Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


План - конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию для детей старшей группы
Тема: «Осень»

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы. Развивать эмоциональное отношение к игре, творческую самостоятельность.

Познавательное развитие

Расширять кругозор в области музыки; продолжать знакомить с творчеством композитора П. И. Чайковского, с альбомом «Времена года». Закреплять понятие «музыкальный жанр» (вокальная музыка, инструментальная музыка). Развивать умение соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского по характеру с одной из знакомых песен об осени, по настроению со стихотворением.

Расширять представления об изобразительных возможностях музыки.

Речевое развитие

Развивать речь, как средство общения и культуры. Закреплять умение отчетливо произносить слова «лесных», «колючий», «ежаток», «дорожек», «ежик», «лежит», «сторожит», «алые», «желтые», «пестрые», «выглянет», «прощальное»; четко произносить согласные в конце слов «красит», «рвет», «кружит», «хоровод», «плачут», «скачут»; гласных звуков в словах «солнышко – ведрышко», «выгляни», «камушкам». Развивать умение вести диалог, развивать фонематический слух, отрабатывать интонационную выразительность речи.

Обогащать активный словарь словами: «укромный», «курлычут», «кличут».

Работать над артикуляцией. Автоматизировать произношение звука «ш».

Физическое развитие

Продолжать развивать движения под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать способность двигаться соответственно характеру музыки.

Художественно-эстетическое развитие

Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства: классической музыки П. И. Чайковского, картин художников И. Левитана, В. Поленова, И. Бродского, песенное, музыкальное и игровое творчество. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей. Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие и понимание произведений музыкального искусства.

Предварительная работа.

  • Заучивание наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»;
  • Заучивание песен и хороводной игры;
  • Индивидуальная работа с детьми.

Методы и приемы:

  • практические: показ с движениями;
  • наглядные: рассматривание, показ;
  • словесные: рассказ и вопросы музыкального руководителя, ситуативный разговор.

Музыкальный репертуар.

Слушание музыки:

«Осенняя песнь» П. И. Чайковского

«Листопад» сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко

«Падают листья» сл. М. Ивенсон, муз. М. Красева

Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши»

Упражнение для развития слуха и голоса:

«Солнышко – ведрышко» сл. народные, муз. В. Карасевой

Пение:

«Осень пришла» сл. И. Черницкой, муз. Т. Попатенко

«Журавли» сл. М. Познанской, муз. А. Лившица

«Ежик» сл. С. Прокофьевой, муз. В. Герчик

Песенное творчество:

«Осенью» сл. А. Шибицкой, муз. Г. Зингера

Игра на детских музыкальных инструментах:

«Дождик» р. н. м.

Хороводная игра:

«Осень спросим» сл. Е. Благининой, муз. В. Витлина

«Дождик» муз. Т. Ломовой.

Материал и оборудование:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, видеопрезентация - три картины на осеннюю тематику: И. Левитан «Осень», В. Поленов «Золотая осень» И. Бродский «Поздняя осень»; музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон, треугольники; шапочка ежика, костюм Осени.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкальная «Осенняя песнь» П. И. Чайковского

«Листопад» сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко

«Падают листья» сл. М. Ивенсон, муз. М. Красева

Цель: Совершенствовать умение детей эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы. Различать вокальную и инструментальную музыку, узнавать и называть знакомые произведения, уметь соотнести их по характеру. Закреплять понятия «музыкальный жанр».

2. Исполнение песен:

Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши»

Цель: автоматизировать произношение звука «ш».

Упражнение для развития слуха и голоса:

«Солнышко – ведрышко» сл. народные, муз. В. Карасевой.

Цель: Петь попевку, чисто интонируя интервалы, выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова.

Пение: «Осень пришла» сл. И. Черницкой, муз. Т. Попатенко.

«Журавли» сл. М. Познанской, муз. А. Лившица

«Ежик» сл. С. Прокофьевой, муз. В. Герчик

Цель: Закреплять умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию. Знать, из каких частей состоит песня: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение. Развивать умение детей инсценировать знакомую песню.

Песенное творчество:

«Осенью» сл. А. Шибицкой, муз. Г. Зингера

Цель: Развивать умение детей сочинять свою мелодию на заданный текст.

