Интерактивное занятие для детей средней группы детского сада в школьном музее «Заветный ключ»
Тема занятия: «Русская народная кукла в творчестве детей»

 

Пояснительная записка.

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? Наши дети в настоящее время ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому актуальность темы на современном этапе очевидна: проблема заключается в том, что дети мало знают о, народных традициях.

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Краткая аннотация.

Это занятие для детей младшего дошкольного возраста разработано в соответствии с программой дошкольного образования, требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности младших дошкольников. Оно проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала (разных народных кукол), музейных экспонатов, знакомит с многогранностью художественной литературы (поэзия, фольклор, русская народная сказка).

Форма проведения: совместная партнёрская деятельность взрослого и детей старшего и младшего дошкольного возраста с целью получения познавательной информации.

Изучаемые элементы:

  • Материалы, из которых делали кукол;
  • Русские народные куклы - обереговые и игровые;
  • Русский народный костюм;
  • Музейные экспонаты – коса, серп, грабли.

Место проведения – музей «Заветный ключ».

Материально-техническое обеспечение:

  • Стенд «Куколка тряпичная - игрушка отличная»;
  • Русские народные костюмы для старших детей;
  • Выставка русских народных кукол;
  • Художественная литература по теме:
  • Елена Берстенёва, Наталья Догаева – «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
  • Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир, М., 2011.

 

Ход занятия

Дети средней группы приходят с воспитателем в музей.

Их там встречают ребята из подготовительной группы, которые одеты в русские народные костюмы.

Воспитатель говорит о том, что сегодня мы поговорим с вами об игрушках, которым много-много лет - о русских народных куклах. Дети приглашаются к стенду с куклами, рассматривают их. Воспитатель рассказывает о том, что кукол делали из разных материалов: лоскутков, соломы, травы, веточек и палочек, ниток (детям показывают разные куклы). С куклами не только играли, Люди верили, что они помогали человеку в его жизни. С куклами встречали гостей, с куклами призывали солнышко и дождик, разные времена года, они помогали в любой работе, при рождении детей и на свадьбах. Люди верили, что кукла поможет, убережёт и защитит от всего плохого.

Воспитатель: ребята подготовительной группы принесли с собой своих куколок, которых сделали с мамами дома. Они хотят рассказать вам о них и поиграть с вами. Сейчас ребята познакомят вас с обереговыми куклами.

Выходят девочки, показывают по очереди своих куколок и рассказывают о них.

Я кукла «Птица счастья»

Я – кукла оберег

Твоя помощница навек.

Я принесу тебе удачу,

Жизнь станет ярче и богаче.

Я кукла – Ангел сна.

Спи со мною без хлопот,

За окном на небе звезды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра,

Сказки ждут нас в снах чудесных. Спать пора

Я – кукла Зерновушка или Крупеничка.

Меня в доме берегите,

Зёрнышки во мне храните.

Чтобы с урожаем быть

Весной их нужно посадить.

Девочка подготовительной группы рассказывает о кукле Крупеничке.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Её наполняли гречишным зерном или пшеницей. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Воспитатель: я предлагаю вам сейчас отгадать загадки о продуктах питания и еде.

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек.)

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий... (Мед.)

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?

Так вкусна на завтрак... (Каша.)

Дети отгадывают загадки.

Выходит следующая девочка подготовительной группы со своей куколкой:

Я – кукла колокольчик,

куколка добрых вестей.

Я тоже обереговая куколка.

Всех в пути оберегаю

И злых духов отгоняю.

Я сейчас хочу поиграть с вами в подвижную игру «День и ночь».  

Колокольчик звенит – дети веселятся.

Колокольчик молчит – все успокаиваются, садятся на корточки, засыпают. Игра проводится несколько раз.

Дети садятся.

Следующая девочка подготовительной группы рассказывает о своей куколке:

Я – куколка Покосница. Эту куколку делали матери детям во время сенокоса, чтобы занять их пока взрослые трудятся. Взрослые же косили и жали серпами траву, сушили её.

Воспитатель показывает детям инструменты, которые использовались в работе (серп, грабли, коса), рассказывает о них.

Воспитатель говорит о том, что к нам в гости пришли и игровые куколки.

Выходит девочка с куколками на верёвочке, представляет их:

Мы куколки Веснянки.

В ярких платьях и платочках

Мастерили кукол дочкам.

С ними шли весну встречать,

Тепло и солнце привечать.

Этих куколок дарили детям на пасху, с ними звали и закликали весну. Девочка спрашивает о том, знают ли они какие-нибудь заклички?

Дети средней группы рассказывают знакомые им заклички.

Воспитатель предлагает вместе с куколкой выучить новую закличку о весне.

Приди весна красная,

Приди весна ясная,

С солнышком и ливнями,

С песнями дивными.

Выходит мальчик подготовительной группы со своей куклой – Зайчик на пальчик.

Эта игрушка одевалась на пальчик, с ней можно было весело поиграть, попрыгать. Мальчик предлагает поиграть в подвижную игру «Шел зайчик по лесу». Все встают в круг, мальчик с куклой в центре круга. Со словами игры выполняются соответствующие движения.

Шёл зайчик по лесу, (дети идут по кругу),

Нашёл себе принцессу (выбирает себе девочку).

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, подвигаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся.

Игра проводится несколько раз.

После игры воспитатель спрашивает у детей, какие куколки понравились им больше всего? Почему? Хочется ли им научиться делать самим таких кукол?

В конце занятия воспитатель ещё раз обращает внимание детей на то, что очень интересно и необычно проводить занятие в школьном музее «Заветный ключ». Говорит о том, что ещё раз посетим музей, чтобы узнать о куклах больше, научиться их делать самим.

Дети подготовительной группы дарятся им на память куколок Пеленашек - девочкам, а мальчикам - Зайчиков на пальчик.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Экспериментирование в детском саду

Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...