Конспект комплексного занятия «В сказочном лесу»

для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

Учить подбирать к словам антонимы, синонимы.

Обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами.

Развивать интонационную выразительность речи.

Формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений).

Воспитывать интерес к языковому богатству.

Материал:

Шапочки лесных животных: лиса, ёж, белочка, заяц, волк, медведь. Дощечки, флапелеграф, лепестки к игре «слово – цвет»; чугунок, кукурузные палочки. Группа оформлена как сказочный лес.

Ход занятия

Дети стоят в приёмной, на некоторых шапочки лесных животных. Звучит волшебная музыка.

Вос-ль.      Вы любите сказки? (Да) Хотите попасть в неё? (Да) Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда не видна!

Явись неоткуда,

Пусть свершиться чудо!

Встань на пути,

Нас к себе впусти!

Дети входят в группу, осматриваются.

Вос-ль. Что это? Куда мы попали? (В сказочный лес). А кто живёт в лесу? (ответы). Вот я вижу лису, белочку, ёжика, медведя, волка, зайца. Давайте послушаем, о чём они говорят.

Диалоги сказочных зверей

Лиса.  Был бы, ёж, ты хорош,

Только в лапы не возьмешь.

Ёж. Не хорош? Ну и что ж…

Без иголок я не ёж.

Белочка. Зайчик, зайчик, где ты был?

Заяц. Я на речке хвостик мыл.

Вымыл, вымыл, да упал,

Снова хвостик замарал!

Вос-ль. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Волк. Лизавета, здравствуй!

Лиса.   Как дела, зубастый?

Волк.  Ничего идут дела

Голова пока цела.

Лиса.  Где ты был?

Волк.  На рынке.

Лиса.  Что купил?

Волк.  Свежинки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк.  Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке …

Лиса.  Кто отгрыз?

Волк.  Собаки.

Лиса.  Жив ли, милый куманёк?

Волк. Ели ноги уволок.

Ёж.  Ты куда идёшь, медведь?

Медведь. Да на пчёлок поглядеть.

Ёж.  А зачем несёшь бачок?

Медведь. Так … Повешу на сучок.

Заяц.  Белка, где твой склад грибов?

Белка.  По карманам, у дубов!

Заяц.  Где домишко твой?

Белка.  В сосне.

Заяц.  А постель?

Белка.  Постель на мне.

Вос-ль.  Дети, а вы загадки умеете отгадывать? (Да) Тогда отгадайте.

Плутовкой издавна слывёт,

В округе курам счёт ведёт

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка (Лиса).

Правильно, лиса. Где она живёт? (В лесу). А в сказках её можно встретить? (Да) Назовите сказки, в которых живёт лиса. («Лисичка – сестричка и серый волк»; «Заюшкина избушка»; «Лиса и журавль»; «Лиса и рак»; «Лиса и кувшин»; «Лиса и тетерев»; «Как лиса летать училась»; «Петушок – золотой гребешок»; «Медведь и лиса»; «Лиса и дрозд»; «Кот и лиса»; « Лиса и козёл»; «Лиса – плачея»).

А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, кумушка, плутовка, Лиса-Алиса и др.) Молодцы! Как много вы знаете! А кто ещё живёт в сказочном лесу? (Леший, Баба Яга, Кикимора и др.) Да, но что-то никого не видно, давайте позовём их! Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау) А что нам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (Эхо). Давайте поиграем.

Игра: «Эхо»

Воспитатель громко произносит какое-нибудь слово, дети отзываются тихо, затем наоборот; повторить 2-3 раза.

Появляется Баба Яга (игрушка)

Баба Яга. Ну, чего вы раскричались в моём лесу! Я не глухая! Чего надо?

Вос-ль.  Мы пришли сказочный лес посмотреть

Б.Я.  Ага! В части, значит, пожаловали! И не боитесь? (Нет).

Вос-ль. Вы узнали, кто это? (ответы). Давайте поздороваемся с Бабой Ягой. (Здороваются).

Б.Я. Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь какие вежливые! И много вы таких слов знаете? Или только одно?

Вос-ль. Наши дети много вежливых слов знают!

Б.Я. Ну, что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придётся через глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.

Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов»

Баба Яга выдаёт по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью воспитателя выкладывают мостик через «ручей» проходят на «полянку», где полукругом стоят стульчики, в стороне – фланелеграф.

Б.Я. Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лесу-то не боитесь ходить? (Нет).

Вос-ль. Мы и пословицы про храбрость знаем. («Волков бояться – в лес не ходить»; «Смелость города берёт»; «Трус и таракана принимает за великана» и др.)

