Непосредственная образовательная деятельность по экологии «Чей ты, чей, лесной ручей?»
Тема «Вода»
(Старший дошкольный возраст)
Задачи: обобщить знания о значении воды для жизни растений, животных и человека. Развивать подвижность голоса, умение регулировать силу его звучания. Упражнять в подборе определений к существительным. Воспитывать бережное отношение к воде, уточнить, что вода может принести людям не только пользу, но и вред.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с картин И.Айвазовского «Лунная ночь», К. Моне «Пирамиды Порт-Котон, бурное море», И. Левитана «Вечерний звон», «У омута», чтение детям И. Шурко «Сказки и были о морях и океанах», Г. Юдин «Мыша-водолаз», К. Чуковский «Мойдодыр», интерактивная игра «Морские обитатели», продуктивная деятельность по теме, разгадывание ребусов, заучивание пословиц.
Оборудование: аудиозапись произведения «Аквариум» К. Сен-Санса, аудиозапись шума воды, картинки с изображением разных водоемов с пресной водой и начальной буквой названия этого водоема (Р –река, Р – ручей, Р – родник, О – озеро, К – кран, К – колодец, К – ключ, П – пруд); картинки-схемы о пользе и о беде, которую может принести вода (водопроводная и в открытом водоеме), куски ткани, изображающие ручейки маленькие и большие для д/игры.
Содержание занятия: Утром почтальон принес конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Мудрая сова прислала нам ребус, она просит вас разгадать его. Она пишет, что здесь спряталось очень важное слово. Дети разгадывают ребус и называют слово «вода».
Ребенок читает стихи:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане,
И в водопроводном кране.
- Ребята, мы каждый день пользуемся водой. Объясните, что же в ней важного?
Дети: - мы пьем воду, умываемся, готовим еду, стираем, принимаем душ, убираем в квартире, поливаем цветы, поливаем грядки с овощами на даче и т. д.
- Важна ли вода для нашей планеты и ее обитателей?
Дети: - Засохли бы трава, цветы, кусты, деревья. Погибли бы от жажды звери, птицы, насекомые и водные животные. Наша планета стала бы пыльной и грязной.
- Нравится ли вам смотреть на воду и почему?
Дети отвечают.
Ребята, реки, озера, моря и другие водоемы очень красивы, ими можно любоваться и от этого получать радость. Многие художники изображали в своих картинах различные водоемы. Давайте полюбуемся репродукциями их картин. Дети под музыку встают, подходят к картинам и любуются ими.
Игровое упражнение с прыжками с ноги на ногу «По камушкам».
По дорожке мы идем -
Перед нами водоем.
Прыгать будем мы смелее
И по камушкам быстрее.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
Дидактическое упражнение «Угадай по первой букве».
Ребята, можно ли пить воду из моря, из океана?
Дети: - нельзя, потому что морская вода соленая.
Конечно, люди, звери и птицы могут пить только пресную воду. Давайте назовем все водоемы с пресной водой. Смотрите на буквы-подсказки и называйте слово. Если угадаете, то откроется картинка.
Дети называют слова: река, ручей, пруд, озеро, ключ и т. д.
Ребята, как вы думаете, у нас сейчас достаточно питьевой воды? – да.
В Москве и Подмосковье есть много речек, ручьев, родников и они дают нам эту живительную влагу. Давайте за это придумаем для них добрые и красивые слова.
Дидактическая игра «Подбери слово».
Река – какая? (широкая, полноводная, безбрежная, спокойная, глубокая, славная и т. д.)
Ручей – какой? (звонкий, быстрый, веселый, поющий, журчащий, прохладный).
Молодцы! А теперь давайте сделаем свой ручей из многих маленьких родничков и поговорим с ним. Дети встают и составляют модель ручья из ткани с помощью липучек. Игровая ситуация сохраняется, дети начинают разговаривать с ручьем.
Сначала дети изображают ручей, отвечают на вопросы тихо, протяжно, словно лесное эхо. Во второй раз дети делятся на две подгруппы и самостоятельно воспроизводят текст диалога детей с ручьем.
- Чей ты, чей, лесной ручей?
- Ничей…
- Но откуда ж ты, ручей?
- Из ключей…
- Ну а чьи же те ключи?
- Ничьи…
- Чья березка у ручья?
- Ничья…
Ребята, скажите, есть ли на нашей планете такие места, где люди и животные страдают без воды?
Дети – это пустыни. Там очень жарко, капельки дождя высыхают, не успевая долететь до земли, нет речек, ручьев, родников.
- Как животные и растения пустыни приспособились к такой среде?
Дети – верблюд пьет очень много воды. Верблюжьи горбы – это его запасы. Ноги верблюда приспособлены к ходьбе по пескам. Его еще называют «кораблем пустыни». Змеи и ящерицы прячутся от жары в песок. Растений в пустыне мало, листья у них похожи на длинные колючки и покрыты пушком. Корни у растений очень длинные, т. к. вода в земле на большой глубине. Людям, живущим рядом с пустынями, воду приходится очень беречь.
- Скажите, нам с вами нужно беречь воду, или можно ее не беречь и почему?
Выслушиваю разные варианты ответов и спрашиваю, у кого из детей установлен дома счетчик для воды? Подводим итог: воду нужно беречь, заботиться о том, чтобы питьевая вода не пропадала зря, не бросать мусор в водоемы, вовремя чинить краны и закрывать их так, чтобы вода из кранов не капала.
Ребята, бывает так, что вода приносит вместо пользы беду и разрушения в жизнь человека. Кто может привести такие примеры? Когда и как это происходит? Как называются такие бедствия?
Дети называют: прорвало трубу с водой, сломался кран и затопило квартиру, пошли сильные дожди и случилось наводнение, шторм в море погубил корабли, после землетрясения образовалась гигантская разрушительная волна - цунами .
Дидактическая игра «Подбери картинку».
Ребята, возьмите по одной картинке и подумайте, где нужно ее разместить: там, где польза от воды или там, где беда. Дети проверяют ошибки.
Подводим итог: вода нужна для жизни на земле, с ней нужно обращаться бережно и быть осторожными при встречах с водой.
Ребенок читает стихи:
- Чтобы лился дождик с неба,
- Чтоб росли колосья хлеба,
- Чтобы плыли корабли,
- Чтоб варили кисели,
- Чтобы не было беды –
- Жить нельзя нам без воды!
Читайте также |
---|
Дидактические игры для детей 2-3 лет
Дидактические игры для детей 2-3 лет
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...