3. Хороводная игра «Осень спросим» сл. Е. Благининой, муз. В. Витлина, «Дождик» муз. Т. Ломовой

Цель: Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, текстом стихотворения; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Закреплять умение детей действовать самостоятельно.

4. Игра на металлофоне «Дождик» Е. Тиличеевой.

Цель: Продолжать развивать умение детей играть не металлофоне простые мелодии по одному и в ансамбле с треугольником.

Двигательная Физкультминутка «Как хорошо в гостях у осени!»

Цель: Развивать эмоциональность, выразительность движений. способствовать развитию речи, координации движений.

Коммуникативная
  1. Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши»
Цель: автоматизировать произношение звука «ш».
  1. Считалка «Дождик капает с утра»

Цель: Развивать общие речевые навыки, четкое и правильное произношение.

Игровая
  1. Хороводная игра «Осень спросим»»
Цель: Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыка и текстом стихотворения, действовать самостоятельно, не подражая друг другу.

2. Пальчиковая игра «Осень»

Цель: Развивать координацию речи с движением, эмоциональную выразительность речи, двигательную активность; физические качества – крупную и мелкую моторики.

Восприятие художественной литературы и фольклора
  1. Чтение наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
  2. Слушание отрывка из стихотворения А. Твардовского «Меж редеющих верхушек»
  3. Слушание стихотворения «Торопится осень закончить дела» (авт. неизв.)
Цель: Пополнять литературный багаж стихами.

Логика образовательной деятельности

  Деятельность музыкального руководителя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Встречает детей в музыкальном зале.
Приветствие «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе

утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!»

Сегодня я хочу пригласить вас в гости к Осени, пожалуйста, проходите, садитесь на свои места перед экраном.

Заходят в музыкальный зал, встают по кругу, здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на стульчики перед интерактивной доской.

Повышена мотивация к содержанию НОД.
2.
Рассматривание осенних пейзажев
- Посмотрите на эти картины (обращает внимание на экран). Что вы видите? Осень бывает такая разная!

Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи.

А вот и снежок – вестник зимы!

Все эти перемены, «переодевания» природы бывают осенью.

Рассматривают три картины на осеннюю тематику.

Отвечают на вопрос.

 

Закреплены имеющиеся знания детей об осени, показана красота осени через произведения искусства: картины художников И. Левитана, В. Поленова, И. Бродского.
3.
Слушание песни «Листопад»
- Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его.
Исполняет мелодию песни.

- Правильно, это песня Т. Попатенко «Листопад». Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь прослушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на русскую народную мелодию, и если похожа, то чем?

Исполняет фрагмент повторно.

- Да, мелодия похожа на русскую народную песню, особенно ее окончание, когда она поднимается вверх, а в сопровождении слышится трехголосное пение.

Теперь я вам дам интересное и трудное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения. Давайте вспомним,

какие произведения называют вокальными?

- Правильно, те, которые исполняют голосом. Но есть произведения без пения. Эта музыка называется инструментальной.

Слушают отрывок из знакомого произведения, узнают и называют его.

Отвечают на вопросы.

Закрепляют понятия «вокальная музыка», «инструментальная музыка».

Закреплено умение узнавать и называть знакомые произведения, умение соотнести их по характеру. Закреплено понятие «музыкальный жанр» (вокальная музыка, инструментальная музыка).
4.
Слушание музыкальной пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
- У композитора П. И. Чайковского есть сборник инструментальных пьес, который называется «Времена года». По количеству месяцев в году их двенадцать и каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок, например: «Апрель. Подснежник» или «Ноябрь. На тройке».

Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» и скажите, какой из двух знакомых вам песен об осени «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева ближе по настроению это произведение.

Исполняет фрагмент из «Осенней песни»

- Правильно, по настроению ближе песня «Листопад». Музыка «Осенней песни» жалобная, заунывная, тоскливая, а в середине намного взволнованная, беспокойная, потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какую картину осени рисует нам музыка?

- В музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Ее мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло.

Эпиграфом к пьесе Чайковским был выбран отрывок из стихотворения русского писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого:

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…» По своему настроению это стихотворение очень подходит музыке.

Слушают отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» и сравнивают его со знакомыми им песнями об осени «Листопад» и «Падают листья» по настроению. Отвечают на вопросы. Расширен кругозор в области музыки; обогащаются музыкальные впечатления; продолжено знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского, с альбомом «Времена года». Развита эмоциональная отзывчивость на настроение и характер музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, развито умение соотнести ее по характеру с одной из знакомых песен об осени; умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы.
5.
Чтение стихотворения «Осень наступила»
- Какие стихи об осени вы знаете?

- Кто хочет прочитать стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»? Но прочитать так, чтобы мы почувствовали настроение стиха.

Задает вопросы:

-Какое настроение у этого стихотворения?

- О какой осени рассказывается в нем?

- Какое музыкальное произведение из прослушанных ближе по настроению этому стихотворению?

Обобщает ответы:

- И «Осенняя песнь», и «Листопад» оба эти музыкальные произведения близки по настроению стихотворению «Осень наступила». И инструментальная, и вокальная музыка передают картину поздней, увядающей осени.

Предлагаю послушать все

произведения еще раз и выбрать

подходящею к каждому картину.

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают музыку, выполняют задание.

Пополнен литературный багаж стихами. Развито умение соотносить музыкальное произведение по настроению стихотворению; умение

словесно выражать свое отношение к музыкальным произведениям и стихам, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы.

 

6.
Распевание на слоги «ша-шо-шу-ши»
- Представьте, что вы попали на лесную осеннюю полянку. Вы идете по ней, а под ногами шуршат опавшие с деревьев листья и, как будто поют свою последнюю песенку: шу-шу-шу, ша-ша-ша.

Поможем листочкам петь:

шу-шу-шу,

ша-ша-ша,

ши-ши-ши,

шо-шо-шо.

Ша-шо-шу-ши.

Дети распеваются на слоги ша-шо-шу-ши. Развивается артикуляция. Автоматизируется произношение звука «ш».

 

7.
Распевание «Солнышко – ведрышко»
- Скрылось солнышко за тучу. Давайте позовем его своей песенкой.
При пении обращает внимание детей на чистоту интонирования мелодии, на отчетливое произношение гласных звуков в словах «солнышко – ведрышко», «выгляни», «камушкам»; согласных в конце слов «плачут», «скачут».
Распеваются песенкой, стараясь чисто интонировать интервалы, петь выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова.

 

Развито умение петь попевку, чисто интонируя интервалы, выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова.

 

8.
Пение песни «Осень пришла»
Читает отрывок из стихотворения:
«Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва…»

Проигрывает вступление к песне.

- Ребята, вы узнали, что это за песня?

- Правильно, это песня «Осень пришла». Споем ее все вместе.

Работает над дикцией.

- Давайте споем песню еще раз.

Во время повторного исполнения песни следит за дыханием, чистотой интонирования, логическими ударениями в словах.
Слушают, отвечают на вопрос.

Исполняют песню коллективно по куплетам, затем проговаривают стихи, отдельные слова «алые», «желтые», «пестрый», «выглянет», «красное», «прощальное»; четко произносят согласные в конце слов «красит», «рвет», «кружит», «хоровод».

Исполняют песню повторно, выразительно, в характере, соблюдая логические ударения.

Закреплено умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию.

 

9.
Пальчиковая игра «Осень»
- А теперь поиграем с нашими пальчиками.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Повторяют слова за музыкальным руководителем, сопровождая их движениями:
Делают плавные волнообразные движения ладонями.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Спокойно укладывают ладони на колени.
Обогащается двигательный опыт. Развивается координация речи с движением, эмоциональная выразительность речи, двигательная активность; физические качества – крупная и мелкая моторики.
10.
Пение песни «Журавли»
- Все реже и реже проглядывает солнышко из-за туч, все меньше и меньшесогревает теплом землю. Звери и птицы готовятся к зиме. Журавли улетают в теплые страны. Летят, курлычут, прощаясь с нами. Вспомним и споем песню А. Лившица «Журавли».
Во время исполнения следит за чистотой интонирования, дыханием, логическими ударениями в словах.

- Давайте вспомним, из каких частей может состоять песня?

- В песне «Журавли» есть

вступление, запев и заключение.

Проигрывает фрагменты.

- Предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я буду читать вам слова песни по строчкам, а вы, как эхо, будите повторять их за мной.

-Как вы думаете, какой характер у этой песни? Как ее нужно исполнять?

-Правильно, песня исполняется напевно, ласково. Мы прощаемся с летом, с журавликами. Споем песню еще раз так, как будто это мы провожаем журавликов в дальние страны.

