Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветер – движущийся воздух»

 

Ход организованной образовательной деятельности

Под песню «Я, ты, он, она, вместе целая страна» дети входят в группу.

Воспитатель.

Придумано кем-то и просто, и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Здравствуйте!», — скажем, мы солнцу и птицам

«Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Показ презентации «Земля – наш общий дом».

Звучит муз «Рождение природы».

Воспитатель. Дети, мы живём на прекрасной планете – Земля. Как много на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и высокие горы, уходящие в небо, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. А жителей на ней не счесть! И каждый из них - маленькое чудо!

Дети читают стихотворение

Дети.

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Землею – матушкой родной зовется этот дом!

Дети садятся на стулья

Воспитатель. Ребята, а что такое природа?

Дети.

Посмотри, наш юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе уплывает.

Поле, речка и трава,

Скалы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – это всё вокруг природа.

Воспитатель. Дети, всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир живой природы и Мир неживой природы. Сейчас мы выслушаем сообщения юных ученых. Они расскажут нам о живой и неживой природе.

Игра «Живая и неживая природа»

1 ребёнок. Мир живой природы - это человек, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.

2 ребёнок. Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель. Правильно, живая и неживая природа тесны взаимосвязаны друг с другом. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, солнца, питания. Сейчас об этом мы узнаем на примере роста растения.

Игра «Как растет растение»

Звучит песня «Звёздная страна» входят девочки – звёздочки, Маленький принц и танцуют танец.

Принц. Здравствуйте, ребята. Я – Маленький принц. Прилетел к вам с далёкой, маленькой планеты. Очень удивился, когда увидел, как прекрасна Земля, на которой вы живёте.

Принц. Ребята, я слышал, что есть на свете ветер. А что такое ветер?

Воспитатель. Маленький принц сейчас мы всё узнаем. Ребята, сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в киножурнал «Хочу всё знать», где речь пойдёт о ветре. Но, для путешествия нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.

Звучит муз «Шум ветра».

Упражнение «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)

Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)

Ну, а сейчас затихну я пока.

Звучит муз «Весёлый ветер» дети садятся на коврик.

Показ презентации «Почему дует ветер».

Воспитатель. Дети, мы знаем, что ветер бывает разный. Какой бывает ветер?

Дети. 

Южный ветер, бывает скромным и тихим,

Прохладным и добрым.

Северный ветер бывает холодным, колючим,

сильным, сердитым, могучим.

Всюду по белому свету летает,

Как хорошо, что он разным бывает!

Воспитатель. Сильные и опасные ветры называются как?

Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)

Воспитатель. Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким ​​сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников и передают людям.

Воспитатель. А какую пользу приносит ветер?

Дети. Ветер заставляет работать крылья мельницы. С помощью ветра люди получают свет. Ветер приносит на землю живительную влагу, переносит семена, пыльцу различных видов деревьев, растений.

Звучит музыка.

Игра «Детки с ветки»

Воспитатель. Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети. На дереве – маме долго висели,

Нас ветер примчался, и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Но ветер подхватит, и мы улетим.

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадём,

Земля нас накормит, земля – это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастём мы зелёным ростком

И маме помашем зелёным листком.

Нам дерево – мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево – мама, качаясь, шумит,

Советы давая, листвой шелестит.

Воспитатель. Ребята, так что же такое ветер?

Дети. Ветер – это движущийся воздух.

Воспитатель. А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу. Сегодня я предлагаю вам стать учёными – исследователями и отправиться в нашу лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе.

Под песню «Где водятся волшебники» дети идут в лабораторию.

Практическая деятельность

(Дети проходят за столы, прикрепляют значки «Учёный – исследователь».)

Звучит муз «Прохладный ветерок»

Опыт №1. Как обнаружить воздух

Воспитатель. Ребята, вспомним, что ветер – это движущийся воздух? Можно увидеть воздух?

Дети: Воздух нельзя увидеть глазами.

Воспитатель. Правильно, но его можно почувствовать, если создать «искусственный» ветер. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером. (Воспитатель раздает детям веера.)

Воспитатель. Попробуйте создать легкий ветерок.

Воспитатель. На столе, у каждого из вас стоит ёмкость с водой. Это ваше «маленькое море». Какое сейчас море?

Дети: Спокойное, на море нет волн, вода не движется.

Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель. Правильно, подуйте на воду. Вот видите, образуются «маленькие волны».

Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель. Я предлагаю вам спустить на воду маленький игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?

Дети. Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети. Надо, чтобы подул ветер.

Воспитатель. Дуйте на воду. Посмотрите, кораблик начинает двигаться.

Воспитатель. Парус — это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Давайте вспомним стихотворение А.С.Пушкина про кораблик.

Ребёнок.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

Воспитатель. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: Ветер может перевернуть кораблик, посадить на мель.

Воспитатель. Какой мы сделаем вывод? Что такое ветер?

Дети. Ветер – это движущийся воздух.

Опыт № 2

Воспитатель. Дети, а ещё, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь?

Дети. Нет, он пустой.

Воспитатель. Начнём его скручивать. Что происходит? (Ответы детей.) Почему?

Дети. Там воздух.

Воспитатель. А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали открытие: воздух бесцветный, прозрачный газ.

Воспитатель. Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Правильно, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху». 

Опыт № 3. «Имеет ли воздух вес?»

Возьмём кусочек резинки и бросим в воду. Что произошло? (Резинка утонула.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Ответы детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)

Ребята, а ещё я вам раскрою маленький секрет. Оказывается, воздух может звучать.

Опыт №4 «Человек дышит воздухом»

Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.

Воспитатель. Человек дышит воздухом. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Но жизнь и здоровье человека зависит ещё и от того, каким воздухом он дышит. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Дети. Сажать деревья, цветы, беречь лес.

Воспитатель. Давайте весной в нашем городе посадим много деревьев, кустарников, цветов, чтобы в нашем городе был воздух чистый.

Воспитатель. Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?

Дети.

  1. Воздух прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  2. Воздух легче воды.
  3. Воздух необходим для жизни человека и всего живого.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнали о некоторых основных свойствах воздуха. На сегодня наша лаборатория закрывается.

Принц. Теперь я знаю, что ветер – это воздух. Но ветром он становится только тогда, когда начинает двигаться. Когда я прилечу домой, то обо всём расскажу своим друзьям.

Воспитатель. Маленький принц, ты почему такой грустный?

Принц. Мне так у вас понравилось, что мне не хочется с вами расставаться.

Воспитатель. Ребята, давайте развеселим маленького Принца и потанцуем.

Под песню «Новый день придёт»

дети танцуют танец

Принц. Спасибо, вам ребята. Мне с вами было так интересно, но меня ждут дома. На прощанье я хочу подарить вам маленькую звёздочку (сладкое угощение). До свидания.

Воспитатель. Вот и подошло к концу занятие. А вы, ребята, растите большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вам вспомнит заботой о себе: хорошим здоровьем, богатым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства природы.

 

Список использованной литературы:

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.«Экспериментальная деятельность дошкольников».
  2. Н.В.Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
  3. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка».
  4. А.И. Шапиро «Первая научная лаборатория».
  5. Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки».
  6. Интернет ресурсы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период…

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период в детском саду» Содержание 1. Особенности летнего периода в детском саду. 2. Участок...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Читайте также

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие…

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие актеры» Паспорт проекта: Вид проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный (20 марта2019 по 20.января.2020 г.). Исполнители...