей о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно...