Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому направлению «Радужная весна»

 

Актуальность:

Конспект отражает потребность ребенка в новых впечатлениях в активном включении детей в экспериментальную деятельность. Новизна в необычной связки эксперимента с творчеством и игрой, а то, что прожито ребенком эмоционально, ярко, необычно запоминается надолго.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация Чибашова Т.В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск
Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная. Согласно ФГОС ДО
Методическая информация  
1. Тема образовательной деятельности Радужная весна  
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наблюдение; игра-экспериментирование; рассказ; беседа; проблемная ситуация.

Словесный, наглядный, описательный, игровой.

 
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

 

 
4. Возрастная группа: Старшая группа 5-6 лет  
5. Цель: Формирование представлений о природных явлениях через метод экспериментирования.

 

 
6. Задачи  
6.1 Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за явлениями природы весной их происхождением используя эксперимент, худ. литературу и презентацию.  
6.2 Закреплять у детей знание о свойствах воды, бумаги. 

Совершенствовать речь детей.

Формировать любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной.

 
6.3 Воспитание умения любоваться красотой природных явлений  
7. Планируемые результаты  
7.1 Сформирована любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной.  
7.2 Развито воображение детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной)  
7.3 Воспитаны, умеют любоваться красотой природных явлений.  
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Демонстрационный: вентилятор, емкость для воды, прозрачные стаканчики разной формы, пищевые красители, салфетки, аудиозапись,

Раздаточный: прозрачные стаканчики, салфетка, фломастеры, салфетки, палочки, песок, цв. вода, бумажные цветы, тарелки с водой, стаканчики.

 
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты чтение художественной литературы о весне; заучивание стихов о радуге, чтение загадок о весне, опыты с цветами.  
Конспект занятия (образовательной деятельности)  
I. Вводная часть    
1.1

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Ритуал приветствия
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

Здравствуйте гости,

Милости просим.

Здравствуйте дети,

Вы лучшие на свете

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Чтение стихотворения

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня. (инсценировка)

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая (снеговик тающий)

И ручьями слёзы льёт.

 
1.2 Мотивация деятельности детей - Ребята, как бы вы назвали это стихотворение? Почему?

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

- А какие приметы весны вы знаете? (дети называют приметы)

- Ребята, всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны.

И именно их мы будем сегодня исследовать и изучать.

 
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Ребята, я предлагаю у нас в группе увидеть, создать с помощью экспериментов природные явления.

Итак, что же такое ветер? (Влетает Карлсон.)

 
II. Основная часть:  
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Привет, ребята! (садится к детям на ковер).

К- Я вам шарик принес (протягивает детям не завязанный шарик, отпускает его, шарик улетает). Ну да ладно, пусть летит.

К- Я слышал, вы сегодня о ветре говорите. Ветер - мой лучший друг, я только что с ним расстался. Еле долетел к вам, он мне прямо в лицо дул. К -А как вы думаете, я умею ветер делать? (ответы детей.)

К - Правильно. На спине у меня есть замечательная штука... пропеллер называется. И моторчик есть, я моторчик включаю, пропеллер вертится, воздух движется, ветер дует..

К - Подставьте свои полоски, что происходит? Почему полоски двигаются? (ветер)

К - А если выключить? (предположения детей). Давайте проверим.

Выключает вентилятор.

К - Почему полоски перестали двигаться? (Ветра нет.)

К - Откуда же вдруг у нас тут появился ветер? (вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер

Воспитатель - Карлсон, да мы сами можем создавать ветер. Хочешь научиться?

Дуем холодным воздухом, дуем теплым воздухом. Какой воздух сильнее холодный или теплый? А как еще можно ветер сделать? (подуть, помахать веером, руками, платочками и т.д.)

К - А это что? (Подходит к вентилятору.) Может это пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы плохо себя ведете?

Воспитатель - Карлсон, у нас гости, мы говорим о весне, о природных явлениях весной, а ты все шутишь, не вовремя, между прочим, а у нас на кухне пекут вкусные булочки с конфеткой.

К – Все лечу.

