Конспект занятия «Прогулка в зимний лес»

(Средний дошкольного возраста)

 

Цель.

Формировать интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

Задачи.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, диким животным и бережное отношение к ним.

Обучающие: обобщать знания детей о жизни диких животных нашего леса в зимнее время.

Развивающие: расширять знания детей о состоянии природы и диких животных в зимнее время.

Словарная работа.

Активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев и обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими признаки и свойства объектов природы (теплый, мягкий; рыжий, пушистый).

Материалы к занятию и оборудование.

Магнитофон, шапочки белки (серого цвета), зайца (белого цвета), лисы и волка, волшебная Книга (с рисунками-загадками), картинки с изображением диких животных в зимнем лесу, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года».

Предварительная работа.

Рассматривание картин с изображением диких животных; беседы о зиме и жизни диких животных в зимнем лесу; чтение произведений Г. Скребницкого «Рассказы о животных». Разучивание стихов по теме занятия, разгадывание загадок; наблюдение за погодными явлениями, за птицами во время прогулки.

 

Ход занятия:

Воспитатель подводит детей к окну.

Воспитатель:

Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите - какое сейчас время года?

Дети:

На улице зима!

Воспитатель:

Да, верно вы заметили на улице зима. А по каким признакам вы смогли безошибочно определить время года? Назовите признаки зимы.

Дети:

Стало холодно, часто идет снег, вода замерзла и превратилась в лёд. Воспитатель:

Верно, ребята, вы мне назвали зимы приметы. Вижу не прошли даром наши наблюдения за погодой, за деревьями, за животными во время прогулки. Ребята, какие забавы и праздники с собой приносит зима?

Дети:

Катание с горы на санках, ледянках. А у нас во дворе есть каток, где я катаюсь на коньках. Мне нравится лепить снеговика. А я с папой катаюсь на лыжах по лесу. А ещё зимой Новый год, Рождество.

Дети читают отрывок из стихотворения «Зимние картинки»

Ребенок:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос.

Ребенок:

Как снегурка, в шубке белой Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком - Он решил построить дом.

Ребенок:

Под окном Тамара с Федей Лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег,

Чайной ложкой носит снег.

Ребенок:

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобка рыжий,

Только лыж у Бобки нет.

Ребенок:

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Воспитатель:

Вижу я, вам очень нравится снежная зима-затейница. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

Дети:

Мы любим, гулять зимой по лесу.

Звучит П.И. Чайковского «Декабрь. Святки».

Воспитатель:

Очень часто поэты и художники называют зиму волшебницей, кудесницей, потому что в это время года часто случаются чудеса. Вот и сегодня нас ждет множество чудес. Закройте глаза, ребята, и представьте себе, что мы оказались в зимнем лесу.

Зима укрыла лес пушистым снегом. Деревья как будто спят под белыми, пуховыми одеждами. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец. Зимний лес тих и спокоен.

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Теперь откройте глаза. И сейчас произойдет первое чудо, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь И в снежинки превратитесь.

Дети под музыку кружатся на месте вместе с воспитателем. Затем, кружась, передвигаются на ковер.

Воспитатель:

Подул сильный ветер, снежинки прилетели на лесную полянку. Тихо что- то кругом. Да и не видно никого. Куда же звери все подевались?

Звучит аудиозапись с голосом волшебной Книги.

Волшебная Книга;

Здравствуйте, мои дорогие, гости. Я - книга, книга непростая, а волшебная, Я многое могу.

Воспитатель:

Вот так чудо! В лесу волшебная книга на снегу раскрытая лежит, человеческим голосом говорит. Подойдем поближе, посмотрим, что в ней нарисовано.

Волшебная Книга: Хотите, чтобы лес наш ожил, стал веселым? Тогда отгадайте мои загадки. Внимательно рассмотрите рисунки на моих страницах. Если правильно назовете, кто спрятался в зимнем лесу, то этот зверь выйдет к вам на встречу.

Воспитатель показывает детям волшебную Книгу, в которой находятся изображения спрятавшихся животных (белки, зайца, лисы, волка).

Воспитатель:

Смотрите, ребята, из дупла ушки с кисточками виднеются. Кто же в нём спрятался?

Если дети затрудняются с ответом воспитатель загадывает загадку:

В дубе дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? / белка/

Дети:

Это белка.

Воспитатель:

Посмотрите, белочка к нам скачет, значить верно, отгадали загадку.

Входит девочка в шапочке белочки.

Белочка:

Хожу в пушистой шубе Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.

Воспитатель:

Здравствуй, милая белочка. Рады встретиться с тобой на волшебной полянке. Расскажи-ка нам, как тебе живется в зимнем лесу.

Белочка:

Не только расскажу, но и покажу.

Девочка-белочка рассказывает о жизни белочки зимой.

