Непосредственная образовательная деятельность по экологии «Чей ты, чей, лесной ручей?»
Тема «Вода»

(Старший дошкольный возраст)

 

Задачи: обобщить знания о значении воды для жизни растений, животных и человека. Развивать подвижность голоса, умение регулировать силу его звучания. Упражнять в подборе определений к существительным. Воспитывать бережное отношение к воде, уточнить, что вода может принести людям не только пользу, но и вред.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с картин И.Айвазовского «Лунная ночь», К. Моне «Пирамиды Порт-Котон, бурное море», И. Левитана «Вечерний звон», «У омута», чтение детям И. Шурко «Сказки и были о морях и океанах», Г. Юдин «Мыша-водолаз», К. Чуковский «Мойдодыр», интерактивная игра «Морские обитатели», продуктивная деятельность по теме, разгадывание ребусов, заучивание пословиц.

Оборудование: аудиозапись произведения «Аквариум» К. Сен-Санса, аудиозапись шума воды, картинки с изображением разных водоемов с пресной водой и начальной буквой названия этого водоема (Р –река, Р – ручей, Р – родник, О – озеро, К – кран, К – колодец, К – ключ, П – пруд); картинки-схемы о пользе и о беде, которую может принести вода (водопроводная и в открытом водоеме), куски ткани, изображающие ручейки маленькие и большие для д/игры.

Содержание занятия: Утром почтальон принес конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Мудрая сова прислала нам ребус, она просит вас разгадать его. Она пишет, что здесь спряталось очень важное слово. Дети разгадывают ребус и называют слово «вода».

Ребенок читает стихи:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, море, океане,

И в водопроводном кране.

- Ребята, мы каждый день пользуемся водой. Объясните, что же в ней важного?

Дети: - мы пьем воду, умываемся, готовим еду, стираем, принимаем душ, убираем в квартире, поливаем цветы, поливаем грядки с овощами на даче и т. д.

- Важна ли вода для нашей планеты и ее обитателей?  

Дети: - Засохли бы трава, цветы, кусты, деревья. Погибли бы от жажды звери, птицы, насекомые и водные животные. Наша планета стала бы пыльной и грязной.

- Нравится ли вам смотреть на воду и почему?

Дети отвечают.

Ребята, реки, озера, моря и другие водоемы очень красивы, ими можно любоваться и от этого получать радость. Многие художники изображали в своих картинах различные водоемы. Давайте полюбуемся репродукциями их картин. Дети под музыку встают, подходят к картинам и любуются ими.

Игровое упражнение с прыжками с ноги на ногу «По камушкам».

По дорожке мы идем -

Перед нами водоем.

Прыгать будем мы смелее

И по камушкам быстрее.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

Дидактическое упражнение «Угадай по первой букве».

Ребята, можно ли пить воду из моря, из океана?

Дети: - нельзя, потому что морская вода соленая.

Конечно, люди, звери и птицы могут пить только пресную воду. Давайте назовем все водоемы с пресной водой. Смотрите на буквы-подсказки и называйте слово. Если угадаете, то откроется картинка.

Дети называют слова: река, ручей, пруд, озеро, ключ и т. д.

Ребята, как вы думаете, у нас сейчас достаточно питьевой воды? – да.

В Москве и Подмосковье есть много речек, ручьев, родников и они дают нам эту живительную влагу. Давайте за это придумаем для них добрые и красивые слова.

Дидактическая игра «Подбери слово».

Река – какая? (широкая, полноводная, безбрежная, спокойная, глубокая, славная и т. д.)

Ручей – какой? (звонкий, быстрый, веселый, поющий, журчащий, прохладный).

Молодцы! А теперь давайте сделаем свой ручей из многих маленьких родничков и поговорим с ним. Дети встают и составляют модель ручья из ткани с помощью липучек. Игровая ситуация сохраняется, дети начинают разговаривать с ручьем.

Сначала дети изображают ручей, отвечают на вопросы тихо, протяжно, словно лесное эхо. Во второй раз дети делятся на две подгруппы и самостоятельно воспроизводят текст диалога детей с ручьем.

- Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей…

- Но откуда ж ты, ручей?

- Из ключей…

- Ну а чьи же те ключи?

- Ничьи…

- Чья березка у ручья?

- Ничья…

Ребята, скажите, есть ли на нашей планете такие места, где люди и животные страдают без воды?

Дети – это пустыни. Там очень жарко, капельки дождя высыхают, не успевая долететь до земли, нет речек, ручьев, родников.

- Как животные и растения пустыни приспособились к такой среде?

Дети – верблюд пьет очень много воды. Верблюжьи горбы – это его запасы. Ноги верблюда приспособлены к ходьбе по пескам. Его еще называют «кораблем пустыни». Змеи и ящерицы прячутся от жары в песок. Растений в пустыне мало, листья у них похожи на длинные колючки и покрыты пушком. Корни у растений очень длинные, т. к. вода в земле на большой глубине. Людям, живущим рядом с пустынями, воду приходится очень беречь.

- Скажите, нам с вами нужно беречь воду, или можно ее не беречь и почему?

Выслушиваю разные варианты ответов и спрашиваю, у кого из детей установлен дома счетчик для воды? Подводим итог: воду нужно беречь, заботиться о том, чтобы питьевая вода не пропадала зря, не бросать мусор в водоемы, вовремя чинить краны и закрывать их так, чтобы вода из кранов не капала.

Ребята, бывает так, что вода приносит вместо пользы беду и разрушения в жизнь человека. Кто может привести такие примеры? Когда и как это происходит? Как называются такие бедствия?

Дети называют: прорвало трубу с водой, сломался кран и затопило квартиру, пошли сильные дожди и случилось наводнение, шторм в море погубил корабли, после землетрясения образовалась гигантская разрушительная волна - цунами .

Дидактическая игра «Подбери картинку».

Ребята, возьмите по одной картинке и подумайте, где нужно ее разместить: там, где польза от воды или там, где беда. Дети проверяют ошибки.

Подводим итог: вода нужна для жизни на земле, с ней нужно обращаться бережно и быть осторожными при встречах с водой.

Ребенок читает стихи:

- Чтобы лился дождик с неба,

- Чтоб росли колосья хлеба,

- Чтобы плыли корабли,

- Чтоб варили кисели,

- Чтобы не было беды –

- Жить нельзя нам без воды!  



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...

Читайте также

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...