 
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания С наступлением весны в природе происходят изменения. Дует теплый ветер. А еще говорят, весна бывает разная: в марте - весна света, в апреле - воды, в мае - зеленой травы

В марте весна света. Что это означает?

Правильно солнце начинает святить все ярче и ярче, становиться все теплее и теплее. И только от солнца появляется такое явление как радуга. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных. Эта полоса цветных линий называется спектр. Слайд-шоу.

Ребята, как вы думаете, мы в группе можем получить радугу?

Опыт с радугой. Воспитатель делает радугу на стене с помощью СД диска, призмы. Для этого я “поймала” призмой белый луч и получила изображение радуги на стене. 

Получилась вот такая радуга. 

Радуга.

Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

А мы с вами пройдем за столы и сделаем опыт, «растущая радуга» при помощи фломастеров и воды.

Берем полоски салфетки, внизу ставим точки.

Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

Опускаем в стакан с водой бумажку, и посмотрите, что происходит, у нас вода поднимается вверх и растворяет капельки краски и появляется эффект «растущей радуги»

А использовали мы свойства воды – растворять, она растворила точки от фломастеров.

Очень красивая получилась у нас радуга. Такой опыт можно сделать дома. И удивить своих близких.

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. 

Домами

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы

 
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Апрель месяц воды.
Почему ребята? (ответы детей)

В старину говорили «Мокрый апрель - хорошая пашня» Почему?

Ребята, как вы думаете, можно сделать дождь в группе. (Ответы детей.)

Опыт «Идет дождь» показывает воспитатель (аквариум, краски)

Звучит мелодия дождя.

Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега?

Правильно она бежит ручейками в реки, и впитывается в почву.

А что же происходит с растениями, деревьями?

Они впитывают влагу и просыпаются.

И сейчас мы с вами убедимся в этом.

Опыт впитывания питательных веществ из почвы. В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите?

Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу. Значит, вода и солнце будят наши растения.

А если опустить палочку в стакан с песком. Что происходит?

И наступает месяц май – месяц зелени. Как вы думаете, что это означает?

Опыт раскрытия цветов. Бежит, журчит ручей ничей, Чуть тает снежок, через поле – лужок (дети бегут друг за другом волнистой дорогой, позванивая колокольчиками). Воспитатель: Мы оказались с вами около волшебного озера. Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на воду и скажите, какая она? (холодная, прозрачная, чистая). А как вы узнали, что вода холодная? Опустите руки в воду, наберите немного воды в ладошки и вылейте, можно тихонько побрызгать (дети играют с водой, все соглашаются, что вода на самом деле холодная).

Вывод: Вода весной холодная.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, перед нами «волшебное озеро» (емкость с водой), как красиво распускает свои лепестки волшебный цветок (воспитатель располагает бумажные цветы, бумага, размокая в воде, имитирует распускание лепестков цветка).

Дети повторяют опыт.

Вывод: Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, будит у человека возвышенные чувства. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны. Давайте и мы подарим гостям наши волшебные цветы, мы их покрасили в разные цвета (заранее проводился опыт, как влага поднимается к листьям?)

Цель опыта: увидеть, как влага поднимается к листьям.

Дарим цветы.

Посмотрите, и наша радуга дарит нам цветы, но с условием.

Красный, оранжевый и желтый цветок возьмите, если вам все было очень интересно.

Зеленый, голубей - если что-то было интересно, а что-то нет.

Синий, фиолетовый – если что – то вызвало затруднение.

 
III. Заключительная часть  
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Почему взяли красный, зеленый, фиолетовый. (Анализ.)

И какие весенние приметы мы изучали?

Чему научились? Что для этого делали? А какие опыты мы покажем дома?

Карлсон - А вот и не ждали, а я с булочками. Ого, а чем это вы тут занимались? (Ответы детей.)

Ну а теперь пошалим!!!!!!.

Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

 
IV.
Дальнейшая разработка темы
Организовать в детском саду выставку рисунков на тему «Радуга», провести «Жаворонки», дети с родителями изготавливают поделки к конкурсу «Весенняя капель».
 

Опыт до занятия.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Читайте также

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну…

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну сказок» Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются...

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...