Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе
Программное содержание
- Закрепить у детей умение составлять описательные и сравнительные рассказы по мнемотаблицам (схемам), не повторяя друг друга, использовать для описания времен года образные слова, рассказывать полно и выразительно, используя сравнения и метафоры.
- Закрепить понятие «родственное слово», упражнять в преобразовании слов.
- Активизировать употребление эпитетов, упражнять в подборе антонимов и синонимов.
- (Закрепить) Обобщить представления детей о народном творчестве -фольклоре, разделяя их по жанрам: песенные - частушки, колыбельные, народные песни, распевы; малые фольклорные формы, устные поговорки, пословицы, считалки, потешки, прибаутки, загадки, былины, сказки.
- Упражнять в отгадывании названий сказок и авторов по предложенной речевой игре «Мысли-загадки» и названия сказок. И наоборот.
- Упражнять в образовании новых слов способом словосложения, закрепить понятие «сложные слова».
- Закрепить именительный и родительный падеж множественного числа существительных.
- (Развивать речь) Упражнять в составлении слов, путем добавлении 1,2,3 букв, в умении составлять слова, путем переставления и букв.
Ход занятия
Звучит произведение «Времена года - Весна».
Дети проходят в группу, садятся полукругом.
- Дети, какое произведение звучит?
- Какие звуки весны вы слышите в произведении?
- Перед вами таблицы-схемы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, как вы думаете, о чем можно рассказать по этим схемам? (об осени, о весне)
Весна
-солнце светил мало; - идут частые дожди; - с деревьев падают листья; - птицы улетают в теплые края;
Осень
- солнце греет тепло; с сосулек капает капель; - на ветках деревьев появляются почки; - птицы прилетают из теплых стран
- Сейчас мы с вами составим рассказы об осени и весне.
Заслушиваются 2-4 ребенка (обратить внимание на полноту и последовательность рассказов)
Дети, какое слово можно преобразовать от слова «весна»? (весенний,
веснушки, весенник. веснянка)
- Как называются слова, близкие по смыслу? (родственные)
- про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?
- Природа с приходом весны меняется, преображается. Каким становится небо весной? (подбор эпитетов)
- а какое оно было зимой? (аналогично. Подбор антонимов)
- Дети, вы сказали небо весной веселое (радостное, голубое и т.п). Подберите близкие по значению слова к этому слову.
- Весна долго боролась с зимой и в итоге победила. Что можно сказать о ней (смелая, сильная, храбрая), все вокруг цветет и пахнет (цветущая, пахнущая, душистая и т. д.)
- Какую сказку мы знаем, где по приходу весны героиня сказки превращается в облачко?
- Кто придумывает сказки?
- Как называется устное творчество народа? (фольклор)
- Назовите жанры фольклора (песенный частушки, народные песни,
колыбельные; устные - поговорки, пословицы, потешки, прибаутки, былины,
считалки, загадки, чистоговорки)
- Сегодня мы с вами тоже вспомним знакомый хоровод «По тропинке в лес пойдем»
- Дети, послушайте, пожалуйста, я читаю вам мысли-загадки персонажей сказок. Будьте внимательны (чтение загадок, ответы детей)
Игра «Угадайте, из какой мы сказки?»
- Ну и хвост у этой мышки, не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент, Сейчас бы мной все любовались, лежало бы я на самом видном месте (персонаж).
- «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности» (персонаж)
- «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь ...» (персонаж)
- «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там на балу. Но мы не имеем права ни спешить, не отставать» (персонаж).
Выставляется мнемотаблица «Все о рыбалке»
- Дети, как можно назвать эту картинку?
- Кто желает нам разгадать ее?
- Из каких слов состоит слово «рыболов»? Какие вы еще знаете слова, которые состоят из двух слов (подсолнух, мухомор, подснежник, подосиновик, подберезовик, земляника и т. д.)
- Объясните происхождение некоторых слов?
Сейчас мы поиграем в словесную игру: «Скажи правильно»
Волк - волки - волков
Заяц - зайцы - зайцев
у зайца зубики - у волка зубища
Торт - торты - тортов
Гнездо – гнезда - гнезд
У вороны гнездо - у воробья гнездышко
Дно - донья - доньев
Пианино - пианино- пианино
Петли - петли-петель
Карандаш - карандаши - карандашей
- А сейчас проходите за столы. У каждого на столе слова-перевертыши и слова
с пропущенными буквами. Нужно сложить правильно слова-перевертыши и
вставить пропущенные буквы. Дети выполняют задания.
Слова-перевертыши
Клу, сир, насос, качаш, сно, харса, кам, феконта, колояб, дормипо, капоч, навес, касказ, азор
Слова с пропущенными буквами
Д..б..о, с.н, с.ул, л..с, г..у..а, р..ч..а, гри.., д..р..ю, с.ол, иг..у..ка, цв..т..к, м..ш..н.., р..з.., р..к, р..6..
- Дети, что вам было интересно на занятии?
- Как вы считаете, вы справились?
- Кто какие затруднения испытывал во время занятия?
Анализ работы детей воспитателем
Читайте также |
---|
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...
Лэпбук «Гжельская роспись»
Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...
Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема «Сталинградская битва» 80…
Занятие по ознакомлению с социальной действительностью Тема «Сталинградская битва» 80 лет освобождения от фашизма Цель: Формировать мировоззрение ребёнка на основе исторических...