Конспект НОД по экологическому воспитанию
«Как обитатели леса готовятся к зиме»

 

Цель: обобщение знаний детей о подготовке животных к зиме.

Задачи: 

1) обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе;

2) расширять представления детей о перелетных птицах, устанавливать причино-следственные связи между особенностями корма и его наличием;

3) закрепить знания детей о подготовке животных к зиме;

4) развивать познавательный интерес к событиям, происходящих в живой природе;

5) воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Предварительная работа.

- Дидактические игры: Природа и человек, что нужное, прилетели птицы, когда это бывает; звери, птицы; весной, летом, осенью, сложи животное.

- Рассматривание иллюстраций животных в лесу.

- Чтение художественных произведений: 

  • Генералова В.Ф. Друзья леса: Лит. Композиция /В.Ф.Генералова // Читаем, учимся, играем.
  • Сладков Н. И. «Лесные сказки».
  • Бианки В.В. «Лесные сказки и были».
  • Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе»,

Словарная работа:

активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы, спячка, наедает жир;

обогащение словаря: хлопотунья, оседные птицы, лиса мышкуется.

 

Ход НОД.

Воспитатель: Давайте ребята все встанем в круг, друг другу улыбнемся и скажем ласковое слово. Мы недавно с вами путешествовали в осенний лес и любовались природой леса. А сегодня я вас приглашаю в осенний лес на экскурсию. Кто является хозяином леса?

Дети: Старичок-лесовичок.

Воспитатель: Давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса, как они подготавливаются к зиме. Расскажите пожалуйста как нужно вести себя в лесу?

Дети: Вести себя хорошо-не нарушать тишину, не кричать, не ломать ветки, не трогать норки животных, не срывать цветы, не гонять птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята послушайте какая тишина! Тихо, иногда с шуршанием упадет листок с дерева, не слышно птиц. Почему?

Дети: Птицы улетают на юг.

Воспитатель: Что происходит с природой осенью?

Дети: Становится холодно, дует сильный ветер, идет дождь, облетают с деревьев листья, появляется лед на лужах.

Воспитатель: Чем птицы питались лето?

Дети: Мошками и жучками.

Воспитатель: Наступила осень, не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. А вы можете назвать птиц, которые первыми улетают на юг?

Дети: Ласточки и стрижи.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что эти птицы ничего, кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают.

Воспитатель: Зато тучи комаров и молекулы поедают в лесу. До миллиона штук за лето. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низов летают над землей. Потому что крылья у насекомых под действием влажности становятся тяжелыми и они летают низко около земли и ловят их маленькие верные птички с раздвоенными хвостиками. А стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что могут стать в воздухе. Ловят они комаров высоко в небе. А кто из птиц улетают на юг последними?

Дети: гуси и утки.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они живут и питаются на водоемах, не улетают пока не замерзнут водоемы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому не смешайте отыскивать себе корм, не гоняйте их. А какие птицы не улетают на юг?

Дети: Вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири.

Воспитатель: Этих птиц называют зимующие - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю и оседные птицы, которые остаются целый год в местах гнездования. Когда пищи становится мало, они совершают перелеты по окрестностям.

Ну что пошли гулять дальше? Ребята, а где все звери? Смотрите, кто это?

Кто на ветке шишки грыз

И бросали объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Дети: Белка.

Воспитатель: Ребята, а как белка готовится к зиме?

Дети: Собирает шишки, желуди, сушит грибочки и относит к себе в дупло.

Воспитатель: Что происходит с шубкой белки?

Дети: Она меняет свою рыжую шубку на более теплую серую шубку.

Воспитатель: Почему?

Дети: Деревья зимой серые и она меньше заметна среди деревьев.

Воспитатель: Белка на зиму делает запасы, как можно назвать белку?

Дети: Запасливая, хозяюшка, трудолюбивая, заботливая.

Воспитатель: Еще белочку можно назвать хлопотунья, если вам попадется такая кладовая- не трогайте ее, белке она важнее. Как другие животные готовятся к приходу зимы.

Вот бежит торопиться еж

Весь в сухих листьях.

Как вы думаете, как еж готовится к зиме?

Дети: наедается жир, и спит зимой.

Воспитатель: чем питаются ежи?

Дети: Червячками и жучками.

Воспитатель: Нет не жучков, нет червяков, попрятались они, кто еще впадает в спячку?

Дети: Медведь

Воспитатель: А чем питался весной, летом, осенью?

Дети: Ягодами, медом, рыбой, чтоб быть сырым и спать всю зиму.

Воспитатель: Да медведь как и еж не делает запасов, они наедают жир, чтобы спать а своей берлоге всю зиму, зимой берлогу закроет снежное одеяло и тепло в ней медведю. А сейчас я вам предлагают немножко поиграть.

Физминутка.

Я вам загадаю загадки о животных, вы должны не произносить ответ, а показывать их в движениях.

1) На спине иголки длинные и колкие,

А свернется в клубок нет ни головы, ни ног

2) Серовато, зубовато по полю рыщет

Телят, ягнят ищет

3) А то рыжая, то серая

А названьем белая

4) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос

5) Какой зверь опасный ходит в шубе рыжей

Снег разгребает, мышек хватает

За собой следы заметает.

6) Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Воспитатель: Молодцы! ну что экскурсию дальше.

А вот еще один лесной житель. Он тоже как и белка поменял губку, кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Сначала белеет хвост, затем задние лапы, потом белеет спинка, за ней уши, но не до самых кончиков, они остаются черными. Делает ли запасы заяц?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, зайцы питаются корой деревьев и сухими опавшими ветками, которые они находят в лесу. Но у бедного зайца есть враги, кто же они?

Дети: Волк и заяц.

Воспитатель: Чем питается волк?

Дети: Зайцами, охотятся на лосей, на мышек.

Воспитатель: Правильно, волк тоже готовится к зиме, шерсть его за лето и осень отрастает, становится очень густой и теплой. Им это необходимо, ведь он спит прямо на снегу. А кто еще у зайца враг?

Дети: Идет лиса очень тихо, не слышно, потому что у нее на лапах отрастает густая шерсть, и они не мерзнут. Чем питается лиса?

Дети: Мышами

Воспитатель: Любит лиса мышей из снега доставать. Слух у лисы хороший, начинает она снег лапами разгребать, мышкуется лиса в народе говорится.

Вот подошла к концу наша экскурсия. Видели в лесу и птиц и зверей. Рассмотрели как кто готовится к приходу зимы, кто делает запасы, кто впадает в спячку, кто утепляется на зиму. Теперь вы знаете, что звери и птицы занимаются хлопотами при подготовке к зиме. А теперь попросим старичка-лесовичка вернуться из леса в группу.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилась экскурсия? что именно понравилось?

Ответы детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...