Б.Я. Ой, ой, ой, какие умные! А что это такое – пословица? С чем её едят?

Вос-ль. Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, даёт совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Дети назовите пословицы и объясните, чему они учат.

Лексическое упражнение «Назови и объясни пословицу».

Без труда не выловить рыбку из пруда (учит быть трудолюбивым).

Ученье – свет, а неученье – тьма. (чтобы жить лучше, нужно много знать, многому научиться).

Любишь кататься – люби и саночки возить. (о трудолюбии).

Терпенье и труд всё перетрут. (о необходимости преодолевать трудности).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. (прежде, чем что-то сделать или сказать, надо всё хорошо обдумать.

Б.Я.  Да, много вы пословиц знаете, да какие все умные пословицы-то! А сказки любите? (Да). Сейчас проверим. Скажите, кто сказки сочиняет? (Народ, писатель). А почему вы их любите? Что в них хорошего? ( В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло). Ох, ты батюшки!

Вос-ль. Сейчас мы тебе докажем, что наши дети настоящие знатоки сказок.

Дидактическая игра: «Угадай сказку»

Ребёнок описывает сказочного героя, а остальные дети вспоминают название и автора. Можно предложить детям найти и показать иллюстрацию к угаданной сказке.

Б.Я.  Ох, засиделась я с вами, все бока затекли. Выходите на полянку косточки разомнём.

Динамическая пауза.

В тёмном лесе есть избушка,

Встала задом наперёд.

В той избушке есть старушка-

Бабушка Яга живёт.

(Дети хороводом идут по кругу, поворачиваясь сначала спиной к центру круга, потом лицом в круг).

Нос крючком, глаза в полоску

И как уголь, все горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят!

(Показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся).

Ух, сердитая какая!

И поломана нога,

Не простая – костяная…

Вот вам Бабушка Яга!

(Прыгают на одной ноге, прихрамывают, топают, разводят руки в стороны).

Б.Я. Да, ничего не скажешь – молодцы! И говорить, и играть умеете! Да, уж больно у вас всё красиво, да правильно… Я, лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю всё делать наоборот. А ну-ка, где тут моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот кому я эту шишку брошу, должен сказать на оборот. Вот, например, скажу я слово «далеко»; а ты ответишь… (близко).

Игра «Наоборот»

(подбор антонимов: высоко-низко; старый - новый )молодой); сладкий - горький; холодный – горячий и др.)

Б.Я. Так! Поднимите руки, кто так же, как я, любит делать всё наоборот, кто готовится стать Бабой Ягой?

Вос-ль.  Да, нет уж, спасибо! Тебя и одной в лесу вполне достаточно. Дети, нравится вам сказочном лесу? (Да).

Б.Я.  И мне тоже все понравилось, только долго быть доброй я не могу – сейчас кого-нибудь съем!

Вос-ль.  Да что ты, что ты?!

Бабушка Яга, не сердись!

Лучше ты, бабусенька,

Ребятам улыбнись!

Б.Я.  Ой, ой, ой! Как это? Бабусенька… Да меня так ласково ещё никто не называл! А мне это очень – очень понравилось. Давайте-ка ещё разок скажите так же ласково да нежно.

Упражнение: «Скажи ласково»

Дети по очереди говорят добрые слова, интонационно подчёркивая их.

Вос-ль.  А ещё мы тебе подарим красивый цветок. Ведь всем известно, что от красоты добреют!

Б.Я.  Ну – ка, ну – ка, что за цветок такой?

Вос-ль. Сейчас мы с ребятами для тебя его вырастим.

Игра: «Слово цвет» (подбор синонимов)

Воспитатель называет цвет, дети берут лепестки, давая другое название, цвету, собирают цветок на фланелеграфе (оранжевый – апельсиновый; светло-синий – васильковый; ярко-зелёный – изумрудный; ярко-красный – алый; тёмно-красный – вишнёвый; коричневый – шоколадный; сине-зелёный – цвет морской волны; золотисто-жёлтый – пшеничный).

Б.Я.  Да, согласна, красивый цветок расцвёл у меня на поляне, редкий! Надо и мне «по амбарам помести, по сусекам поскрести», может и для вас отыщется что-нибудь на память от Бабушки Яги, гости всё – таки. (Выносит чугунок). Раз, два, три! Чугунок, вари.(внутри кукурузные палочки). Ну, вот и всё. Не поминайте лихом!

Дети.  Спасибо! До свидания!

Вос-ль.  Нам пора возвращаться в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности, к театральному искусству. Задачи: • создать условия для организации совместной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...