Белочка:

Живу я в теплом дупле. Летом ношу рыжую шубку. А зимой её меняю на теплую, серую. Когда сильный мороз сплю в дупле. Укрываюсь своим пушистым хвостом. Ем орехи, грибы, семечки из шишек. Осенью делаю запасы на зиму. Я и грибы сушу. Развешу их на дереве, а зимой разыщу и съем.

Воспитатель:

Спасибо тебе, белочка, за рассказ, не убегай, оставайся с нами. Смотрите, волшебная Книга страничку перевернула и новую загадку нам загадала.

Дети рассматривают следующий рисунок.

Воспитатель:

За заснеженным кустом кто-то спрятался. Одни длинные, белые уши с черными пятнышками на конце торчат. Кто же это может быть?

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель загадывает им загадку:

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык...

/заяц/

Дети:

Это заяц.

Воспитатель:

Верно вы, ребята, отгадали загадку. А вот и заяц к нам спешит. Появляется мальчик в шапочке зайца.

Заяц:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

От бескормицы - кора.

Воспитатель:

Подожди, зайчишка-трусишка, не убегай, ты нам лучше расскажи, как живется тебе зимой в лесу.

Зайчик-мальчик ведет диалог с воспитателем о жизни зайца зимой в лесу. Заяц:

Летом у меня шубка была серая, легкая. А зимой стала белая, пушистая, теплая. В белой шубке от врагов на белом снегу легче прятаться.

Воспитатель:

От каких врагов ты, зайка, прячешься? Много ли их у тебя?

Заяц:

У меня много врагов - волк, и лиса, сова и рысь. Вот и приходится по сторонам озираться, чтобы врагам в зубы не попасть.

Воспитатель:

- А зачем ты часто встаешь на задние лапки и стоишь столбиком?

Заяц:

А это я прислушиваюсь, нет ли поблизости опасности. И глаза у меня косые, чтобы видеть то, что происходит сбоку и со спины.

Воспитатель:

Уж очень ты, зайка, нам полюбился. И сегодня тебе не надо никого бояться, рядом с тобой друзья, дети. Сыграй с нами в игру "Зайка серый умывается".

Проводится игра «Зайка серый умывается».

Воспитатель:

Волшебная книга листами зашуршала, нам новую загадку загадала. Смотрите, из-за ёлочки пышный рыжий хвост выглядывает, на конце белым мехом украшен. Чей же это хвост?

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель загадывает загадку: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый И краса - это рыжая... (Лиса.)

Дети:

Это лиса.

Воспитатель:

Крадется плутовка, выходит осторожно на полянку. Не ищет ли кого она? Появляется девочка в шапочке лисы.

Лиса:

Хожу в шубке золотистой,

Хвост у кумушки пушистый,

Очень хитрые глаза,

И зовут меня лиса.

Воспитатель:

Здравствуй, лисонька, постой. Кого ты ищешь, расскажи.

Лиса:

Не повезло сегодня мне. Я за зайчиком гонялась. Мышку я поймать пыталась. К птичкам я кралась усердно, но... Заяц быстрый и проворный - убежал, петляя. Мышки след в снегу глубоком потеряла. Птички меня увидали, на деревья улетели. Никого я не поймала, без обеда ночевала...

Воспитатель:

А где ж ты, лисонька, спала?

Лиса:

Ночевала в норке, под высокой ёлкой.

В ней и сухо, и тепло.

На листве дремала.

Про обед мечтала.

Воспитатель:

А к зиме то ты готовилась?

Лиса:

А как же! Вот летнюю шубку на пышную и теплую поменяла. Ещё краше, ярче стала.

Воспитатель:

Спасибо вам звери за рассказ о вашей жизни в зимнем лесу. Спасибо тебе волшебная Книга за интересные загадки. А ребята вам расскажут о жизни других лесных обитателей.

Воспитатель:

Вот и время подошло нам расставаться. Завтра всех нас ждут новые встречи и новые открытия. До свидания друзья, нам домой уже пора.

Вас в снежинок превращу,

В путь детишек снаряжу.

Ну-ка, детки, покружитесь И в снежинки превратитесь.

Да поможет ветер сам

В детский сад вернутся нам.

Звучит П.И. Чайковского «Декабрь. Святки». Дети под музыку кружатся. Затем садятся на стульчики.

Воспитатель:

Вот мы и вернулись в детский сад. Много интересного мы узнали о жизни лесных обитателей в зимнем лесу. Всех животных леса называют дикими животными. Лес для них родной дом. Поэтому мы должны беречь лес. И тогда дикие животные станут нашими друзьями.

Трудно живется птицам зимой в лесу. Им не хватает корма. Мы им можем помочь пережить зимние холода. Давайте принесём семечки, пшено, просо, овес и наполним ими кормушку для птиц. Наблюдая за птицами, прилетающими к кормушке, мы сможем их лучше рассмотреть и больше узнать об их повадках.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...