Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по И.Соколову-Микитову»

(Для детей 5-6 лет)

 

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

- активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень». «Грибы»;

- развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы;

- формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;

- воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.

Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.

Предварительная работа: беседы по теме «Осень», «Грибы», чтение рассказа.

 

Ход занятия

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Если каждый улыбнется.

Утро доброе начнется

- Скажем нашим гостям - Доброе утро!!!

- Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?

- Вы хотите ее рассмотреть?

 

Занятие

 

(Садитесь на стульчики.)

- Ребята, автор этой книги Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Он пишет рассказы для детей.

- Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)

- Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)

- Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)

- Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? ( Осенью краснеет рябина).

- А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)

- Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)

- Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?

- Какие грибы вы собирали?

- Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.

- Кто может их назвать?

- Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.

Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)

Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба

Мы соберем

В вазу осенний букет отнесем.

- Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

- Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.

Чтение рассказа

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

- Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

- Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

Предлагаю игру «Трудные слова».

-Что означает слово знойное? (Жаркое.)

-Что означает золотая? (Желтая.)

- что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)

- Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!

- Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.

Физкультминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке

В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Сушит перышки скорей.

- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)

- Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.

(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)

Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.

Молодцы!

- Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.

- А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов - Микитов в этой книге? (ответы детей).

Да, ребята, вы правы рассказ так и называется «Осень в лесу».

- Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.

- Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.

- Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель:  Поздравление мам с Днем матери; сплочение...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Читайте также

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...