Поют песню выразительно, стараясь

чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание, выполнять логические ударения в словах.

Повторяют название частей песни.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Проговаривают слова за музыкальным руководителем: «летят – курлычут», «кличут», «шлют», «прощай», «лесных полянок», «скучать», «встречу», отрабатывая дикцию.

Отвечают на вопросы.

Исполняют песню повторно.

Закреплено умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию.

Пополнен

активный словарь словами: «курлычут», «кличут».

11.
Физкультминутка «Как хорошо в гостях у осени»
Дети, все сейчас вставайте,

Физкультминутку начинайте.

«Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых...

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу».

Встают, повторяют за музыкальным руководителем.
 
Кружатся на месте.
 
Машут плавно руками вверх-вниз, влево-вправо.
Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.
Повороты туловища влево-вправо.
Обогащается двигательный опыт. Развивается двигательная активность, эмоциональность, выразительность движений, творческие проявления.

 

12.
Пение песни «Ежик»
- Посмотрите (обращает внимание на экран). По полянке пробежал маленький ежик. Ежик – ежик, куда ты бежишь? Где твои ежата? Об этом нам рассказывает знакомая песенка. Давайте ее споем.
Во время исполнения следит за чистотой интонирования, правильным произношением слов: «лесных», «колючий», «умный», «огромный», «укромный», «ежаток», «дорожек», «лежит», «сторожит».

- Давайте подумаем, как можно еще исполнить эту песенку.

- Правильно, можно выбрать солиста и инсценировать песенку.

Поют песню, стараясь чисто интонировать мелодию, правильно произносить слов: «лесных», «колючий», «умный», «огромный», «укромный», «ежаток», «дорожек», «лежит», «сторожит».

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Выбирают солиста, одевают шапочку ежика. Поют песню несколько раз, с разными солистам.

Закреплено умение отчетливо произносить в песне слова, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, правильно передавать мелодию. Закреплено знание частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение. Развито умение детей инсценировать знакомую песню. Пополнен активный словарь словом «укромный».
13.
Песенное творчество
- Теперь я предлагаю вам самим сочинить осеннюю песенку, став маленькими композиторами. Послушайте такое стихотворение:

«Улетают птицы вдаль,

Расставаться с ними жаль».

Давайте проговорим его все вместе.

- Закройте глаза и представьте себе такую осеннюю картинку.

Заучивают стих наизусть.

Придумывают песенки на заданный текст, затем поют сочиненные ими песенки.

Развивается умение детей сочинять свою мелодию на заданный текст.

 

14.
Игра на детских музыкальных инструментах попевки «Дождик»
Наигрывает мелодию на металлофоне.
- А вот и дождик закапал. Кап-кап-кап. Пропоем ему песенку все вместе, а Настя сыграет нам ее на металлофоне.

- Теперь возьмем треугольники и подыграем металлофонам.

По очереди проигрывают попевку на металлофоне.

Играют попевку в ансамбле.

Развито умение детей играть не металлофоне простые мелодии по одному и в ансамбле с треугольником.
15.
Музыкальная игра «Осень спросим»
-Давайте позовем Осень к нам в гости. Может быть она услышит и придет.

«Осень, осень, в гости просим!»

Входит Осень – воспитатель в костюме Осени: «Здравствуйте дети!»

- Торопится Осень закончить дела,

Старательно землю дождем полила.

Про птиц не забыла, на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила вам разные фрукты сначала,

Потом вас грибами она угощала,

Арбузами, дынями и виноградом…

Вам нравится Осень?

Мы Осени рады!

- Хотите поиграть с Осенью?

Становитесь в хоровод!

Выберем «Дождика» считалкой.

«Дождик капает с утра,

Рада лужам детвора,

Промочили сапоги…

Я вожу, а ты беги!»

Повторяют слова за музыкальным руководителем.

 

 

 

Здороваются с Осенью.

Встают в хоровод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают «Дождика» считалкой.

Дети играют в игру. Прощаются с Осенью.

Развито умение двигаться под музыку, перестраиваться по сигналу, совершенствуется способность двигаться соответственно характеру музыки.

Развиваются общие речевые навыки, четкое и правильное произношение.

16.
Рефлексия:
Что нового вы узнали?

Что вам показалось интересным?

Что понравилось, что запомнилось?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Развивается умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...