Конспект НОД, посвященной творчеству Л.Н.Толстого в подготовительной группе

 

Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого.

Задачи: 

  • продолжить развивать интерес к личности писателя;

    развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;

  • продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.

Оформление группы.

Выставка фотографий Л.Н.Толстого, иллюстраций к рассказам для детей Л.Н.Толстого.

Выставка книг для детей Л.Н.Толстого.

Предварительная работа: знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Оборудование и материалы: магнитная доска; магниты; круг из желтого картона; лепестки ромашки, вырезанные из белого картона; птичка чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм старичка для мальчика, русские народные костюмы для девочек, играющих в инсценировках, телевизор, запись мультфильма «Филипок».

 

Ход НОД.

(Дети под музыку входят в группу, останавливаются около выставки, рассматривают ее.)

 Воспитатель: Ребята, чему посвящена данная выставка? (ТворчествуЛ.Н.Толстого).

Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.

Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.) Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».

Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.

В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.

Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.

Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.

В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. Мы с вами знаем некоторые рассказы, которые вошли в «Азбуку» Л.Н.Толстого. Давайте их вспомним.

Раздается стук в дверь и входит грустная девочка с клеткой, в которой находится птичка.

Воспитатель: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

Ребенок: "Пора тебе, чиж, петь".

Воспитатель: "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

Воспитатель: Ребята, объясните Варе почему чиж не поет в клетке? (Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье. Вывод: нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить. Прикрепить лепесток на доску.)

В группу входит ребенок одетый как старичок.

Воспитатель: Старик сажал яблони. (ребенок выполняет движения) Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков".

Ребенок: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут". (Дети делают вывод: этот рассказ Л.Н.Толстого учит нас делать добро людям. Прикрепить лепесток на доску.)

Воспитатель: Ребята, сейчас девочки покажут нам рассказ Л.Н.Толстого «У бабки была внучка»? (Две девочки разыгрывают сценку по рассказу). (Кто-нибудь из детей делает вывод: старших надо уважать. Прикрепить лепесток на доску.)

Воспитатель: Мы с вами будущие школьники, и сейчас вспомним еще один рассказ Л.Н. Толстого про девочку Таню.

- Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.

Ребенок: - Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Бе. Смотри, помни! (Дети делают вывод: надо учиться. Прикрепляем лепесток на доску).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще рассказы Л.Н.Толстого и чему они учат нас с вами.

(Дети называют произведения Л.Н.Толстого и прикрепляют остальные лепестки к ромашке.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами видим, что все произведения Л.Н. Толстого нас чему-нибудь учат. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который снят по рассказу Л.Н.Толстого «Филипок».

Обобщение.

Педагог: Ребята, посмотрите, что получилось: ромашка (один из символов России) с наказами Л.Н.Толстого детям. А сейчас я вам буду говорить начало строки, а вы заканчивайте:

Лев Николаевич ……………Толстой

Любил детей он всей ……….душой..

Учил он старших ……………..уважать,

А малышей ………………не обижать.

Учил живое все …………… любить

И непременно добрым…………быть.

Чтобы желание ……………..трудиться,

Не позволяло нам …………….лениться.

Не нужно жадным …………….быть,

И всегда правду …………….говорить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интересно о профессиях!

Интересно о профессиях! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Занятие по познавательному развитию «По страницам Красной книги Вологодской области»

Занятие по познавательному развитию «По страницам Красной книги Вологодской области» Цель: дать представление о Красной книге Вологодской области как об основном документе...

Читайте также

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Большая маленькая звезда

Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...